Священник Олег Кручинин
День 2. Слышать и слушать
Во второй день Великого поста мы продолжаем чтение ветхозаветных паримий, начатых накануне. На шестом часе звучат «глаголы Господни» из книги пророка Исаии (Ис. 1:19 — 2:3), а на вечерне — повествования о четвертом и пятом днях создания мира (Быт. 1:14-23) и отрывок из книги Премудрости Соломона (Притч. 1:20-33).
Предваряет чтение пророка Исаии прокимен — цитата из Ветхого Завета, содержание которой подводит участников богослужения к пониманию последующего чтения. В данном случае прокимном являются слова царя Давида из 5-го псалма: «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой» (Пс. 5:3). То есть, называя Господа царём, псалмопевец просит Его обратить внимание на молитвы и просьбы, лежащие у Давида на сердце.
По сути, эти слова могут стать не только прокимном к чтению из пророка Исаии, а и нашей просьбой ко Господу на весь последующий Великий пост. Ведь каждый из нас, принимая на себя ту или иную меру поста, участвуя в продолжительных богослужениях, усиливая своё молитвенное правило дома, надеется, что его молитвы будут услышаны. Об этом же говорит и стих прокимна: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» (Пс. 5:2). То есть: «Слова мои услыши, Господи, прими зов мой!»
Конечно же, Бог слышит наши молитвы. Но, к сожалению, мы не всегда хотим принимать в ответ то, что посылает Господь для спасения нашей души. Однако заповеди и призывы Господа необходимо исполнять. «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1:19-20), — грозно предупреждает пророк Исаия.
Книга пророка Исаии, глава 1
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; 26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; 28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; 30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.
Глава 2
1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
В стихах 21-23 первой главы мы читаем о последствиях отпадения от Господа: грехе, который тяжелее блуда. «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:21-23).
Здесь видно, что «князья», то есть стоящие у власти любители «подарков» и «мзды», — это не только признак нашего времени. Упоение деньгами и властью было характерно и для эпохи пророка Исаии, жившего за 700 лет до Рождества Христова. «Начальники должны удерживать беспорядочные действия народа, располагать его к исполнению долга, делать покорным закону; если же они сами первыми нарушают законы, то как они могут быть учителями других?», — говорил святитель Иоанн Златоуст.
Далее Исаия предрекает: «Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся» (Ис. 1:27-28). Как важно войти в число обратившихся сынов Божиих, а не в число отступников и грешников, которых ждет истребление в вечности! В течение Великого поста мы должны постоянно задумываться об этом.
Привести людей к истинному покаянию может только Господь: «Научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3). Эти слова пророка сбылись с пришествием в мир Иисуса Христа.
С Его приходом человеку стало возможным вернуться в то благодатное и райское состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения мира. Паримия из книги Бытия рассказывает о четвертом и пятом днях творения.
Бытие, глава 1
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
Создание светил небесных — Солнца и Луны, а также звёзд, которые светят на Землю и отделяют свет от тьмы, — творческий акт Божий, совершённый в четвертый день. Итогом пятого дня стало создание Господом разнообразного животного мира.
Многие святые отцы посвятили толкованию дней творения свои духовные произведения. Назовём лишь некоторые из них. Это «Беседы на книгу Бытия» и трактат «О сотворении мира» святителя Иоанна Златоуста; «Истолкование книг Библии» преподобного Ефрема Сирина; «Шестоднев» святителя Василия Великого; произведения святителей Амвросия Медиоланского и Григория Нисского; «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина и другие. Хорошо бы в Великом посту найти время и познакомиться хотя бы с одним или несколькими произведениями, ведь книгу Бытия мы будем читать на протяжении всех великопостных дней.
Словно продолжая тему необходимости духовного просвещения, царь Соломон приводит притчу, которая стала третьей паримией этого дня: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Притч. 1:22).
Притчи Соломона, глава 1
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 „доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла“.
В противовес всем делающим беззаконие и отвергающим повеления Божии, приводятся последние слова паримии: «а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Притч. 1:33).
Мы снова возвращаемся к теме пророка Исаии о необходимости исполнять Слово Божие: «Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!» (Ис. 1:33).
Вновь и вновь ветхозаветные цари и пророки призывают нас к покаянию. И пусть нас отделяют от пророков древности тысячелетия, но можем ли мы говорить, что их слова устарели? Премудрость и сегодня «в главных местах собраний проповедует» (Притч. 1:20-21). Было бы у нас желание слышать и слушать, внимать и исполнять.
День 1. Мир, который мы потеряли