О. Паисий: Нам достаточно часто приходится молиться о наших усопших родственниках или знакомых. Задаёмся мы и вопросами о своевременности ухода в мир иной любимого человека, особенно если этот человек — ребёнок. Особенно, если только начавшаяся жизнь оборвалась трагически. В местах гибели детей устраивают мемориалы, устанавливают памятные дни. Почему же таких мемориалов и памятных встреч нет перед теми зданиями, где жестокие, бессердечные убийства уносят не десятки, а тысячи детских жизней? — я сейчас говорю об абортариях.
Ещё страшнее, что виновные в убийстве этих детей, даже не успевших увидеть красоту мира, очень часто не осознают себя таковыми. Одним кажется, что ничего не произошло. Другие возлагают ответственность только на женщину, которая сделала аборт. А как же мужчина, который толкнул её на это? Медицинские работники, которые совершали аборт? Родители, которые подтолкнули или не остановили свою дочь? Наконец, все мы — общество, которое молчит и ничего не делает, чтобы эти убийства прекратить?
У нас есть возможность сегодня пообщаться с протоиреем Александром Брянцевым, клириком Богоявленского кафедрального собора, духовником Центра поддержки беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
Отец Александр, христианство говорит о том, что важна каждая жизнь. Сегодня очень многим людям просто не позволяют родиться на свет. Что вы можете рассказать о ситуации в Горловке?
О. Александр: Да, безусловно, всякая человеческая жизнь она бесценна. И конечно, хотелось бы, чтобы все люди — государственные лица, врачи и вообще всё наше человеческое общество — понимали, что жизнь, которая зарождается в утробе матери, ребёнок должен увидеть свет, он должен жить. К сожалению, сегодня обществу навязывается мнение, что прерывание беременности посредством аборта является совсем безобидным действием, которое не влечёт за собой убийство живого человека.
Ситуация в нашем городе Горловка складывается таким образом, что прерывания беременности продолжаются. Женщины по разным причинам идут на этот шаг: это финансовые затруднения, это проблемы в семье, проблемы бытовые. Церковь, конечно же, не может оставаться в стороне, глядя на эту проблему, поэтому по благословлению митрополита Горловского и Славянского Митрофана был Центр поддержки беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
Деятельность центра в первую очередь направлена на работу с подрастающим поколением. Для этого в учебных учреждениях города проводятся лекции для девушек-подростков в возрасте от 13 до 18 лет. На этих лекциях врач акушер-гинеколог и священник рассказывают о вреде аборта — как о моральном и физическом, так и о духовном. Также рассказываем обо всех прелестях материнства.
О. Паисий: Многие женщины делают аборты из-за того, что просто не знают, как дальше жить с ребёнком. Встречались ли вы с такими ситуациями и чем сегодня Церковь может им помочь?
О. Александр: Много женщин приходит с вопросом, как жить дальше после рождения ребёнка. В первую очередь мы стараемся в нашей беседе выявить причину, по которой она стоит перед выбором делать или не делать аборт. К этим женщинам мы не равнодушны. Мы стараемся их поддержать не только словами, не только морально, но и оказываем помощь в виде продуктово-гигиенических наборов, медикаментов, детского питания и одежды, колясок, кроваток и всего сопутствующего, чтобы ребёнок получал необходимый уход. В некоторых случаях помогаем с трудоустройством и оформлением детского пособия.
Если говорить о проблеме аборта в медицинском русле, то хочется вспомнить клятву Гиппократа, в которой он говорит о том, что врач никогда не сделает аборт, он никогда не убьёт ребёнка, зародившегося в утробе матери. Даже в языческом мире медицина всегда служила на благо человека, но ни в коем случае не его прихотям и страстям.
О. Паисий: Действительно, интересно, как сами врачи относятся к проблеме абортов и их вреда. Об этом мы побеседовали с врачом-гинекологом Ларисой Таймуразовной Туаевой.
Лариса Таймуразовна: Для того чтобы ответить на вопрос, что такое аборт, хотела бы спросить: «Что такое жизнь и когда она начинается?» С точки зрения современной биологии, генетики, эмбриологии жизнь человека начинается с момента слияния двух ядер половых клеток: сперматозоида и яйцеклетки. Именно с момента зачатия можно считать, что человеческая жизнь получило своё начало. Сколько бы времени не прошло после зачатия — несколько недель или несколько лет — прерывание этой жизни является смертью человеческого организма.
Аборт, с точки зрения медицины, — это искусственное прерывание беременности, насильственное прекращение жизнедеятельности человека, находящегося внутри утробы матери. Считать, что в 6-12 недель внутри материнского тела находится нечто бесформенное, даже отдалённо не напоминающее человеческий организм, ошибочно. Внутри материнского тела развивается ребёнок.
Какие же непоправимые изменения происходят в женском организме после искусственного прерывания беременности? Нарушается гормональный фон, нарушается деятельность всех органов и систем, возможно развитие воспалительных процессов, кровотечений, прободение матки, посттравматический синдром.
