В мире много непонятных слов. Есть среди них и такое, как «теодицея». Этот термин означает «оправдание Бога». Тут же возникает вопрос: а зачем вообще нужно оправдывать Бога? Ведь он Бог! Это выясняла у благочинного Добропольского округа протоиерея Леонида Доценко корреспондент ТК «Орбита».
— Отче, каждому человеку известна простая истина, что Бог защищает верующих от всякого зла. А неверующих людей, невоцерковлённых, Бог тоже защищает?
— Когда Господь пришёл на землю для Своей проповеди, а затем страдания и воскресения, Он пришёл не только для верующих. Он пришёл для каждого человека: для тех людей, которые были до Его прихода, которые были Его современниками и которые будут когда-то, то есть мы с вами и после нас ещё много-много поколений. Он для всех пришёл без исключения.
Важно помнить, что Господь любит всех без исключений: как Свою Пречистую Матерь, Деву Марию, так и любого грешника — даже самого страшного, как Иуда-предатель. Он любит всех одинаково и каждому желает спасения. Можно вспомнить, что когда Иуда пошёл покончить с собой, Господь трижды давал ему возможность этого не делать. Он любит каждого человека — верующий он или неверующий, грешник или не грешник. Главное, чтобы человек эту любовь почувствовал.
Иов на гноище. Сербия, монастырь Грачаница. XIV в.
— Недавно на одном из форумов обсуждалось такое понятие, как теодицея. А можете подробно рассказать, что это такое?
— Этот термин очень сложный. Его создал философ Лейбниц. Он пытался с помощью именно этого термина дать рационалистическое объяснение существования зла в мире. Как он ни пытался, у него всё-таки это не вышло. Это слово переводится как «суд над Богом», «оправдание Бога». Но, на самом деле, Лейбницу, как и любым другим философам, это оправдание не совсем удалось. Они хотели как лучше, а получилось как всегда. Гораздо лучше это получилось в истории про Иова Многострадального. Когда прочтёшь Книгу Иова, особенно с толкованиями, то сразу поймёшь, что такое Его милосердие.
— А зачем вообще и от кого необходимо защищать Бога, ведь Он же Бог?
— Действительно, Господь не нуждается ни в какой защите, ведь Он наш Создатель — а зачем Создателю какая-то защита? Но здесь вопрос немного о другом. Часто люди, особенно те, которые плохо знают Бога или совсем Его не знают, могут задавать разные вопросы. Таким людям, конечно, нужно объяснить, что такое есть Бог. Когда мы это объясняем, нужно, конечно же, знать, с кем и как разговаривать. Если это наши близкие, которые хотят узнать, Кто такой истинный Бог, что такое Его справедливость, о Его промысле, тогда можно со смирением и любовью объяснить человеку, почему существует зло, откуда оно — ведь Господь его не создавал, это уже от людей и от их свободной воли оно возникло. Если это посторонние люди, часто этого делать не надо, особенно если они нас об этом не спрашивают.
— В трудные минуты не раз слышала такое выражение от людей, что был бы Бог — Он бы не позволил совершиться такому злу, если бы Бог тебя любил, этого бы не произошло. Здесь тоже включается понятие «теодицея»?
— Можно вспомнить такую христианскую притчу. Как-то один посетитель пришёл к парикмахеру, они разговаривали о разном. Заговорили о том, что если бы Бог был, то и зла бы не было. Так утверждал парикмахер. Посетитель хотел было спорить, но промолчал и стал молиться. Когда посетитель парикмахера вышел на улицу и увидел бездомного человека — неухоженного, грязного, немытого, неостриженного, — он посмотрел на него, поворачивается к парикмахеру и говорит: «Ты знаешь, парикмахеров нет». — «Как это нет? Я же здесь». — «Если бы они были, то этого человека неостриженного тоже бы не было. А он есть». — «Так он же ко мне не приходит!»
Часто бывает, что зло возникает не оттого, что Господь его попускает, а люди сами не хотят помощи Божией. Делать вывод, что Бог виноват, легче всего. Когда кто-то виноват, то как бы сам становишься хорошим, а когда задумаешься над своею жизнью, то сам поймёшь, что виноват, конечно же, ты прежде всего. А у Бога нужно уже попросить помощи, чтобы исправить то, в чём сам виноват.
— Если в жизни человека произошла какая-то страшная трагедия, здесь тоже Бог не виноват?
