Екатерина Щербакова
Александра Хайрулина о воскресных школах, преподавании христианской этики и классах духовного пения
Где ребёнок может узнать больше о Боге и православной вере? А взрослый человек? Кто преподаёт христианскую этику в школе? Где можно научиться богослужебному пению?
Об этом и многом другом в преддверии празднования памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, мы беседуем с Александрой Павловной Хайрулиной — заместителем руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
Александра Хайрулина. Фото Александра Шурлакова
— Александра Павловна, расскажите, пожалуйста, о тех направлениях работы, которые вы ведёте.
— Образовательная и просветительская работа в епархии ведётся в рамках отдела образования и катехизации. Руководит отделом протоиерей Александр Пеканов, настоятель Благовещенского храма города Горловки, я — его заместитель. Мы работаем в нескольких направлениях. Первое из них — это воскресные школы. После прихода на Горловскую кафедру Преосвященнейшего Митрофана их развитию стало уделяться особое внимание: увеличилось количество, расширились штаты ранее существовавших школ. Началась активная методическая работа в епархии.
Методическая работа с воскресными школами прошла несколько этапов. На первом была собрана и систематизирована информация обо всех воскресных школах в епархии. Для этого был составлен список школ, учителей, преподающих в них, база данных по методическому и материальному обеспечению. Кроме того, был составлен список программ, по которым велась работа в школах, подсчитано примерное количество детей, обучающихся в них.
Следующим шагом стало создание методобъединения учителей воскресных школ и назначение протоиерея Вадима Ильчука, настоятеля храма в честь прп. Иова Почаевского г. Константиновки, его руководителем. Воскресная школа «Голубка», действующая при храме прп. Иова Почаевского — одна из лучших воскресных школ в епархии.
Целью деятельности этого объединения стало обобщение опыта воскресных школ епархии, создание методической копилки, налаживание общения между разными воскресными школами — как между учителями, так и между детьми. Именно на достижение этих задач были направлены все мероприятия, проводимые епархией.
— Как это осуществлялось?
— Во-первых, в прошлом году была проведена Первая региональная конференция в честь памяти святых Кирилла и Мефодия. Вторая состоится в начале июня этого года. Далее систематически проводились методобъединения учителей. Кроме того, воскресные школы постоянно привлекаются к разнообразным совместным молодежным проектам, например, к участию в фестивале «Искорка Божия».
Огромную роль в сплочении детей разных воскресных школ сыграли православные смены в детском оздоровительном лагере в 2010 и 2011 годах.
— Используете ли вы какие-то альтернативные формы работы с преподавателями?
— Для создания методической копилки и систематизации работы воскресных школ было проведено несколько педагогических конкурсов на лучшую методическую разработку и внеклассное мероприятие. В этом году конкурсы были направлены на организацию историко-поисковой и творческой работы воскресных школ разных приходов. Форма конкурса очень хорошо стимулирует работу, привносит живость в сферу методики, если можно так сказать.
Также было создано несколько методических дисков для воскресных школ, которые были распространены по всей епархии с целью введения некоторого стандарта в отношении программы обучения.
— Чтобы преподаватели знали, на что ориентироваться?
— Да. На них содержатся варианты программ, которые рекомендованы отделом религиозного образования епархии для использования в наших воскресных школах. Также даны образцы сценариев и методические указания по организации внеклассных мероприятий. Создана подборка мультфильмов для детей.
У нас в Горловке работой воскресных школ руководит протоиерей Иоанн Дворянов, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Раз в месяц проводятся собрания методобъединения преподавателей, также есть методическая копилка, куда мы стараемся собрать планы внеклассных мероприятий, конкурсов, праздников, а также авторские программы, которые создаются учителями, адаптации имеющихся программ и, конечно же, планы-конспекты уроков и занятий. В будущем планируем все эти материалы систематизировать, обработать и издать для распространения по епархии, а может быть — и за её пределами.
— А сотрудничаете ли вы с государственными общеобразовательными школами? И если да — то как?
— Второе направлением деятельности нашего отдела, конечно же, — сотрудничество с государством в сфере образования. Речь идет о введении в общеобразовательный курс предметов духовно-нравственного направления, в частности — христианской этики.
Христианская этика — это предмет по выбору, который вводится в общеобразовательных школах за счёт вариативной части программы. Вводиться он стал не так давно — около пяти лет ведётся совместная работа Церкви и Министерства образования Украины. За это время было создано несколько программ, рекомендованных Министерством, но главная проблема, с которой мы столкнулись — это отсутствие подготовленных кадров.
Было желание обучать детей основам православия со стороны родителей, директоров школ, но не было людей, которые могли бы преподавать. И потому в Горловке мы пошли следующим путём: несколько лет назад были созданы епархиальные катехизаторские курсы для преподавателей христианской этики. В течение четырёх лет на них было обучено более ста учителей общеобразовательных школ. Программа была рассчитана на годичное обучение.
Преподавались следующие предметы: введение в толкование Нового Завета, введение в толкование Ветхого Завета, введение в христианское этическое учение, методика преподавания православной этики и культуры, христианская педагогика, введение в изучение христианского богослужения и основы христианского вероучения.
Курсы просуществовали четыре года. Со следующего года мы предполагаем их возобновить и несколько реформировать, направив свою работу на преподавателей-предметников и на установление межпредметных связей между христианской этикой и другими школьными предметами.
— Из перечня предметов, изучаемых на курсах, становится понятным, насколько важную образовательную роль они имеют! В этой связи вопрос: а можно ли не-преподавателям, желающим расширить свои знания в области православия, поступить на них? Иначе говоря — можно ли получить такое образование «для себя»?
