Священник Алексий Акимов
Петров пост: отдохнуть от праздников
О том, зачем нужен Петров пост, об истории его установления и особенностях в нынешнем году — священник Алексий Акимов, клирик Богоявленского кафедрального собора.
— Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, в чём смысл нынешнего поста. Зачем он нам, современным людям?
— Через неделю после праздника Пятидесятницы (Троицы) начинается Петров, или Апостольский пост, в память о двух самых почитаемых апостолах, Петре и Павле. В этом году он длится всего лишь 11 дней.
Установление Петрова поста (раньше его называли постом Пятидесятницы) относится к самым первым векам истории Православной Церкви. Он утвердился, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим были построены храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов, 12 июля (по новому стилю), и с тех пор этот день приобрел особенную торжественность. 12 июля пост заканчивается. Начало же его зависит от дня празднования Пасхи, поэтому продолжительность поста ежегодно меняется и может варьироваться от 8 до 42 дней.
«После продолжительного мясоеда от Пасхи Христовой до недели Всех святых пост особенно необходим, — замечает в своих трудах святой Лев Великий, — чтоб очистить наши мысли и быть способными к восприятию даров Святого Духа; поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Этот пост заповедан верующим, чтобы потрудиться духовно. После периода духовной радости и ликования души от пережитых праздников Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа — дня рождения Церкви Христовой — православному человеку даётся возможность «сменить обстановку». Никто не выдержит круглый год поститься, или, напротив, круглый год радоваться, везде нужна передышка…
Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания.
Каждый из нас должен быть крепок в вере, как камень. Господь назвал камнем Петра: «петрос» по-гречески значит «скала». Так же и мы. Если хотим быть храмом Святого Духа, домом Божиим, то должны обязательно веру свою укреплять постом и воздержанием, дабы не растратиться на житейские мелочи и быт, а сохранить благодать Божию.
— У многих православных, живущих за рубежом, кто придерживается нового стиля, этот пост в нынешнем году выпал — как к этому относиться?
— Да, так и есть. В этом году, при сравнительно поздней Пасхе, церкви, которые ввели в своем календаре только новый стиль, совсем лишили себя этого поста. По новому стилю в этом году день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла пришелся в субботу перед Неделей всех святых и, таким образом, пост этот сам собою уничтожился. То же самое случается всегда, когда Пасха приходится на 20 апреля и позже: Петров пост тогда у «новостильников» исчезает.
Отношение к этому у Русской Православной Церкви однозначно отрицательное. О церковном установлении Петрового поста, в память об апостолах, говорится еще в Постановлениях Апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь: справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
«Начиная с IV века, мы находим целый ряд святоотеческих свидетельств, подчеркивающих высокое уважение, которым пользовался этот пост у христиан того времени. Упоминают о нем св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Киррский», — замечает архиепископ Аверкий (Таушев). Он даже ставит реформу введения нового стиля наравне с реформами о женатых епископах, второбрачии духовенства, упразднении монашества, упразднении постов, сокращении богослужений и т. п.
— Поскольку нынешний пост непривычно короткий, что вы посоветовали бы христианам, желающим пожать в его итоге свои духовные плоды?
— Прежде всего, надо чаще ходить в храм и участвовать в богослужениях, хотя бы некоторых из них. В первую очередь это субботние и воскресные службы. Во время поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам исповеди и причащения.
Нет поста без самого пощения и воздержания. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) — не самоцель, а лишь средство, помогающее посту духовному. Пост же духовный — это наше стремление к Богу, молитва, богослужение, милосердие к ближним.
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный», — гласит стихира Первой седмицы Великого поста. Будем же учиться такому посту!
Беседовала Екатерина Щербакова