— Можно вспомнить народную пословицу: «Не было бы счастья, так несчастье помогло». Многие, наверное, убеждались на практике в правдивости этой пословицы. Видишь, что плохо всё получается, но когда всё завершается, смотришь на всю проблему в целом и понимаешь, что если бы этого несчастья не произошло — не было бы никакого добра. Например, люди спешат на самолёт. И вот как-то сложилась ситуация, и они опоздали — какое у них состояние? Скорбь, всё плохо. А потом вдруг они узнают, что самолёт, на который они опоздали, разбился. Человек понимает, что не так всё плохо. Нужно стремиться замечать такие моменты и говорить: «Да, если бы вот этого не было, то не было б у меня и добра. А это было. Слава Тебе, Боже!»
— Бывает, люди обвиняют Бога в чём-либо. Это проявление гордыни и неверия?
— Если человек обвиняет Бога, то он считает, что Бог перед ним в долгу. А на самом деле в каком долгу Бог? Перед нами — ни в каком, ведь Он всё нам дал. И жизнь, прежде всего, и таланты дал. Если мы не умеем правильно своими талантами пользоваться — а мы, действительно, ими не умеем пользоваться, мы часто хотим сделать как лучше, а получается как всегда, — кто в этом виноват? Бог? Нет, я виноват или тот, кто пытался сделать как лучше. Поэтому, конечно же, нужно помнить о том, что не Бог наш должник, а мы должники перед Богом. Мы должны задавать Богу вопрос не о том, что Он должен нам сделать, а что мы можем сделать, чтобы стало лучше в нашей жизни и вокруг нас.
— Бог создал нас свободными. Всё дело в человеческой свободе?
— Вот именно. Свобода человека может испортить, если он этой свободой воспользуется неправильно. Если человек направит свою волю на зло, то результат будет понятен — будет зло. Если же стараться направлять её на доброе, то результат будет приближен к добру. Сказать, что он будет абсолютно добрым, нельзя: только у Бога может быть такой результат, а у людей абсолютно доброго не получается, даже у святых. Мы с вами знаем, апостол Пётр хвалился, что он не предаст Христа, а в итоге трижды отрёкся от Него. Он, правда, это исправил, но видите, к каким непредвиденным ситуациям иногда приводит свободная воля человека. Так и со всеми остальными моментами нашей жизни.
— То есть, теодицея учит нас без ропота принимать волю Божию?
— Не просто без ропота, а ещё и прикладывать молитвенный труд. Надо очень много молиться, чтобы перенести это. Без молитвы ничего не выйдет. И, конечно же, трудиться. Психологи говорят, а святые отцы тем более это подтверждают, что если тебе плохо — помоги тому, кому ещё хуже. Так мы сразу поймём, что у нас не так-то всё и плохо. Часто мы жалуемся на то или другое, а ведь у нас есть тепло в доме, вода есть, а у многих этого всего нет и даже не предвидится. Надо молиться и трудиться, а если мы видим, что уже сделали всё, что могли, но всё равно очень тяжело — нужно сказать прямо Господу: «Господи, я всё, что мог сделать, сделал. Теперь пусть будет Твоя воля на всё». И обязательно в тот момент будет помощь Божия.
Был такой случай в жизни одного святого. Как-то он находился в огромной скорби, и когда он её пережил, встретился с Господом и начал Ему жаловаться: «Ты, Господи, мне не помог в жизни». А Он: «Вот, посмотри на следы на песке». Тот смотрит: «Вот видишь, тут двое следов, Ты шёл рядом со мной, а дальше одни следы. Значит, Ты от меня отказался». Бог говорит: «Нет, Я тебя взял на руки и понёс».
Таких примеров каждый может привести огромное множество. И если человек почаще будет вспоминать об этом, ему легче будет жить. Он будет знать, что Господь всегда рядом, Он никогда не подведёт, Он всегда поможет.
— А что ещё советует сделать Церковь? Как принимать Божью волю без ропота, с терпением, со смирением, чтобы ни происходило?
— Ещё раз подчеркну, что нужно посещать тех людей, которым хуже. Читать о таких людях. Сейчас мне на память пришла жизнь святой блаженной Матроны Московской — великой угодницы Божией. Она мало того, что родилась слепой, так в семнадцать лет ещё и перестала ходить. Неужели это не огромное горе? Огромное, но она не роптала на Бога, а наоборот, стала ещё больше помогать людям и за всё всегда благодарила Бога. Или, например, был такой случай: человек родился без рук и без ног, а когда вырос — расписывал храмы, и кисть у него была только во рту. Тем не менее, он всегда благодарил Бога за то, что Он его таким талантливым сотворил.
Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии
Цитата дня
«
Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься.