Протоиерей Николай Марковский, Мария Цырлина
Можно ли верить в Деда Мороза?
Мы учим своих детей верить во Христа и одновременно убеждаем их в существовании Деда Мороза. Протестуем против волшебства и магов, но поощряем веру в новогодние чудеса. Где грань между сказкой и истиной в детском восприятии? Не опасна ли вера в Деда Мороза для ребёнка? Может, единственным вариантом новогоднего героя для христианской семьи должен стать святитель Николай?
Новогодний святой
Нарядим этого любимого детьми святого в праздничную новогоднюю шубу и шапочку, дадим упряжку оленей и, конечно же, большой волшебный мешок, куда поместятся подарки для всех детей мира. Такой вариант образа святителя Николая под именем Санта-Клауса (в переводе — «святой Николай») распространён в Америке. Свои подарки он успевает развезти благодаря тому, что Новый год в разных часовых поясах наступает не одновременно.
С течением времени не без помощи взрослых Святой Клаус трансформировался в комичного толстого деда, который непонятно как помещается в печную трубу и непонятно зачем лазит по каминам. Американские дети наизусть знают, что «Санта» приходит через дымоход, попадая в камин, к которому для подарков прикрепляют… носки. Для американского Деда Мороза нужно обязательно оставить тёплое молоко и печенье, но непослушным детям это не поможет — в своих носках они найдут лишь уголёк.
Кстати, в Греции и на Кипре прообразом Деда Мороза стал другой святой — Василий Великий, младший современник святителя Николая. Его память празднуется Греческой церковью 1 января, поэтому греческого Деда Мороза зовут Дед Василий.
По румынской легенде, после Рождества Деву Марию приютил пастух Крэчун. Он одаривал Её и Младенца сыром и молоком. С тех пор святой Мош Крэчун дарит румынским детям подарки.
Дед Жара
Существует и множество светских вариаций Деда Мороза. Например, в Камбодже к детишкам приходит… Дед Жара. Новый год там празднуют три дня: с 13 по 15 апреля, это довольно жаркое время.
Во Франции малышам приносит подарки Пер Ноэль. Дословно Пер Ноэль переводится как «отец Рождества». Приходит он вместе со старым дедом Шаландом. Хорошим детям дарит подарки, непослушным — розги. В честь его прихода дети должны исполнить песню.
Немецкого Деда Мороза зовут, конечно же, Вайнахтсман. Как ещё могут звать немецкого Деда Мороза? Перед сном дети оставляют ему тарелку для подарков, а в башмаки кладут сено для ослика, на котором и разъезжает Вайнахтсман.
К английским детям приходит отец Рождество (Father Christmas). Перед тем как собраться за праздничным столом, вся семья посещает церковь, где дети заказывают отцу Рождеству подарки.
Якутский «Дед Мороз» Эхээ Дьыл ездит на волшебном быке, шведский Юлтомтен — на тележке, запряжённой лисами, а финский Йоулупукки (дословно — «Новогодний козёл»), понятно, на козле.
Белорусским детям подарки раздаёт дед Зюзя, детям Грузии — Товлис Бабуа («снежный дед»), Татарстана — Кыш Бабай, Турции — Ноэль Баба, Китая — Шо Хин, Шэн Дань Лаоджэнь или Дун Че Лао Рен, мудрые старцы, которые носят шёлковые одежды и длинные бороды, изучали Конфуция, ушу и айкидо.
В разных воплощениях в Новый год по миру шагает одна и та же идея — ожидание чуда и волшебства, которые помогут изменить жизнь к лучшему.
Студенец с морозильным посохом
В мифологии древних славян Дед Мороз (Студенец, Трескунец) — покровитель зимы. Снежная и морозная зима — залог хорошего урожая. У славян было принято кликать Мороза и готовить ему угощение. Дед Мороз — волшебник с особым «морозильным посохом». Верх посоха в языческое время украшала бычья голова — собирательный образ плодородия.
Подарки Дед Мороз дарил лишь тем, кто забредал в его царство. Чтобы заслужить их, нужно было показать трудолюбие, почтительность и притвориться, будто очень любишь мороз и зиму. По крайней мере, так свидетельствуют русские сказки.
Под влиянием западного образа святителя Николая Дед Мороз стал сам ходить по домам и разносить подарки, а позже обзавёлся для этой цели санями, запряжёнными, правда, не оленями, а белыми лошадками.
Волшебник vs маги
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского прихода в Зайцево:
Я ничего плохого не вижу в вере в Деда Мороза. Мы все выросли на русских народных сказках. Сейчас мы эти сказки читаем своим детям. Если маленький ребёнок действительно верит в доброго волшебника Дедушку Мороза, я, как священник, ничего плохого в этом не вижу. Мы говорим о чистой детской вере. Ребёнку присуще верить в чудеса. Западные дети верят в эльфов, а наши — в Деда Мороза.
