Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Анатомия тщеславия

ТщеславиеПочему мы стараемся казаться лучше, чем есть, и что с этим делать? Страсть тщеславия анатомирует протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.

Любой грех может перерасти в страсть, то есть крайнюю степень его проявления. Каждый из них — это извращённая добродетель. Тщеславие — это поиск тщетной, пустой славы. Человек вместо прославления Творца и Создателя, что в него заложено онтологически, начинает в центр вселенной ставить своё «я», поклоняться ему. Тщеславие — это эгоцентричность, эгоизм, самость, высокоумие, жажда признания собственной эксклюзивности, гордость и гордыня. А гордыня — это то, что практически не лечится.

 

Симптомы болезни

Какие симптомы у тщеславия? Изначально — нетерпимость к упрёкам, неспособность слышать критику в свой адрес, жажда похвалы. Для нашей молодёжи, чья психика повреждена интернетом, это жажда лайков. Тщеславный человек не терпит возражений, зависит от мнения окружающих. Мне вспоминаются размышления о тщеславии священника Александра Ельчанинова. Он писал:

«Мнение о нас других людей — вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, как он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живёт и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура. Это стремление к обману так велико, что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя — единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность».

Какое точное наблюдение! Мы ориентируемся на внешнее мнение окружающих о нас, пытаемся вылезти из шкуры, чтобы ему соответствовать. Переживаем: «Что обо мне подумают?», «А что соседи скажут?» — и создаём себе таким образом некий имидж. Тому, кто ориентируется на Христа и нестареющие христианские ценности, безразлично, что о нём думают другие, у него совсем другая мотивация.

Начинается всё с мелочей, конечно: хвастовства добродетелями, получения удовольствия от похвалы, любви к лести и комплиментам. Эти злые навыки перерастают в страсть и формируют зависимость. Человек искренне начинает верить, что представляет собой то, что о нём говорят другие. Это крайняя степень тупости в духовном смысле, да и во всех других смыслах тоже.

Святые отцы Церкви о тщеславии:

«Если охотно слушаешь похвалы себе, нет в тебе страха Божия» (прп. авва Исаия).

«Избегай тщеславия и будешь прославлен» (прп. Исаак Сирин).

«Тщеславный человек — идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям» (прп. Иоанн Лествичник).

«Тщеславный — бесплатный работник: несёт труд, а награды не получит» (прп. Нил Синайский).

«Искание славы от людей — доказательство неверия и отчуждения от Бога» (свт. Василий Великий).

«Нет ничего столь смешного и унизительного, как страсть тщеславия» (свт. Иоанн Златоуст).

 

Работа на публикуПочему разбойник лучше лицемера?

Основных видов тщеславия два. Первый — работа на публику. Это попытка произвести впечатление внешностью, интеллектом, словом, талантами, голосом, другими качествами. Нет людей не одарённых, поэтому каждому есть чем порисоваться. Преподобный Иоанн Лествичник писал о том, что дух тщеславия радуется умножению наших добродетелей, потому что чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. Святитель Феофан Затворник называет страсть тщеславия «домашним вором»: ты думаешь, что добродетелен, но если твои добрые дела известны всем, это уже не по-евангельски. Писание учит: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4). Самореклама никакой ценности перед Богом не имеет.

Вторая разновидность тщеславия — маскировка. Когда тщеславие видит приближающихся зрителей, оно может гневливого сделать ласковым, обжору — постником, лентяя — сосредоточенным работником и так далее. Пока есть зрители, человек внешне благочестив, а внешняя добродетель — это то, что Христос беспощадно обличает. Странно, но принимая блудников и разбойников, мытарей и других грешников, Он прощает им их грехи, лицемеров же обличает нещадно. Почему тщеславие и лицемерие так страшны и опасны? — потому, что они исключают покаяние, без которого невозможно в разум истины приити (1 Тим. 2:4) и спастись.

 

Отравленное добро

Как же бороться с тщеславием? Прежде всего, нужно начать выстраивать искренние отношения с Богом и ближними. Признаться себе, что ты — совсем не то, что о себе думаешь. Как правило, люди думают о себе лучше, чем они есть на самом деле. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Тот наиболее знает самого себя, кто считает себя за ничто».

