Протоиерей Константин Лисняк
Можно ли верить снам?
На картине изображён амулет одного из индейских племён — «ловец снов»
Всегда ли толкование снов вредно? А как быть со снами в Библии? Как понять, какой сон от Бога, а какой нет? Что делать, если приснился кошмар? Как победить страх засыпания? На наши вопросы ответил протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.
Что происходит во сне?
Святые отцы говорят о снах категорично: верить им нельзя. Причём это мнение высказывается зачастую жёстко и строго. Самое мягкое отношение к сновидениям можно выразить поговоркой «куда ночь, туда и сон». Святоотеческий опыт призывает не увлекаться толкованием снов, не ковыряться в тонкостях жизни нашего подсознания.
Нормальные физиологичные сны в большинстве своём обычно забываются. Человек проснулся, какое-то время ещё что-то помнит, но потом дневные заботы заполняют собой сознание, в итоге ему сложно вспомнить, что именно снилось. Сны делятся на фазы: есть быстрая, есть медленная, они сменяют друг друга в течение ночи. Если разбудить нас в быстрой, мы будем хорошо помнить свой сон, в медленной фазе человеку вообще сложно проснуться, равно как и вспомнить снившееся.
Учёные говорят, что наш мозг — это настолько сложная машина, что им до сих пор мало что о ней известно. Это вселенная в черепной коробке. Там около ста миллиардов нервных клеток — нейронов, у каждой свои синапсы, это сложнейшая структура высочайшего уровня. Само анатомическое строение мозга предполагает, что сны — это явление очень сложное, и разложить по полочкам деятельность подсознания во время сна вряд ли получится. Удивительно, что во время сна, когда мы выглядим абсолютно расслабленными, наш мозг совершает сложнейшую деятельность — возможно, более сложную, чем когда мы бодрствуем. У дельфинов вообще полушария мозга отдыхают поочерёдно. Деятельность человеческого мозга очень интересна, что даёт повод восхититься великой мудростью нашего Создателя.
От кого сон?
Сны можно разделить на три группы: от Бога, от плоти и от дьявола.
Примеров снов от Бога много в Библии. Из Ветхого Завета можем вспомнить сны Иосифа. Его сновидения вызывали сначала восхищение, а потом зависть, в результате чего он попал в Египет и многое пережил. Многие помнят сны, которые Иосиф толковал фараону — про тучных коров и колосья, они пророчески рассказывали о предстоящих годах изобилия и голода. Памятны сны, которые толковал Даниил. Царь Навуходоносор не мог вспомнить сон и обратился к колдунам, мудрецам и толкователям. Те не смогли помочь ему, и только Даниил, благодаря чудесному Божьему откровению, не только рассказал, о чём был сон, но и истолковал его значение.
Из Нового Завета прежде всего вспоминаются сны Иосифа Обручника, о которых можно прочесть в Евангелии от Луки. Это явление архангела Гавриила, предупреждающего о том, что нужно бежать в Египет, а после — возвращаться оттуда; предсказание о рождении Спасителя. Эти сны имели колоссальное значение в контексте Евангельской истории, поскольку касались явления в мир Мессии, воплотившегося Бога.
Все упомянутые сны имеют какой-то элемент Божественного промысла. Нет никаких сомнений в их достоверности, в том, что они от Бога, в их целесообразности: действительно, благодаря явлению архангела Гавриила был спасён Богомладенец Христос. Что может быть важнее? Сны от Бога — это сны праведников, Писание не рассказывает о пророческих снах людей, которые не были бы избранниками Божьими. Кому попало архангел во сне не явится, как не доверили бы человеку недостойному тайну спасения жизни новорождённого Спасителя. Иосиф Обручник — высокий образец святости и благочестия, недаром Господь доверил ему самое дорогое. Из этого можно сделать вывод: если вам снятся какие-то «пророческие» сны, задумайтесь, от кого они на самом деле.