У ребёнка чистая душа, поэтому он верит в сказку. Он верит не в злых или добрых духов, а именно в сказку, ждёт подарок. Я не вижу здесь противоречия с христианскими традициями. Если же мы верим в бабайку, водяного, лешего, мы, по сути, призываем этого нечистого духа. Здесь присутствуют уже какие-то мистические явления. Чистая детская вера в сказочного Деда Мороза — это нормально.
Лично я, как священник и как отец, отношусь очень негативно к повальному увлечению магией, колдовством среди детей под влиянием западных сказок и фэнтези. Одно дело, когда ребёнок верит в позитивного сказочного персонажа, который несёт подарок и хорошее настроение, и другое — если мы начинаем скатываться в оккультизм. Граница между верой в сказку и верой в оккультизм очень сильно размыта. Её должны определять сами родители и Церковь, воскресная школа. Детям нужно объяснять разницу.
Как правило, в сказочных героев ребёнок верит в очень маленьком возрасте, лет до семи. Дальше он понимает, что сказка — это сказка, а подарки под ёлку кладут родители. Если же после семи лет ребёнок продолжает верить в какие-то оккультные, мистические вещи, здесь уже нет места сказке. Здесь, по сути, вступает в свои права само верование в нечистую силу.
Одно дело, когда маленький ребёнок верит в Деда Мороза и Снегурочку, и другое — когда подросток начинает верить в оккультные науки. Эту границу должны провести родители.
В сказке самое главное — итог, когда добро будет побеждать зло. В современных же мультфильмах и фэнтези этого нет. У меня трое детей. Лично я своим детям категорически запрещаю смотреть современные мультики. Я сел с ними несколько раз, посмотрел, потом мы спокойно обсудили: я, как мог, объяснил, почему этот мультфильм плохой. Мои дети знают, где проходит грань между добром и злом, где вера в добрую сказку, доброе чудо, а где — вера в потусторонние силы.
Родители должны интересоваться жизнью своего ребёнка. Если им всё равно, что ребёнок смотрит, — это огромнейшая ошибка, и плоды этой ошибки будут видны, когда сын или дочь начнёт взрослеть.
Новогодний шантаж № 1
Я не думаю, что родители должны специально прививать веру в Деда Мороза, но и разочаровывать ребёнка тоже не стоит. Изображать специально снежные следы в комнате, наверное, не нужно, но, с другой стороны, не стоит у ребёнка отбирать сказку. Как бы то ни было, но Новый год — это ведь сказка! Все ждут чуда, каких-то перемен к лучшему. Я не думаю, что это плохо.
Всему своё время. Если пятилетний ребёнок верит в Дедушку Мороза и Снегурочку, смотрит наши добрые мультики, где показывают этих персонажей, это прекрасно. Ребёнок растёт добрым, отзывчивым.
В то же время, я не поддерживаю подход, когда родители из кожи вон лезут, чтобы добыть ту самую игрушку, планшет или смартфон, которые загадал ребёнок Деду Морозу. Часто говорят: ведь он же верит, как можно разочаровать ребёнка! В этом случае сын или дочь превращается в маленького вымогателя.
Дети не знают цену вещам, они не представляют, сколько стоит смартфон и что такая сумма значит для их родителей. Я наблюдал не раз, когда ребёнок закатывает дома истерики и начинает буквально вымогать какую-то игрушку. Огромная ошибка — подчиниться его требованиям.
Одно дело, когда ребёнок ждёт подарка с добрым сердцем, другое, когда он, понимая, что Дедушка Мороз — это папа или мама, начинает шантажировать родителей. Ребёнок не имеет права что-либо вымогать. Если это происходит, у такой семьи — большая проблема, и родителям стоит обратить пристальное внимание на воспитание своих детей.
Совсем маленькие дети верят, что Дед Мороз — добрый волшебник, которому всё возможно, следовательно, ему можно загадать абсолютно любые желания. Конечно же, они могут расстроиться, если Дедушка Мороз их желание не исполнит. Моему сыну шесть лет. Он по телевизору увидел рекламу игрушки — машинки, которая едет по какой-то железной дороге. Ему понравилось, и он попросил её у Деда Мороза. У нас не было денег на эту игрушку. Жена нашла точно такую же, но в более дешёвом варианте. Ребёнок получил на Новый год то, о чём мечтал. Он не знает цену вещам и того, что эта игрушка немножко не такая, чем та, которую показали по телевизору, и рад подарку.
Новогодний шантаж № 2
Часто манипуляции, связанные с верой в Деда Мороза, исходят от самих родителей, когда они пытаются «покупать» оценки, хорошее поведение своих детей, их помощь по дому, угрожая, что плохих детей Дед Мороз оставляет без подарка. Это западное влияние. У нас всегда учёба, послушание, помощь родителям были обязанностями ребёнка. Это ни в коем случае не услуга родителям. Часто путают понятия «услуга» и «обязанность». Я говорю со своими детьми об этом, рассказываю, что езжу в храм, совершаю богослужения, это моё служение, обязательство перед Богом и перед людьми, точно так же их обязательство — ходить в школу, помогать маме помыть посуду.
