Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина
Суд над Богом
Вот и началась Страстная седмица. Из года в год мы идём вместе со Спасителем этим скорбным путём. Он начинается в по-весеннему красивом, но полном печальной тишины Гефсиманском саду. Здесь, на этом склоне Елеонской горы, Господь в последний раз смотрел на Свой город и говорил о его будущем и будущем всего мира. Эти камни и деревья помнят последнюю проповедь Иисуса к народу и ученикам.
Гефсиманский сад
Католический храм в форме слезы на месте плача Господа об Иерусалиме — на территории монастыря «Отче наш». Эта молитва тоже была дана здесь, на склонах горы Елеон.
Колонны несохранившегося православного храма IV века на месте последней общественной проповеди Христа.
Древняя византийская мозаика на полу храма.
Захоронение первых христианских мучеников.
Место, где молился Господь в ночь перед Своими страданиями, тоже находится здесь. Путь сюда из Сионской горницы, где была совершена Тайная вечеря, лежит через весь Старый город. Возможно также, что Господь с учениками пришел сюда вдоль городских стен — этот путь намного короче.
Сионская горница, место Тайной вечери
О том, где точно находилось место моления о Чаше, мнения разнятся. Францисканцы вам покажут большой камень посреди храма Всех наций, испещрённый острыми сколами. Сегодня он находится внутри огромного кованого тернового венца, на ветвях которого изображены птицы.
Самая древняя часть Гефсиманского сада, где растут тысячелетние оливы, тоже находится на территории францисканского монастыря.
Православное предание говорит о другом месте — небольшом скромном гроте на территории монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины. Здесь Иуда указал вооружённым слугам первосвященников на Спасителя, предательски поцеловав Его.
Дорога с Елеонской горы к стенам Иерусалима, по которой стражники вели Спасителя, в древности проходила там же, где и сейчас.
Суд у Анны и Каиафы
Сперва Иисуса повели к первосвященнику Анне, где Спаситель принял заушение от рабов. Но Анна, боясь ответственности, отправил Осуждённого к своему родственнику Каиафе.
Скорее всего, дальше их путь проходил вдоль внешней стороны стен, чтобы не привлечь ничьего внимания. По крайней мере, этот путь к дому первосвященника Каиафы, где уже собрался весь синедрион, — самый близкий. Это место находится почти рядом с Сионской горницей.
Сегодня на месте дома Каиафы построен храм святого апостола Петра. Здесь, во дворе перед домом, апостол грелся у костра, ожидая, когда выведут Спасителя. Он оказался самым смелым из всех — вошёл внутрь. Остальные разбежались. Однако и он, когда его спросили, не ученик ли он Иисуса, трижды отрёкся, сказав, что «не знает Человека Сего».
Купол этого необычного храма поверх креста венчает изображение петуха, напомнившего апостолу Петру о его отречении. Церковь тоже принадлежит католикам.
Сохранились фрагменты древнего православного храма, находившегося на этом месте. Например, эта мозаика.
После суда у Каиафы слуги первосвященников уже в сопровождении множества кричащего народа отвели Христа к Пилату. Ещё недавно эта же толпа возглашала осанну Сыну Давидову.
Суд у Пилата
Претория (резиденция) перфекта Иудеи располагалась у Львиных ворот, почти там же, где и дом первосвященника Анны, куда сперва привели Иисуса. Здесь начинается известный всем паломникам путь Скорби — Via Dolorosa. На нём расположено 14 «остановок» — святых мест, связанных с последним путём Христа — от дома римского прокуратора до Голгофы, где Он будет распят.
На этом месте некогда стояла резиденция Понтия Пилата. Сегодня здесь построена школа. Сама претория теперь находится под землёй — новые постройки возводились поверх руин старых. Однако значительная часть её и во времена прокуратора Иудеи была подземной — там располагалась тюрьма. Вход в неё сегодня совершается по довольно мрачной лестнице, передвигаться по которой в царящем полумраке нужно с осторожностью, чтобы не оступиться.
-
-
-
-
Храм на месте суда Пилата над Христом
-
Тюрьма, где держали Христа.
На каменном полу можно увидеть знаки, начерченные копьями. Это «поле» для популярной среди римских солдат игры в кости. Игроки бросали кости и выбирали среди заключённых «царя». Далее, также бросая кости на знаки игрового поля, они выбирали, какие почести воздать «царю». Надевание «короны», багряницы, вручение «скипетра» носило характер глумления и сопровождалось избиением. Христу надели на главу терновый венец, который причинял невыносимые страдания. «Скипетром» — палкой, которую «вручили» Ему, затем били Его по голове. Для участия в игре собирался весь полк. В конце неё осуждённый должен был умереть.