Сны от плоти связаны с нашей физиологией, переживаниями в течение дня. Подсознание связано с эмоциями, впечатлениями. Всё, что волнует, каждое эмоциональное потрясения, все психотравмирующие факторы могут отражаться в снах. Например, известно множество случаев, когда на протяжении многих лет бывшим солдатам снится война. Отражается в сновидениях не только плохое: например, люди, занятые творческим или научным трудом, во сне продолжают творить. У них продолжается обработка информации, поиск идей.
Бывают сны, связанные с нашими телесными проявлениями: физическим самочувствием или межполовыми отношениями. В период пубертата все эти моменты очень ярко проявляются. Нужно заметить, что такого рода сны часто случаются не без участия тёмных сил.
Сны от дьявола — это кошмары, ужасы, плотские развратные сны, всевозможные «пророчества». Из аскетической практики известно, что часто они приходят в ранние утренние часы или когда человек проснулся, а потом решил ещё поспать. Что касается так называемых пророческих или вещих снов, то с ними нужно быть очень осторожными. Люди часто ориентируются на какие-то сонники, толкования, переживают, волнуются, начинают бегать по бабкам, дедкам и экстрасенсам, в гороскопах рыться, в итоге доходит до безумия или слабоумия. Когда в жизни человека нет Бога, это место наполняется каким-то суррогатом. Можно зайти в такие дебри, откуда без посторонней помощи не выбраться. В качестве примера приведу недавно прочитанную историю.
Одному монаху в течение жизни снились сны, которые всегда сбывались. В итоге у него выработалось настолько устойчивое доверие к ним, что даже доли сомнения в их достоверности не возникало. Однажды ему приснился Страшный Суд, на котором Господь принимает в Свои объятия иудеев со словами: «Приидите ко Мне, благословенные!», — а христиан отправляет по левую сторону и говорит: «Отойдите от Меня, проклятые!» Это сон настолько впечатлил несчастного, что тот снял с себя мантию, параман, ушёл из монастыря и принял иудаизм. Произошло крушение веры, а всё потому, что силы зла прикармливали его «вещими» снами в течение десятилетий, пользовались его неопытностью в отношении бесовских козней и в итоге сбили с пути. Примеров таких искушений множество. Все они — ответ на вопрос, почему нельзя верить снам: потому что могут произойти тяжёлые последствия. У одних начинаются суеверные страхи, другие впадают в прелесть, третьи от Бога отворачиваются, и так далее.
Если приснилось что-то тяжёлое или страшное, первое, что может сделать христианин — встать, выпить крещенской воды, после чего в ближайшее время пойти на исповедь и причаститься. До того нужно обязательно помолиться. Ещё важный момент: надо постараться не транслировать дальше все приснившиеся неприятные вещи. Не нужно никому ничего рассказывать, потому что таким образом демоны могут через нас влиять на других людей: смущать, передавать какую-то ненужную информацию. Нужно закрыть этот канал, и тогда на вас просто не будут тратить время и злые силы, пойдут искать другого.
Почему некоторые люди боятся спать?
Бывает, люди боятся спать: их страшит потеря контроля над реальностью или неотвратимость сна, которая напоминает им о неизбежности смерти. Это проявление маловерия. Человек, который пытается контролировать всё в своей жизни, явно испытывает проблемы с принятием воли Божьей. Чем заканчивается вечернее молитвенное правило? — молитвой, которая говорит о промысле Божьем о каждом из нас: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь».
Тех, кто боится сна как прообраза неизбежной смерти, можно понять. Думаю, корни многих наших переживаний уходят очень глубоко. Мы ведь были созданы бессмертными, вот и страшит всё, что так или иначе напоминает о смерти. Или, например, женщины стремятся к красоте, уюту в доме, созданию комфортного пространства. Откуда это? Наши прародители жили в раю, там было хорошо и комфортно. Думаю, то ощущение покоя, безопасности, состояния «абсолютного дома» мы пытаемся таким образом воспроизвести в нашей повседневной жизни. Наверное, потому Христос и дал нам Причастие, чтобы мы ощущали Царствие Небесное внутри, обретали внутренний покой, состояние чистоты, святости.