Постабортный синдром не всегда проявляется сразу же после аборта, ведь во время аборта женщина находится под воздействием специальных лекарственных препаратов, относящихся к группе обезболивающих. Её сознание отключено, но весь ужас аборта складывается в подсознание, и из этого подсознания, преодолевая механизмы отрицания и подавления, даже через 10-15 лет могут сформироваться тяжелейшие психические нарушения.
Консультативная медицинская помощь оказывается сотрудниками нашего центра бесплатно. Не надо думать, что аборт является выходом из создавшейся ситуации, это не свет в конце туннеля. Мне хотелось бы, чтобы женщина нашла в себе силы задуматься хотя бы на несколько минут, тот ли путь она выбирает для себя, для своей семьи и для своего ребёнка.
Для ребёнка во время аборта не существует обезболивания. Весь процесс убийства и извлечения малыша из полости матки — это мучительная смерть. Рано или поздно после аборта может наступить расплата. Мне очень хочется, чтобы женщины сохранили своё репродуктивное здоровье, здоровье себя как личности, здоровый климат внутри своей семьи и испытали радость материнства.
О. Паисий: Из сказанного врачом-гинекологом становится ясно, что не только Церковь говорит о грехе и ужасе абортов, но и медицинская практика.
Есть расхожее мнение, что аборт — это признак цивилизованности, соблюдения прав женщин. Однако именно советские большевики, установившие режим, считающийся безбожным и бесчеловечным, первыми легализовали аборты. Тогда дети мешали воплощению планов мировой революции и осуществлению пятилеток. Кому дети мешают сегодня?
О. Александр: Сегодня дети мешают, наверное, осуществиться каким-то планам в молодых семьях. Сегодня в обществе сложился такой стереотип, что детей нужно планировать лишь только тогда, когда ты достиг какого-то финансового благополучия и социального положения в обществе. Сразу после того, как молодые люди создали семью, ребёнок, конечно же, будет препятствием для того, чтобы как-то себя подкрепить материально, социально определить себя в обществе.
Сегодня это успешно пропагандируется, потому что вокруг можно увидеть очень много семей, которые прожили 3, 5, 10 и даже 15 лет в браке, не имея детей. На вопрос, почему так складывается ситуация в семье, они спокойно отвечают, что они ни морально, ни финансово, ни социально не готовы к тому, чтобы в их семье родился ребёнок, они на сегодняшний ещё не могут дать ему всего должного, что они должны дать как родители.
Я считаю, что это очень глупо и обманчиво, потому что жизнь проходит. Именно в молодой женский организм заложена вся сила для того, чтобы вынашивать ребёнка, рожать его, давать ему всё необходимое — материнскую любовь и заботу. Она с возвратом иссякает. Я думаю, что на сегодняшний день дети мешают молодым людям достичь каких-то материальных накоплений и какого-то положений в обществе.
О. Паисий: Много ли женщин обращалось за предварительной консультацией со священником перед решением сделать аборт?
О. Александр: Да, за период работы нашего центра обращалось много женщин — как и к священнику, так и к врачу-гинекологу. Нужно отметить, что благодаря нашим общим усилиям за трёхлетний период работы было спасено шесть детский жизней. Также под опеку центра были взяты некоторые матери-одиночки, у которых очень тяжелое жизненное положение: это семьи с детьми-инвалидами, а также многодетные семьи.
О. Паисий: Сколько у вас самого детей и что вы можете сказать об отцовстве?
О. Александр: У нас с супругой четверо детей. Своего первенца, сына я взял в свои руки, когда мне было двадцать лет. Уже тогда я понял, что ответственность отца ни насколько не меньше, чем ответственность матери. Нужно понимать, что отцовская любовь в сравнении с материнской — требовательная и условная, её нужно заслужить, ведь в мужчине нет заложенной отцовской любви. Она приобретается, когда рождается ребёнок, и формируется в первые годы его жизни.
Когда ребёнок рождается, для него самым главным и нужным человеком становится мама. Роль отца он еще не видит в своей жизни. Но постепенно ребёнок, возрастая, начинает смотреть на отношения отца и мамы, видит семейную иерархию. Видит, что отец главенствует, а мама слушается. Всё это, конечно же, в любви и согласии, без какого-либо давления. Если ребёнок видит эту иерархию, он может правильно определить своё место в семье и в обществе, и всё у ребёнка будет хорошо в дальнейшем.
О. Паисий: Благодарю вас, отец Александр, за столь содержательную беседу на столь непростую тему. Наша передача подходит к концу. В разговорный обиход давно и прочно вошло слово «аборт» — такое же жестокое и короткое, как и слово «казнь». Современное общество относится к прерыванию беременности столь же легко, как, скажем, к удалению зуба. На самом деле, аборт — страшное злодеяние человека. Уважаемые зрители, всегда помните те слова, на которых основано христианство: «Возлюби и не убий». На сегодня это всё. Всего Вам самого доброго, и да хранит Вас всех Господь!
Цитата дня
«
Со всеми болезнями и скорбями идите в церковь. Здесь наша лечебница душевная и телесная.