-
-
-
Римская игральная кость I века н.э.
-
Перед тем, как привести в это мрачное место Христа, Понтий Пилат отправил Его на суд к Ироду, который в те дни был в Иерусалиме. Но тот отослал Узника обратно. Тогда Пилат «велел бить Его». Осуждённому давалось тридцать девять ударов плетью со «скорпионами» — острыми крючьями, разрывающими тело. Сорок ударов было смертной казнью, но после тридцати девяти узник мог выжить. Отдавая такой приказ, Понтий Пилат надеялся, что это умилостивит первосвященников и народ, и они согласятся отпустить Христа. Но этого не произошло…
Таким образом, за эти сутки страданий Спасителю трижды вынесли смертный приговор — у первосвященника Анны, у Каиафы и у Пилата, и трижды совершили над ним смертную казнь. Дважды она была совершена в претории прокуратора: бичеванием плетью и избиением во время игры римских солдат, в конце которой узник должен был умереть, и третий раз — распятием. Оба первых раза Узник выжил — «да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 18:32).
Сохранившиеся камни древней мостовой.
Место, отмеченное аркой с надписью «Ecce Homo» («Вот Человек»), где Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и, указывая на Христа, сказал «Се человек» (Ин. 19:5).
Сюда Понтий Пилат вышел, чтобы сперва уговорить народ осудить другого узника, а затем умыл руки и вынес окончательный приговор Христу. Здесь на Господа водрузили Крест, с которым Его повели на место распятия — Голгофу.
Мозаика на церкви св. ап. Петра в Иерусалиме
Когда судья — каждый
Если бы имеющих полномочия в Иерусалиме было больше, суд над Богом совершился бы гораздо большее число раз. Да и осудили Христа не Каиафа и Пилат, который больше «искал отпустить Его», а вся многотысячная толпа жителей Иерусалима. Та самая, которая совсем недавно приветствовала своего Мессию, воскресившего Лазаря и совершившего торжественный вход на ослике, как во времена помазания древних иудейских царей на царство.
Почему так много людей, видевших явные чудеса Спасителя, готовы осудить своего Бога, вынести Ему приговор, не подлежащий апелляции? Почему каждый возвысился в своей гордости настолько, что считает себя судьёй даже над Богом?
Не нужно смотреть на эту разъярённую и кричащую толпу со стороны. Заглянем сперва в своё сердце. Сколько раз оно роптало на Бога, сколько раз кричало Ему «за что?!» Задумаемся, были ли в нашей жизни явные чудеса Божии? Наверняка, каждый может вспомнить о них. И, тем не менее, в минуты, часы и дни скорби на этой земле мы вновь и вновь обвиняем Бога.
Но виновен ли Он в происходящем зле? Глядя на устройство этого мира, порой действительно невольно начинаешь сомневаться в том, что всё было задумано Богом. В Библии сказано, что после грехопадения земля произрастит терния и волчцы. В реальности всё выглядит гораздо хуже. Животные поедают друг друга, и оставь их без мяса и крови жертв, они вскоре погибнут. Множество растений живут только на других живых растениях, их бытие заключается в том, чтобы убивать другого. Весь этот мир медленно движется по спирали саморазрушения, и энтропия — всеобщий закон мироздания.
Нет, природа и этот мир не учат добру и справедливости, а скорее, наоборот: жестокой конкуренции, взаимной, ничем не обусловленной вражде и абсолютному равнодушию к смерти. И только человек из всего мироздания, глядя на всё это, кричит: нет! так быть не должно!
Если человеку определён Богом шанс вернуться к своему Создателю, если Он протянул Своему творению руку помощи, то почему те, кто доверился Ему, погибают в войнах и под завалами от землетрясений, подвергаются мучениям и пыткам, почему детская молитва к Создателю бывает не услышана и дети умирают в тяжких муках? Достаточно заглянуть в любой хоспис, чтобы по телу прошла дрожь и в мыслях встал вопрос: а есть ли Бог на земле?