Мирное состояние духа — это состояние Царствия Божия, а беспокойство, зыбкость нашего существования порождает страх смерти. Каждый день приближает нас к ней, она неизбежна, а что ждёт за этим порогом — неизвестно. Человек порой не может даже выразить того, что его беспокоит. То, что ждёт нас после, — это тайна, которую даже апостол Павел не смог описать — мы знаем только, что он «слышал неизреченные глаголы». Что тут скажешь? — «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Мы упираемся в собственную ограниченность — последствие нашего греховного повреждения.
Тайна жизни человеческого мозга и жизни как таковой всегда будет манить людей. Сны — область загадочная, неудивительно, что она интересна человеку, но будем относиться к ней с осторожностью. В остальном — постараемся иметь душу мужественную, чистую, целомудренную. Наше спасение — в уповании на милость Божию, Его распростёртые руки на Кресте — это знак того, что Он любит нас. Будем помнить в первую очередь об этом, а не о том, что приснилось ночью.
Записала Екатерина Щербакова
Иосиф толкует сны фараона. Рафаэль Санти
Сны в Библии
Бог, Его Ангелы и пророки являлись во сне праведникам, чтобы беседовать с ними — Аврааму, Иову, Соломону, Иуде Маккавею, Иосифу Обручнику (Быт. 15:12-16; Иов 4:12-16; 3 Цар. 3:5-15; 2 Мак. 15:11-16; Мф. 1:20-24).
Иов 33:14-18:
«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом».
Порой их сны бывали очень необычными, например — лестница от земли до неба. Такие сновидения были пророческими и имели отношение к будущему. Так, небесная лестница, приснившаяся святому Иакову, прообразовала Пресвятую Богородицу, соединившую Небо и землю (Быт. 28:12-17).
Праведный Иосиф видел сны о своём личном будущем. Они были наполнены странными образами (поклоняющиеся снопы, солнце и звёзды), которые необходимо было растолковать (Быт. 37).
В рассказе об Иосифе не только ему снились такие сны. Даже не праведные и не святые люди, например, египетский фараон, а также его слуги — виночерпий и хлебодар, — видели сны, которые имели отношение к будущему (Быт. 40:5-23). Господь наделил Иосифа даром истолковывать самые странные сны. Например, фараону приснились семь тощих коров и колосья, которые умеют есть. Они предвещали семь лет голода в Египте (Быт. 41).
Похожие пророческие сны-предупреждения видели мадиамские воины, решившие захватить Израиль (Суд. 7:13-14). А вавилонский царь Навуходоносор держал при своём дворе специальных мудрецов-толкователей снов. Впрочем, он им не сильно доверял, так что под конец потребовал от них не только истолковать сон, но и рассказать, что ему снилось, для того чтобы проверить, правду ли они говорят. Царь был настолько расстроен тем, что никто не может разгадать его сны, что стал страдать бессонницей и вовсе перестал их видеть. Как оказалось, сны-предсказания не были простым языческим суеверием: святой пророк Даниил подтвердил Навуходоносору, что они действительно были пророческими и рассказал об их значении (Дан. 2 и 4).
При этом Даниил говорит о бесполезности сонников и толкователей. Бог посылает сны, и только Он может открыть их значение: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (Дан. 2:27-28).
Необычные сны-предсказания снятся и самому пророку Даниилу (Дан. 7). В отличие от него, другой библейский пророк — Ездра — не может сам разгадать свои сны, хотя не сомневается в том, что они пророческие. Их значение открывает святому Ездре явившийся Ангел Уриил, которого Церковь относит к числу Архангелов (3 книга Ездры). Ведь способность истолковывать сны — это сверхъестественный дар Божий, такой же, как пророчество или, например, воскрешение мёртвых (Дан. 1:17).
Значит ли это, что любой странный и необычный сон — это пророчество о будущем?
