Священник Димитрий Паламарчук
Почему согрешили Адам и Ева, а страдаем мы?
Отвечаем ли мы за грех первых людей? Стоит ли обижаться на них за то, что в нашей жизни всё пошло не так? Размышлениями поделился священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.
Святые отцы говорят, что с грехопадением Адама и Евы мы приняли «дебелость тела», то есть наше тело стало подверженным смерти, болезням, страданиям. Все его качества, которые мы имеем сейчас — способность ощущать холод, жару, перепады давления и так далее, — появились после случившегося в Эдеме. Мы не повинны в грехе Адама, но произошли от человека, который уже принял на себя повреждение.
Наш дух заражён изначально. Это как ребёнок, который жаден с рождения, хотя его даже не успели ничему научить. Он такой наследственно, в силу склонности к этому греху кого-то из родителей. Есть пословица: «Привычки родителей становятся пороками детей». То, что у родителей было в зачаточном состоянии, у детей проявляется гипертрофированно. Помимо несовершенства тела, мы приобрели страстность.
Я могу согрешить, а могу не согрешить. Могу просто поесть, а могу захотеть какое-нибудь фрикасе в особом соусе или соловьиных язычков. Мы делаем свой выбор сознательно, и Господь нас будет судить именно за него. Мы не будем наказаны за то, что у нас греховная природа, но будем судимы по тому, какой выбор делали между добром и злом.
Григорий Нисский пишет: «От страстного рождается страстное». Как от человека происходит человек, от плоти плоть, так и мы греховную природу наследуем от своих родителей. Дурные наклонности — это не от Адама, это от нас. Конечно, полностью преодолеть в себе грех невозможно, но можно пытаться это сделать с Божьей помощью. Мы можем бороться с греховными наклонностями, преображая себя.
Грех — это рана, которую я наношу себе самому. Люди порой думают, что, если их грех не вредит другим, то в нём нет ничего плохого, но это не так. Грех страшен не потому, что Господь за него накажет, но потому, что мы наносим ущерб самим себе. Есть физические законы, нарушение которых ведёт за собой определённые тяжёлые последствия. Нельзя браться за оголённый провод, потому что можно погибнуть. Мы это знаем и не удивляемся, если такое происходит. Не считаем, что, если лизнули зимой металл и к нему язык прилип, то это Господь нас наказал. Это мы сами сглупили и получили ожидаемый результат.
В мире есть и духовные законы, которые работают так же. Святой Марк Подвижник говорит, что, если человек думает, что за нарушение духовных законов его наказывает Господь, то он богохульствует. Есть духовные законы, установленные Богом, несоблюдение которых приводит к определённым последствиям.
В Священном Писании сказано: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» (1 Кор. 12:12-14). И далее: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26). Когда болит зуб или голова, плохо всему человеку. То есть, по словам святителя Василия Кинешемского, мы с вами, нарушая заповеди Божии, вредим не только себе, но и тем людям, которые тоже находятся в Церкви. Точно так же, исправляя свою жизнь, мы исправляем нравы других людей. Каждый из нас может быть для других соблазном, а может примером. Многие люди часто забывают об этом и не обращают внимания, что на них кто-то смотрит, равняется и может наравне с хорошими качествами привить себе и плохие.
У нас всегда есть право выбора между добром и злом. Стоит задать себе вопрос: всегда ли я делаю правильный выбор? Всегда ли выбираю добро? Зачастую — нет. Мы делаем выбор не в пользу того, что правильно, но того, чего хотим. Чем мы лучше Адама и Евы? Мы поставлены перед тем же выбором, и в итоге поступаем так, как говорил апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:15).
Мы много делаем себе во вред и не обращаем на это внимания. Это хорошо заметно в беседе с людьми малоцерковными. Они часто говорят: «Ну и что, что я грешу. Я же себе грешу, кому от этого плохо?» — не понимая, что каждый из нас вредит не только себе, но и всем. Нужно понимать, что если здорового человека поместить среди больных, он никого здоровьем не заразит, а вот обратное случиться может. Грех точно так же может заражать и повреждать других людей.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это не значит, что ты спасёшь окружающих, это невозможно. Но можно стать примером достойной христианской жизни и таким образом повлиять на судьбы других людей.
Записала Екатерина Щербакова