Есть такой фильм «Суд над Богом» (2008). Он про холокост и про то, почему Бог допустил всё это. У молящихся в камере пленных евреев такое ощущение, что Бог — на стороне мучителей. По мысли автора этого фильма, Создатель просто не вмешивается в нашу жизнь, Он оставил человека разрушать эту землю и просто ждёт, чтобы совершить Страшный Суд. Но так ли это? Есть ли какой-то смысл у существующего в этом мире зла? Почему Бог, пришедший на землю, просто берёт Крест и идёт умирать вместе со Своим творением?
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево:
Мозаика на церкви св. ап. Петра в Иерусалиме
Виновен ли Бог?
Ответ надо начинать с момента сотворения человека. Господь создал его по образу и подобию Своему. Фактически, Он создал Себе дитя. Бог дал человеку дар, который отличает его от любого живого существа — свободную волю. Он не создал биоробота, запрограммированного только на добрые дела. Каждый человек сам вправе решать, творить ему добро или зло. Это величайшая милость Божия, величайший дар и величайшая ответственность.
Когда Адам и Ева согрешили, впустили в жизнь свою грех, зло, непослушание, это был сугубо их выбор. Знал ли Бог о том, что Адам и Ева согрешат? Безусловно, знал. Мог ли Он сотворить их такими, чтобы они не согрешили? Конечно, мог. Но для этого Ему бы пришлось лишить их права выбора, свободной воли. Тогда бы человек, по сути, не был человеком. Он был бы просто биороботом, который обязан чётко выполнять все установки, вложенные в него Богом.
Зло приходит в мир не по воле Божией. Зло приходит в мир по воле человека. В нашем мире много войн и кровопролитий. Но виноват ли в этом Бог? Виноват ли Он в том, что какой-то тиран развязывает войну? В этом виноват человек. Виноват ли Бог в том, что молодая мать садится за руль автомобиля в выпившем состоянии и попадает в аварию? В этом тоже виноват не Бог.
Неоценённый дар
Каким мы хотим видеть вмешательство Бога в дела этого мира? Бог должен по нашему заказу убрать тиранов и преступников? Но при этом Он заберёт у людей свободную волю — тот дар, который Сам же и даровал. Это краеугольный камень в вопросе о зле — дар, которым Бог наградил человека, дар свободной воли. Эта воля не всегда добрая. Зачастую она злая.
У животных нет свободной воли. У них есть условная воля. Волка можно поймать и отругать за то, что он загрыз овцу, но он не будет осознавать своей вины — ему просто хотелось есть. У него есть рефлекс, это не свободная воля. Когда мы говорим, почему Бог не вмешивается, мы должны помнить, что у человека — осознанная свободная воля.
Есть прекрасный фильм. Я бы его советовал всем, кто будет читать нашу статью. Он называется «Хижина». Этот фильм снят в 2016 году. Он о том, как отец потерял свою маленькую дочь. В этом фильме есть момент разговора человека с Богом. Господь спрашивает у отца: «Тот, кто убил твою дочь, — виновен?» Человек отвечает: «Да, виновен».
Далее Господь говорит о том, что каждый человек считает себя судьёй, каждый считает себя экспертом буквально во всех областях. И отвечает отцу: «Хорошо, он виновен. А отец, который в своё время искалечил психику этого будущего маньяка, — он виновен?» Человек отвечает: «Да, да, конечно, и отец виновен». Господь говорит: «Хорошо. А отец отца, который в своё время точно так же плохо себя вёл и привил своему ребёнку жестокость — тоже виновен?» Человек говорит: «Конечно! Конечно, виновен!» И Господь говорит: «А ты понимаешь, что если ты будешь так судить, то мы дойдём и до твоих предков, и до Адама и Евы?»
Обвинять Бога в происходящем зле — это очень поверхностный взгляд, это взгляд сиюминутный. Мы должны задуматься над этим вопросом намного глубже. Если порассуждать, то виноваты мы все. Никто из нас не достоин Царствия Небесного. Никто из нас не достоин единения с Богом. Нас всех надо отправить в ад за наши грехи. Но мы все — дети Божии, и Господь каждого из нас любит, действительно любит, и каждому даёт время на покаяние. Кто-то этим временем пользуется и приходит к Богу, кто-то — нет. Но судьёй ему может быть только Господь. Он говорит: «Аз воздам» (Евр. 10:30). Не человек. Потому что мы мыслим сиюминутными категориями, а Господь смотрит в масштабе вечности.