Пророк Иеремия говорит, что нет. В своей книге он рассказывает о многих ложных пророках, которые заблуждались, принимая свои сны за пророчество от Бога. Таким сновидцам он передаёт слова Божиего осуждения:
«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: „мне снилось, мне снилось“. <…>
Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: „Он сказал“.
Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:25-32).
Между тем, самому Иеремии Бог является и во сне (Иер. 31:26).
А святой пророк Иоиль говорит о том, что сны-предсказания — это также разновидность пророческого дара, который подаётся лишь тем, кто стяжал Святаго Духа своей праведной жизнью:
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28). Эти слова повторяются также в книге Деяний апостольских (Деян. 2:17) — при описании дня Пятидесятницы.
Книга Второзакония объясняет, почему иногда сбываются сны тех, кто не имеет от Бога такого дара:
«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им“, —
то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13:1-4).
Тем не менее, встречается в Библии и противоположное отношение к снам — как к простому физиологическому явлению.
Книга Притч Соломоновых говорит, что часто то, каким будет сновидение — приятным или страшным, — зависит от самого человека. Она советует жить по заповедям, хранить здравомыслие и рассудительность во время бодрствования, чтобы видеть только хорошие сны:
«Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.
Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:24-26).
Книга Екклесиаст, также приписываемая царю Соломону, говорит, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2). «Во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты» (Еккл. 5:6), — утверждает её автор, скептически заявивший, что вообще всё в мире — суета.
А книга Премудрости Иисуса сына Сирахова и вовсе даёт чисто практические советы из области медицины для того, чтобы видеть хорошие сны: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним» (Сир. 31:22).
Эта книга Библии к сновидениям относится скептически, заявляя: «Сонные грезы окрыляют глупых» (Сир. 34:1).
Согласно ей, причины снов кроются в психике человека, они зависят от мыслей и тревог в прошедший день:
«Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца.
От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе,
от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, —
у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его.
Мало, почти совсем не имеет он покоя, и потому и во сне он, как днем, на страже:
будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного.
Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота, но у грешников в семь крат более сего» (Сир. 40:2-8), — здесь автор книги заявляет, что в способности видеть сны человек ничем не отличается от животных. Однако, будучи скептиком в отношении снов, он при этом остаётся человеком верующим, и соглашается, что грешникам кошмары всё же не дают покоя больше, чем праведникам.
34 глава книги — настоящая ода скепсису по поводу снов:
«Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.
Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица.
От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного?
Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей.
Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего.
Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:2-7).
Тем не менее, даже она утверждает, что сны могут быть посланы Всевышним для вразумления.
Об отношении к сновидениям в Древнем Израиле может свидетельствовать значение слова, употреблённого для них на страницах Ветхого Завета. «Halom» означает не только «сновидение», но ещё и «мечта». Действительно, большая часть снов, которые мы видим — не более чем наши фантазии, переплетённые с впечатлениями за день. Что касается Нового Завета, то греческое слово enypnia, употреблённое для сновидений, буквально значит «то, что бывает во время сна» — и не более того. Впрочем, также как и в русском.
Святые о сновидениях:
«Сны наибольшей частью бывают ни что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы» (св. Диадох Фотикийский).
«Более всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения» (прп. Амвросий Оптинский).
«Дурные сны бывают от трёх вещей — от осуждения, от тщеславия и от объядения» (он же).
«Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть» (прп. Макарий Оптинский).
«О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред» (он же).
«Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть» (прп. Иларион Оптинский).
«В нашем состоянии, ещё не обновлённом благодатью, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
«Сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других» (он же).
«Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает она и во сне» (прп. Симеон Новый Богослов).
«Не обращать внимания на сны и не придавать им значения. Сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями» (св. блж. Матрона Московская).
«Бывает, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сновидения для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения» (прп. Паисий Святогорец).
«Диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне» (он же).
«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны» (он же).
Справку подготовила Мария Цырлина