Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина
«Не житьё, а масленица»? Как правильно провести эту неделю
Нужно ли сжигать чучело, прыгать через костёр и делиться блинами с покойниками? Настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский развенчивает мифы и призывает сохранять спокойствие.
Миф № 1. Масленица — праздник встречи весны.
Понимание масленицы в христианстве и народных верованиях абсолютно разное. В народе масленица — это проводы зимы и встреча весны. Отсюда всевозможные гулянья, сжигание чучела. С точки зрения христианства, это прямое язычество.
Как относятся христиане к этой неделе? Мы находимся в преддверии Великого поста. Это последняя неделя перед постом, уже было заговенье на мясо. Христиане готовятся войти в Великий пост. И блины — это последнее скоромное блюдо, которое мы вкушаем. Мы печём блины не в честь солнца, а просто чтобы заговеться на Великий пост.
По моему мнению, как священника, эту неделю христиане должны провести достойно: относиться к ней как к дням заговенья, по возможности попросить друг у друга прощения, сделать какое-то доброе дело, подготовить свою душу к принятию Великого поста.
Как правило, самые большие народные празднования в честь масленицы — в Прощёное воскресенье, в тот день, когда во всех храмах совершается не только литургия, но и чин прощения. Священник просит прощения у прихожан, люди друг у друга просят прощения.
Этот день нужно провести спокойно. Здесь нет места каким-то гуляньям, безудержному веселью. Здесь место и время подумать о себе, своих делах, о том, с чем каждый из нас входит в Великий пост. А если в такой день человек гуляет, веселится, а на следующий готов поститься, то я в такой пост не верю. К посту надо себя подготавливать.
Конечно, абсолютно неуместны всевозможные празднества, сжигания чучела — то, что мы наблюдаем каждый год.
Миф № 2. Обязательно всю неделю готовить и есть блины.
Нет, не обязательно. Блины — это народная традиция. Это традиционное блюдо, но готовить и есть его всю неделю, я думаю, абсолютно не нужно.
Миф № 3. В эту неделю запрещается есть рыбу.
На масленицу запрещается есть мясо. Рыба не запрещается.
Миф № 4. Первый блин обязательно нужно отдать нищему.
Милостыню мы должны подавать постоянно. Желательно делать это как можно чаще. Не «последний блин» или «первый блин» отдать нищему, а помочь ему. Можно дать ему два, три, пять блинов. А считать, какой этот блин был по счёту — первый или десятый, — я думаю, не стоит.
Миф № 5. Последний блин масленицы в Прощёное воскресенье надо принести на могилу почившего родственника, чтобы попросить у него прощения.
Я думаю, что усопшие родственники не едят блины. «Пища» для усопшего родственника — это молитва о его душе. Помянуть, помолиться — прямая обязанность близких почившего. Если хотите сделать доброе дело, то вокруг нас очень много нуждающихся людей. Мы всегда можем отнести блины им, попросить их помолиться о почившем. Это будет намного правильней, чем идти на кладбище и на могилу класть пищу.
Раньше смысл этого действия заключался в том, что люди приносили на кладбище продукты питания, а потом нищие ходили по могилам и поминали, молились об усопших за это подаяние. Но сейчас намного проще отдать продукты человеку лично и попросить его помянуть почившего.
Миф № 6. В Прощёное воскресенье обязательно помыться в бане.
Я бы посоветовал мыться в бане не только в Прощёное воскресенье, но и при любой возможности. В Прощёное воскресенье, не в Прощёное, в понедельник, вторник — это очень полезно. Но баня не смывает духовную грязь, как считают те, кто следует этому народному поверью. Нужно различать духовную грязь и телесную. Духовная грязь «смывается» только постом, молитвой и покаянием. Другого пути нет. Только твои добрые дела, твой пост, твои молитва и покаяние омоют твои грехи.
Топ-10 бессмысленных обычаев на масленицу. Не повторяйте такое никогда.