В. Васнецов «Страшный Суд»
Жить в разрушающемся мире
Бог создавал человека как творца, и нам больно смотреть на разрушающийся мир. Но, с одной стороны, мы видим в этом мире энтропию, разрушение, а с другой — и созидание: образуются новые планеты и звёзды. Учёные это наблюдают. Разве это не созидание? Что-то старое разрушается, но что-то новое приходит.
Человек по своей природе созидатель. Но тот грех, который в него вошёл, его разрушает. Можно задать вопрос: почему Бог, в конце концов, не наведёт порядок? Ведь Он знает, кто больше грешит, кто меньше. Ведь среди нас, возможно, находятся будущие преступники, которые совершат ужасные деяния. Может быть, лучше сразу их ликвидировать, чтобы они не мешали другим?
Очень многие люди задают этот вопрос — почему Бог не вмешивается прямо сейчас? Почему Он не спасает младенцев, не предотвращает аварии, допускает, что на земле живут маньяки?
Мы живём во времени, которое для нас — путь в вечность. Наше сегодняшнее бытие — не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом. В этот мир мы были изгнаны из рая после совершения греха. Наше пребывание здесь временно. Это не то место, где мы можем хорошо устроиться — купить себе красивую мебель, дачу, машину, найти замечательную жену или мужа и вечно пользоваться всеми этими благами. Жизнь — это дорога, и нам нельзя собирать много вещей. Эта дорога однажды кончится.
Бог ждёт конца истории, Он ждёт конца пути, чтобы произвести суд. Если Он прямо сейчас начнёт разбираться, кто прав, кто виноват, я думаю, каждому из нас не поздоровится. У каждого из нас есть грехи. Они есть и у меня, хотя я священник.
Чтобы совершить суд, нужно закончить с этим миром. Остановить время и разбираться — с каждым. И это произойдёт обязательно. Бог ждёт, когда покаются люди, которые пока ещё не пришли в осознание греха.
По этому поводу мне вспоминается интересный случай, о котором я читал в житии святых. Жил один преступник. Он промышлял грабежами и убил очень многих людей. Однажды, скрываясь от властей, он пришёл в монастырь, который находился в глухом лесу. Монахи не знали, кто перед ними. Они его приняли, и он поселился там, скрываясь от правосудия. И спустя определённое время он начал верить. Приходить в храм на службу, исповедоваться и причащаться. Священники его не выдавали, потому что не могли нарушить тайну исповеди.
И вот ещё через время его начала мучить совесть. Подходя к Чаше, он всегда вспоминал одного из убиенных им детей. Он покинул обитель, пошёл к властям и сдался. Он был казнён. Почему он сделал этот шаг? Казалось бы, живи в монастыре, никто не знает, кто ты, и никто тебя не выдаст. Но человек сам приходит к покаянию. Он понимает, что ему нужно понести расплату. Бог не судит сию минуту. Он даёт каждому время покаяться.
Возвращение к Богу
Откуда вообще взялся грех, почему он пришёл на землю? Почему Бог его не искоренит? Почему за грехи Адама и Евы страдают все остальные люди? Человечество — единый организм. Все мы братья и сёстры. Через Адама и Еву, наших прародителей, грех вошёл в природу человека, как некое генетическое заболевание, которое передаётся всему человеческому роду. Мы видим рождение больных детей, наследственные болезни. Грех извращает всю природу человека.
Когда человек приходит в этот мир, перед ним открываются два пути — к Богу и от Него. Каяться, становиться лучше, любить и прощать — или оставаться таким, какой ты есть: эгоистом, думающим только о себе и о своём благе. В этом тоже мы видим Бога, Его замысел. Если человек становится чище, это путь прогресса. Здесь два пути — либо прогресс, либо регресс.
Свободная воля, которую даровал Бог человеку, — и дар, и огромная ответственность. Говоря о зле, которое пришло в этот мир, мы не должны обвинять Бога, мы должны думать о себе и о том зле, которое приносим мы сами.
Бог сегодня с каждым человеком. Мне понравился ответ одного священника. Когда его спросили, где же Бог, он ответил: «На Кресте». Бог и сегодня сораспинается с каждым человеком.
Есть ли другой путь?
Когда ребёнок растёт, он попадает в разные неприятности: то собака его укусит, то он в яму упадёт, то поранится, то сам кого-то ударит. Но родитель не может постоянно его одёргивать. Ребёнок должен приобрести жизненный опыт, понять, что правильно, что нет, что можно делать, а что нельзя. Точно так же и человечество. Мы считаем себя очень мудрыми, но в глазах Бога мы все — маленькие дети.