— Конечно! В этом году был сделан годичный перерыв в проведении курсов — специально для того, чтобы реформировать их, сделать более привлекательными для более широкого круга слушателей. Приглашаем всех, кто хочет расширить свои знания о Церкви и православии. Возможно, в дальнейшем кто-то захочет оказать помощь в волонтёрской работе епархии — будем очень рады.
— В чём ещё заключается ваше сотрудничество с государством в сфере образования?
Подписание договора о сотрудничестве в Краматорске. Фото Игоря Граченко
— В Горловке был подписан договор о сотрудничестве между епархией и управлением образования Горловского городского совета. Позже такие же договоры были подписаны в Славянске, Краматорске, сейчас ведутся переговоры в Артёмовске и Дружковке.
Кроме того, у нас в Горловке действует положение о духовном патронате, по которому духовенство может оказывать консультативную и иную помощь учителям в преподавании христианской этики, участвовать в семинарах, учитель имеет право пригласить священника на урок, и тому подобное.
— Кто выступил инициатором такого сближения? Кто вёл переговоры с чиновниками?
— Инициатором выступает Горловская епархия. В Горловке и Славянске подготовкой подписания договора занималась я, в Краматорске всё проходило по инициативе благочинного протоиерея Иоанна Устименко, его трудами и стараниями.
Эта работа имеет свои плоды: на данный момент в епархии продолжается увеличение числа школ, в которых преподаётся христианская этика.
— Я обратила внимание, что вы активно делитесь своим опытом и наработками в преподавании этой дисциплины.
— Это очень важная сторона нашей работы! Прежде всего, мы стараемся участвовать в деятельности методических объединений учителей христианской этики в разных городах. Также проводим сами и участвуем в конференциях, проводимых государственной системой образования для преподавателей христианской этики и учителей воскресных школ.
Такие встречи помогают в систематизации проделанной работы, обмене опытом и самое главное — постановке и решении проблемных вопросов. Подобное общение очень важно: оно взаимовдохновляет. А ведь поддерживать педагогическое горение — дело сложное. И невероятно важное!
На мероприятиях, которые организовывает епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, мы стараемся построить программу так, чтобы были затронуты самые важные моменты работы наших преподавателей. Есть блок методический, обучающий, где мы стараемся дать навыки, которые прежде всего пригодятся в практической работе.
Первая конференция была проведена в прошлом году, в нынешнем мы несколько расширим круг рассматриваемых вопросов. Будут приглашены интересные педагоги со всей Украины, коснёмся вопросов социальной работы и работы с молодёжью. Хочу пригласить всех желающих!
— Когда состоится конференция?
— В начале июня. Более точная дата станет известна чуть позже; в ближайшее время информация о конференции будет опубликована на сайте епархии.
— Ещё один образовательный проект епархии — это обучение духовному пению. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
Класс духовного пения поёт на Пасхальной службе. Горловка, 2013 г. Фото Михаила Андреева
— Первые классы обучения детей духовному пению появились в Артёмовске и Краматорске.
Два года назад у нас в Горловке по инициативе директора Горловской школы искусств № 1 Натальи Вадимовны Сергиенко и Преосвященнейшего епископа Митрофана был открыт аналогичный класс. Мы занимаемся по программе, разработанной артёмовским преподавателем Галиной Семеновной Маковской.
— Чему же учат деток?
— В классе духовного пения дети могут получить качественное музыкальное образование, а кроме того, глубже узнать культуру украинского народа, православную традицию. Для этого им преподаются следующие предметы: сольфеджио, музыкальная литература, хор и история христианской культуры. Мы ждём всех детей! Собеседование будет проходить 29 мая в 13.00 в Школе искусств.
— А требования к поступающим какие?
— Минимальные! По своему опыту могу сказать: не поющих детей не бывает! К нам приходили дети, не имеющие никаких вокальных данных, с полным отсутствием слуха, голоса и чувства ритма, которые, однако, очень хотели петь. По просьбам родителей мы брали их на испытательный срок. И через время они показывали прекрасные результаты. Так что если начать учить ребёнка пению в лет шесть-семь — он непременно распоётся! Конечно, при условии, что не будет лентяйничать.
Вообще, подавляющее большинство детей любит петь. Это скрипка или фортепиано требуют усидчивости и особого прилежания, пение в этом плане проще и привлекает детвору намного больше.
— Александра Павловна, в заключение хотелось бы услышать о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь. Какие трудности вы считаете главными?
— Вспоминаются слова расслабленного из Евангелия: «Не имам человека!» Иначе говоря, главная проблема — это нехватка людей. Ведь воспитывать детей в духе православных, да что там, просто общечеловеческих ценностей — это великий подвиг. Он совершенно не ценится нашим обществом, государством. Эта рутина, этот каждодневный труд, складывающийся из мелочей, требует огромных усилий.
Проблем много. Это и выгорание людей, занимающихся такого рода преподаванием, и просто нехватка педагогов, которые хотели бы себя этому посвятить. Это ведь невыгодно, непрестижно, требует самоотдачи и самопожертвования. К сожалению, в наше время не все на это готовы, мало кто хочет такую работу.
Очень нужны люди, которые хотели и могли бы работать с детьми. Очень хотелось бы, чтобы приходили молодые специалисты, которые сами жили бы духовной жизнью — и делились бы своим опытом с детьми.
Что делать? — В упомянутой истории расслабленный дождался Христа. Он не имел человека, который помог бы ему, но ему помог Господь. Я так же уповаю на Бога и надеюсь, что Он пошлёт людей, которые захотят заниматься такой работой, таким служением.
Беседовала Екатерина Щербакова