- В старину подростки встречали масленицу следующим образом: скакали с блином верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное!» Не пытайтесь повторить подобное, иначе соседи будут к вам относиться настороженно.
- В последнее воскресенье, когда можно было употреблять мясо (Неделю о Страшном суде), существовал обычай двенадцать раз есть мясные щи. Мясные — не мясные, а для желудка всё равно верная погибель. Тут уж волей-неволей раньше Пасхи ничего скоромного есть не сможешь…
- Чучело «Масленицы», посаженное на кол, — ещё цветочки по сравнению с обычаем водить по селу корову, обутую в лапти, который существовал в Белгородской области. Отчего-то не столько смешно, сколько жаль корову — ведь животное могло запросто упасть и сломать ноги.
- Там же существовал обычай возить в телеге козу, повязанную женским платком. Не завидуйте той красавице, которая будет потом в него наряжаться.
- И кататься на соломенном коне. Для этого лошадь из соломы обливали на ночь водой. Получалась ледяная скульптура. Учитывая весенние особенности погоды, катание явно было небезопасным — к середине дня лошадь могла начать таять и треснуть под «всадником».
- В некоторых сёлах Витебской области совершался обычай «похороны деда». В одном из домов устанавливали гроб с соломенным чучелом деда. Замужние женщины оплакивали чучело как живого человека. После этого гроб с «дедом» несли на кладбище, где закапывали в снегу, соломе или поджигали. Не спешите набирать номер скорой помощи и вызывать 12-ю бригаду, если увидите такое — обычай внесён в список историко-культурного наследия Белоруссии.
- Опять-таки в Белгородской области в числе масленичных забав было затаскивание на крышу… телеги. Потом, очевидно, всем селом ремонтировали крышу и чинили телегу. Тоже интересные занятия.
- Ночью во время всеобщих гуляний парни поджигали колёса от телег и пускали их с горок. Если колесо не падало, год обещал быть плодородным и удачным. Особенно если у телеги была пара запасных колёс. Ведь иначе ни урожай с поля привезти, ни на ярмарке его продать — каким бы плодородным год ни был.
- Игры с медведем и купание в проруби, приводившие в ужас иностранцев, сущий пустяк по сравнению с обычаем перепрыгивать через костёр. Женщины и девушки наряжались в длинные и широкие юбки, в которых и отправлялись участвовать в этой забаве. Победителем становился тот, кто прыгнул удачно — чья одежда не загорелась.
- В Украине и Белоруссии в старину масленичная неделя также называлась «колодий». Вы ни за что не догадаетесь, почему. По окончании последней недели, когда до Великого поста можно было справлять свадьбы, девушкам и холостым парням привязывали к ноге деревянную колоду в знак осуждения за то, что они не успели вступить в брак в положенное время. В некоторых областях вместо колоды привязывали… свиное корыто. А холостых парней «женили» на ёлке, которую приволакивали из леса. Если думаете, что мир сошёл с ума уже в наше время, то вы заблуждаетесь.
Неудивительно, что с масленицей долгое время боролись духовенство и здравомыслящие миряне. Даже в конце XVII века московский патриарх Адриан призывал уничтожить этот «бесовский праздник». Однако, поняв, что с народными традициями бороться бесполезно, какими бы странными они ни были, масленицу включили в православный календарь. Произошло это только в конце XVIII века.
Как правильно провести эту неделю перед Великим постом?
Протоиерей Николай Марковский:
Эта неделя — возможность задуматься о том, кто мы, о наших делах. Если человек совершает добрые дела, он приумножает добро. Если он осуждает, сквернословит, не видит ничего доброго вокруг себя, он приумножает зло. В эту неделю нужно заглянуть внутрь себя, спросить себя: «В чём бы я хотел покаяться? О чём бы я хотел помолиться? Как бы я хотел провести этот пост и каким бы я хотел выйти из него?» Посмотреть в своё сердце, в свою душу. Не смотреть, сколько ты блинов испёк и съел или к кому в гости сходил, а внутренне успокоиться, чтобы в спокойном состоянии души войти в Великий пост.