Мы все совершаем и претерпеваем много несправедливости. Но человечество должно пройти свой путь до конца, как прошёл его Христос. Мы идём по пути в жизнь вечную. Господь не может прервать этот путь. Он не может нас прямо сейчас остановить и начать разбираться, кто прав и кто виноват. Он говорит нам: «Идите! У вас есть заповеди. У вас есть Священное Писание, есть святые угодники. Есть всё для того, чтобы вы могли пройти этот путь и достичь единения с Богом». Но как мы будем идти — это наш выбор, это не выбор Бога. Потому что у нас есть дар свободной воли.
В. Васнецов «Распятие Христа»
Почему Бог подчинился злу?
Почему Христос дал себя распять? Это жертва. Чтобы вновь открыть двери рая для человечества, нужна была искупительная жертва. Бог Сын приходит на землю для того, чтобы принести эту жертву за человека. Он приходит и искупает грехи каждого. Разрушает врата ада и даёт возможность человеку войти в рай.
Евреи ждали мессию-царя, правителя. Они тоже мыслили сиюминутными категориями. Для них Христос был воплощением могущественного человека, им никак не мог быть плотник.
Где Бог, когда происходит зло? Он и сегодня искупает Своё творение, Своих детей. Можно провести аналогию с родителями. Когда ребёнок совершит что-нибудь плохое, в школу вызывают родителей. Они приходят и выслушивают обвинения, по сути, берут на себя вину ребёнка, потому что ребёнок ещё не осознаёт, что он творит. Приходя в школу, мы понимаем, что сейчас будем «получать» от классного руководителя или директора, но мы добровольно идём, потому что это наш ребёнок и мы его любим. Точно так же Господь приходит, чтобы принять на Себя наши грехи, открыть двери Царства Небесного.
Христос в полной мере испивает ту чашу, которую должен был испить. Если бы Бог не умер, Он бы и не воскрес. Ему нужно было умереть от руки Своих детей, чтобы до конца испить ту чашу, которая Ему предназначалась. Мы помним Его молитву в Гефсиманском саду: «Да минует Меня чаша сия!» (Мф. 26:39). Есть чаша людских грехов, которую надо было выпить до дна.
В тот момент, когда Христос испивал эту чашу, апостолы не понимали, что происходит. Они не понимали, почему Господь умирает, почему Он не призывает сейчас легион Ангелов, чтобы спастись. Если бы тогда Христос спасся, человечество не было бы спасено, двери рая не были бы открыты, ад не был бы разрушен. Но Христос до конца испивает эту чашу. Он приносит искупительную жертву.
И впоследствии мы видим Воскресение Христа, Его торжество над грехом. Этот путь Христу надо было пройти до конца. А конец — это распятие и Воскресение. Логическое завершение всего того, для чего Христос пришёл на землю. Он знал, для чего Он пришёл. Христос приходит умирать за Своё творение.
Только через много лет к Его последователям начало приходить понимание той жертвы, которую Христос принёс за людей. Первоначально понимание о жертве и о Боге у них, как и у всех иудеев, было другим. Господь приносит на землю не зло, Он приносит любовь. Безграничную любовь к Своему творению.
Фрагмент совместной картины Яна Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса «Рай», 1616
Возможен ли мир без страданий?
Мы не знаем, войдут ли в Царство Небесное хищники, и как они будут там себя вести, будут ли там острые камни, о которые можно разбиться, и ветки, о которые можно уколоться, и что из этого привычного нам, но опасного мира войдёт туда. Мы не знаем о том, как устроено Царство Небесное. Мы не знаем всего замысла Бога. Возможно, будут изменены природа животных и физические законы мироздания. Да это, по сути, и неважно. Важна сама душа человека.
Самое главное, что нужно понять: рай — это не вечнозелёный сад, где растут яблоки и текут реки с молочными берегами, это единение с Богом. Точно так же, как и ад — это не сковородка, где жарятся грешники. Бог — всеобъемлющая любовь. В этой любви будет находиться и человек. Ад — это место, где нет Бога, нет любви. А там, где нет любви, человек страдает.
Посмотрите на людей, которые живут без любви. С ними очень тяжело общаться. Человек, у которого нет веры и любви, вечно озлоблен. Представьте, что будет в вечности, если он будет лишён Божественной любви. Это ведь страшно, это, действительно, ад. Рай — это место, где есть Божья любовь. А остальное Господь управит.