Протоиерей Константин Лисняк
Зачем Христу возноситься?
Не лучше ли было остаться на земле с учениками? Какое тогда было бы пространство для проповеди, миссионерства и преображения мира! Так ли это? Над этим вопросом размышлял протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.
Нам уготовано больше, чем мы представляем
Читая Символ веры, мы, православные, свидетельствуем, что веруем «во Единого Господа Иисуса Христа, …восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Что означают эти слова? Господь оставляет землю и возносится, чтобы пребывать одесную Бога.
«Одесную» не значит «справа» или «слева». Это аллегория, которая открывает нам, что Спаситель возносится в человеческом теле — том, в котором воскрес. Это человеческое тело Он возносит во славу Бога Отца. Происходит возвышение человеческого естества до уровня обожения. Таким образом раскрывается изначальный замысел Творца о человеке — чтобы тот по благодати стал богом. Этот замысел предполагает, что Творец уготовал нам гораздо больше, чем мы вообще представляем себе, размышляя о человеческой жизни. Религия восстанавливает связь с человека с Богом.
Нужно ли миру Божье присутствие?
Господь пришёл в мир, который представлял собой руины, отравленные и изуродованные грехом. Почему Он возносится отсюда на небо? Почему после Воскресения Он пробыл здесь так мало, всего сорок дней? В это время Он проповедовал, учил и наставлял апостолов, рассказывал, какой должна быть Церковь, то есть полностью подготовил почву для дальнейшей апостольской миссии.
Он берёт самых простых, неучёных, с мозолистыми руками людей, которые, возможно, читать и писать не умели, но узнали в Нём Мессию, были чисты сердцем и готовы нести Слово Божье в мир. Через этих слабых, обычных людей Бог явил Своё могущество. Он созидает эту закваску, которая «заквашивает все тесто» (Гал. 5:9).
Вспомним евангельское чтение об исцелении слепого. Некоторые богословы толкуют его так: Господь посрамляет искусство врачей того времени, которые использовали слюну для приготовления лечебных средств. Для них это было магическое действие в момент лечебной практики. Почему Он сделал брение (по сути — грязь)? — потому, что даже грязь в руках Спасителя становится чудотворным лекарством. Точно так и апостолы, неучёные люди, далёкие от высокого богословия (в котором как рыба в воде чувствовали себя фарисеи), становятся теми, через кого Господь может совершить чудо обожения человечества и миссию Евангельской проповеди по всей земле. По этой причине Ему не нужно личное присутствие здесь.
Обратиться к небу
Христос, возносясь на небо, заставляет нас поднять головы вверх, оторвать свой взгляд от земли — как вся Церковь наша призывает на литургии: «Горе имеем сердца!» Апостол Павел восклицает о том же: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2), и евангелист Матфей вторит ему: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Ангелы, когда обращались к апостолам, которые смотрели на возносящегося Христа, говорили: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Они благовествуют о Втором пришествии. Таким образом, праздник Вознесения — это очень важное и необходимое событие, призыв обратить наши взгляды и сердца в небо, к нашему настоящему Отечеству.
Для чего приходил в мир Спаситель?
Земля, какой бы она ни была красивой, цветущей и удивительной, повреждена грехом. «Проходит образ века сего» (1 Кор. 7:31), и однажды она будет уничтожена огнём. Это место, где отвергли воплотившегося Бога и распяли Его, поэтому с ней произойдёт то, что сказано в Откровении Иоанна Богослова: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1). Всё обновится, и мироздание будет другим.
Христос пришёл не для того, чтобы нам на земле устроить удобное существование. Он здесь родился, воплотился, пострадал, отдал жизнь за весь род человеческий, выполнил Свою миссию и вознёсся. В Его лице происходит обожение нашего человеческого естества. Человеческая плоть уже не такая, какой она была до воплощения Спасителя. Человек жил в грехах, умирал, и даже праведники не могли войти в рай. Господь же открывает нам путь ко спасению, и человеческое естество соединяется с Богом навеки, как сказано в решении IV Вселенского собора о взаимодействии естества Божеского и человеческого во Иисусе Христе: «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». Бог навсегда соединился с человеческим телом. Об этом даже просто подумать страшно.
Правильно распорядиться дарованным
Если бы Господь остался на земле — что бы это дало? Он три года проповедовал, совершал огромное число чудес, воскрешал, исцелял, кормил, ходил по воде и прочее. В итоге что? Когда Он говорит иудеям: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30), — они берут в руки камни, чтобы побить Его. Он спрашивает: «много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10:32). Вот благодарность фанатиков, которые видели Самого Бога и совершаемые Им чудеса. Так что не нужно мудрствовать о том, что и как могло бы быть. В Священном Писании сказано: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Ис. 50:8). Тварь не может постичь ум Творца. Нам открыто всё необходимое для спасения. Нужно попытаться хотя бы это усвоить — уже будет немало.
Дары вознёсшегося Христа
Апостолы с великой радостью вернулись в Иерусалим после вознесения. С одной стороны, это событие было печальным из-за расставания с Божественным Учителем, с другой — радостным по причине обетования грядущего Утешителя, Который наставит на всякую правду. Перед вознесением Господь сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49), — то есть предрекал сошествие Святого Духа и рождение Церкви.
Также Он говорил: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19). Он с каждым из нас. В Церкви — телесно в том числе: в таинстве Евхаристии мы соединяемся с Ним. После вознесения Он являлся многим мученикам, например, апостолу Павлу, Своему бывшему гонителю. Он до сих пор живёт и действует в Церкви и мире, и всё совершается Им и через Него. Господь объемлет всю вселенную Своим всеблагим Промыслом. Другое дело — нам не совсем понятно, почему всё происходит так, а не иначе, но тут лучше довериться Богу, потому что, когда в вопросах высокой духовности включается рацио, рождается очередная ересь.
Стрелы, птицы и граждане неба
Вознесение — это очередной этап действия Промысла Божьего в деле спасения человечества. Вспомните слова Спасителя, которые Он сказал Марии Магдалине после Воскресения: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Уже тогда это было чем-то совершенно новым в отношениях Бога и человека. До того можно было прикасаться к Нему, возливать елей Ему на ноги, отирать его волосами, даже возлежать на Его груди, как Иоанн Богослов во время Тайной вечери. Можно было общаться с Ним как с простым человеком. После Воскресения всё иначе, Господь устанавливает дистанцию.
Вознесение Спасителя означает не то, что Он куда-то удалился, а что наше естество возносится на новую высоту. Это событие предполагает особую степень ответственности человека за свою собственную жизнь. Апостол Павел пишет: «Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20). Нужно жить не так, как нам захотелось, но так, как хочет Бог. Праздник Вознесения нас приподнимает над обыденностью, заставляет вспомнить о том, что мы — только гости на земле. То, что сделал Господь за три года, никому не под силу. Как пишет Иоанн Богослов, «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Он сделал всё, что необходимо для нас и нашего спасения.
Он отдал жизнь за за Своих убийц, грешников, преступников, предателей. Но в том и Его сила, что потом многие из них стали Его апостолами и последователями. С помощью Христа и Его благодати происходило и происходит перерождение повреждённой природы человека, возвращение Адама домой, человечества — в рай. Для этого Христос и пришёл.
Все мы граждане неба, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Святые отцы пишут, что человек — это стрела, нацеленная в небо, а архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Душа человеческая — райская птица». Именно об этом напоминает всем христианам праздник Вознесения Господня.
Записала Екатерина Щербакова