07 января 2019 г.
Рождественское послание митрополита Горловского и Славянского Митрофана
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего МИТРОФАНА, митрополита Горловского и Славянского,
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам,
боголюбивой пастве Горловской епархии
Украинской Православной Церкви
Яко возвеличишася дела Твоя, Господи,
вся премудростию сотворил еси.
Пс. 103:24
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В праздник Рождества Христова, когда совершилось великое событие, изменившее ход истории, стоит задуматься над тем, что земля, на которой мы живём, — это самое удивительное место во всей вселенной.
Человека Бог поселил в Эдеме, райском саду. Господь дал ему возможность вырасти до тех масштабов, которые мы даже не можем себе представить, глядя на нашу сегодняшнюю жизнь. Дал людям заповедь плодиться, размножаться и наследовать землю, приводил к Адаму животных, чтобы он дал им имена. Когда думаешь над этой перспективой, захватывает дух: во что бы превратился наш мир, если бы замысел Божий о каждом из нас не столкнулся с нашим нежеланием жить по нему?
Бог человека сотворил свободным. Это не ошибка, а высший подарок, который Творец мог дать Своему творению, — сделать его похожим на Себя. Мы знаем из библейской истории, как человек воспользовался этим подарком и во что превратил дом, который дал ему Бог.
Когда человек обезобразил мир, сделал его непригодным для жизни через свой грех, Бог не перечеркнул Своё любимое творение как неудавшийся проект. Бог Сам стал человеком, родившись в Вифлеемской пещере, чтобы вернуть человеку тот смысл жизни, который он потерял через грех. Это свидетельство безграничной любви, которой Бог хочет наполнить жизнь всех людей на земле, независимо от их возраста, языка, национальности, пола или расы.
Господь создал Церковь как новый Эдемский сад для того, чтобы мы здесь учились быть похожими на Него в самом главном — в любви. Он нас любит, значит, быть на него похожими — это научиться любить. Евангелие говорит, что именно к этому мы должны прийти в результате своего духовного роста.
Более того, христиане от людей, которые находятся за пределами Церкви, должны отличаться качеством своей любви: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:32-35).
Христиане призваны любить Божественной любовью, которая даётся от Бога как дар за добрую жизнь, исполнение заповедей и стремление уподобиться своему Небесному Отцу. Эта любовь и есть главный признак того, что это собрание людей — действительно Церковь, в которой пребывает благодать Божия.
Сегодня мы переживаем непростые времена, когда даже те, кто считает себя членами Церкви, забыли Евангелие. Люди снова стараются сделать райский сад — Церковь — непригодным для жизни. Виноваты в этом не враги, не внешние силы, а мы сами, потому что и мы забыли, что значит жить по заповедям Божиим, по закону Христову.
Мы слышим бесконечные споры о том, какая Церковь правильная, а какая неправильная, какая истинная, а какая ложная. Видим странных людей, которые забыли, что Церковь существует не для проповеди ненависти, вражды и национального превосходства. Церковь — не политический проект, а место встречи со Христом, где реализуется изначальный замысел Бога о человеке.
Мне очень грустно, что землю мы превратили не в дом, где всем радостно и хочется благодарить Бога, а в место, где жить страшно и неуютно. Мне очень больно, что сегодня Церковью называют организацию, где учатся не любить, а ненавидеть людей другой национальности, говорящих на другом языке, живущих на другой территории.
В день, когда мы вспоминаем пришествие в мир Христа, мы обязательно должны задуматься над тем, для чего Он пришёл, что этим хочет сказать каждому из нас. Каким истинам Он нас учит? По какой дороге направляет? Если мы не осознаем, что земля — наш общий дом, а мы все, хотя и абсолютно разные, — дети одного Отца Небесного, то мы будем исполнять не волю Божию, а волю диавола.
Если мы не научимся слышать то, что говорит нам Евангелие о взаимной любви друг к другу, которая делает нас счастливыми независимо от того, богатые мы или бедные, на каком языке мы говорим и в каком государстве живём, то наша церковная жизнь не имеет никакого смысла. Никакие обряды, никакие внешние знаки и символы не заменят нам того, что может дать живое общение с Богом и следование закону любви.
Нам нужно научиться слышать Евангелие. Нужно вспомнить, что каждый из нас — чадо Божие, и не забыть об этом с окончанием рождественской ночи. Только так мы сможем продолжить жить на этой земле и сохранить её для наших детей.
С Рождеством Христовым и Новолетием!
Божией милостью смиренный
митрополит Горловский и Славянский
Рождество Христово — 2019 — Горловка