Второй метод — молчание о своих добродетелях и стремление не вменять себе ничего доброго. Понимать, что всё доброе в нас — это плоды благодати Духа Святого. Это очень важно. Игумен Никон (Воробьёв) пишет своим духовным чадам, что добрые дела, которые мы делаем, как правило, с душком: они отравлены грехом тщеславия, гордости, самолюбия. Все люди должны понимать, что добродетели — это благодать Божия, пребывающая с нами.

Даже апостолу Павлу был послан некий ангел сатанин, который причинял ему болезни. Тот, кто молитвой воскрешал мёртвых, до самой смерти страдал от неизлечимого недуга. Почему? — чтобы не было превозношения из-за чрезвычайности откровения, которое он получил от Бога: был на небеса восхищен, слышал небесные глаголы — всё это мы читали в посланиях. Поэтому он и пишет в послании к Коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 27-29).

 

Как победить противотанкового ежа

ТщеславиеМы говорили о явных, самых простых проявлениях тщеславия, но эта страсть может захватывать и более тонкие сферы человеческой жизни. Например, тщеславие духовное — это гордость своими добродетелями. Преподобный Иоанн Лествичник писал:

«…тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

Ему вторит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

«Прочие страсти называются однообразными и простыми; а эта многосложна, многообразна, разновидна — везде, со всех сторон встречается воину и победителю. Ибо она во всем: в одежде, походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении — старается уязвить воина Христова».

Тщеславие действительно похоже на противотанковые ежи, которые опасны, какой стороной ни поверни. Этот грех появляется, как только пытаешься победить какую-то страсть. Например, одолевает чревоугодие, хочешь с ним совладать, ограничить себя в чём-то — тут же появляется тщеславие: какой я молодец! Почти святой! Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Самая скрытая из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное».

Святые отцы о борьбе со страстью тщеславия:

«Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие» (прп. Антоний Великий).

«Не старайся показать себя перед людьми искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие» (прп. Ефрем Сирин).

«Во-первых, не позволим себе ничего делать с тщеславным намерением, для получения суетной славы. Также надо избегать и того, что может отличать нас между другими людьми, чтобы избежать похвалы за то, будто мы одни это делаем» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин).

«Как же одолеть тщеславие? Будем противопоставлять славе — славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, точно так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной» (свт. Иоанн Златоуст).

В борьбе против тщеславия верными средствами будут тайная добродетель и утверждение в сердце страха Божьего. Некоторые подвижники применяли приёмы юродства. Нам в Одесской семинарии рассказывали случай, как один из монахов в Великий пост достал большой кусок колбасы и стал её есть на глазах у всей братии. Когда наместник спросил, что он творит, тот ответил, что осуждал братию, вот и решил теперь показать, какой он есть на самом деле. Я не призываю так себя вести, но мы все — профессиональные актёры, любим показать себя лучше, чем есть. Бог этого очень не любит. Надо бояться такого притворства.

 

ДоброДобрые дела не записываются на небесах

Некоторые говорят: вот, ты сделал хорошее дело — тебе это на небесах записалось. Такое отношение всегда вызывало у меня недоумение. По большому счёту, добродетель не потому ценна Богу, что вы собираете себе запас в небесную кладовую — это бред. Человек делает доброе дело не для того, чтобы куда-то что-то записалось, а чтобы качество его души изменилось. Святые отцы учат: если не любви, делай дела любви, и любовь придёт. Будешь молчать о своих добродетелях, будешь делать добро, чтобы никто и не знал, откуда что пришло, — вот это и будет так, как учит Евангелие. Такой поступок формирует внутреннего человека, это — настоящая добродетель.

К сожалению, люди меняться не хотят. Бывает, после сложной операции, тяжёлой болезни, какого-то исключительного случая человек старается изменить жизнь и всё успеть. Однако большинство людей больны одними и теми же болезнями, но не стремятся излечиться. Важно самому себе признаться в том, что болен. Для этого нужно иметь мужество.

Если говорить об исповеди и причастии как средствах преодоления своих страстей, то отмечу печальный факт: у нас большинство людей не понимает вообще, что такое исповедь. Покаяние — это самообличение и горячее желание исправления. Если идёте на исповедь, надо не сглаживать острые углы, не оправдывать себя, как это обычно бывает — виноваты соседи, знакомые и так далее, — а искренне признаваться в своих недугах и просить Бога о помощи.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100