Я знаю случаи, когда отношения между детьми и родителями переходят в бизнес. Ребёнок за деньги моет посуду, за хорошие оценки получает подарки. Я категорически против этого. Православная семья должна строиться на определённых ценностях — не западных, которые нам стараются навязать, а христианских. Дети всегда были помощниками своим родителям, а не наёмниками за деньги.
Дед Мороз vs святой Николай
Среди христианских детей есть ещё один вариант веры в Деда Мороза — вера в то, что подарки им приносит святитель Николай. Я категорически против такого подхода. Ребёнок, который посещает храм и знает, кто такие святые угодники, должен сам для себя проводить грань между сказочными волшебниками и святыми. Родители ни в коем случае не должны скрывать, что не святитель Николай дарит им подарки, а они в честь этого святого.
Можно рассказать ребёнку житие святого Николая, истории из жизни святителя, объяснить, почему мы дарим подарок именно в день его памяти — он помогал и делал подарки очень многим людям. В память об этом мы своим детям тоже что-то дарим.
Я не поддерживаю, когда взрослые рядятся в святителя Николая и устраивают праздничные утренники для детей с участием такого актёра. Изображение святого — икона. Когда кто-то наряжается святителем Николаем, даже для детей, и водит хороводы в таком наряде, он попирает память святителя.
Раньше у нас никогда такого не было. Это западное веяние. Там это принято и считается традиционной забавой, но забавляться с памятью святителя я бы не советовал. Можно вспомнить Зоино стояние — когда в Самаре девушка Зоя решила потанцевать с иконой святого Николая и окаменела. Святитель есть, он нам помогает, но наряжаться в него, пародировать его, даже из добрых намерений, я бы, как священник, не советовал.
Дед Мороз — выдуманный персонаж, собирательный образ такого русского мужика: борода, шуба, шапка, валенки, а святитель — реальное лицо. Категорически нельзя нести в православную семью кощунственный образ святого. Нужно избегать его изображений в виде игрушек и на упаковках подарков, не включать детям мультфильмы, в которых есть этот образ. Если случайно вам досталась такая игрушка или изображение Санта-Клауса на упаковке, лучше их не выбрасывать, а сжечь.
На западе верование, будто святитель Николай приносит подарки, привело к тому, что сегодня, желая на этом заработать деньги, из него делают клоуна. Мы приходим в храм и целуем икону святителя, а потом нам покажут по телевизору какого-то непонятного шута, который бегает, смеётся, невесть что творит, и назовут его «святым Николаем» — Санта-Клаусом. Мне, как христианину, больно от этого. Мы не имеем права этим заниматься. Мы оскорбляем память святителя, проводя параллели между сказочным Дедом Морозом и святителем Николаем.
Дед Мороз в отставке
Долгое время Дед Мороз был атрибутом не только Нового года, но и Рождества. Именно по этой причине в канун 1929 года советская власть запретила Деда Мороза и даже сам Новый год. В отставке Дедушка пробыл до 1936 года и вернулся уже в более светском виде — как символ абстрактного весёлого зимнего праздника.
Сопровождавшая его внучка Снегурочка поначалу была самостоятельным сказочным персонажем. Снегуруша, девочка, сделанная из снега, захотела жить с людьми, но с приходом весны растаяла. Снегурочку сперва изображали в виде маленькой девочки, позднее внучка «выросла».
Отношение Русской Православной Церкви к Деду Морозу тоже ещё совсем недавно было неоднозначным. Языческая персонификация сил природы и волшебства часто воспринималась негативно. В 2000 году митрополит Воронежский и Лискинский Сергий даже выступал в защиту этого персонажа: «Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. Нужно помнить об этом, различать персонажи добрые и злые».
Возвращение Деда Мороза
Сегодня Дед Мороз стал неизменным героем детских рождественских утренников, которые проводят приходы Православной Церкви. Спустя почти сто лет этот образ возвращает своё значение одного из рождественских символов.
В 1999 году у Деда Мороза появилась постоянная резиденция в Великом Устюге. Ежегодно туда пишут письма более 20 тысяч детей. Общая площадь поместья составляет 15 гектаров. Кроме дома Деда Мороза, там есть отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница, где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции растёт почти самая высокая в Европе, сорокаметровая ель, которой 120 лет. Вскоре появились резиденции и в других городах. Официальный день рождения Деда Мороза принято отмечать 18 ноября, когда в Великом Устюге ударяют первые сильные морозы.
С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!
Дед Мороз уже в пути! Встречайте, верьте в чудо и ждите подарков!