Все мы были когда крещены: кто-то в младенчестве, кто-то в сознательном возрасте, сам сделав выбор жизни со Христом в соответствии с Божественным законом, с тем Словом, которое Сам Бог принес на нашу землю — с Евангелием. Но по многим причинам каждый в той или иной степени отступил от этого закона, нарушив ту или иную заповедь или не достигнув тех высоких идеалов, которые описываются в Евангелии.
Все эти поступки называются одним словом — грех. Грех есть смерть души, бесконечный тупик, который отводит человека от Бога, разрушает гармонию человеческого бытия. Гармонию отношений с Богом и с самим собой. Но Господь по Своей милости оставил нам путь восстановления этих отношений, восстановления гармонии. Называется этот путь покаяние.
Покаяние есть баня, омывающая совесть, прообразом которого было крещение Иоанна Крестителя в реке Иордан, новое рождение, очищающее человека. Иоанн Креститель заповедовал тому, кто имеет две одежды, одну отдать неимущему, воинам довольствоваться своим жалованием и никого не обижать, мытарям — не брать сверх положенного. Покаяние — не просто сожаление о содеянном, а исправление. Иуда тоже ведь сожалел о содеянном предательстве, но не нашёл в себе сил испросить прощения у Спасителя и апостольской общины, подобно Петру, а пошёл и совершил ещё больший грех — самоубийство.
Покаяние — это и совершение добрых дел, чтобы ими покрыть зло, нами совершённое. Хорошо суть покаяния отражает греческий перевод этого слова — μετάνοια — «перемена ума, образа мыслей». Это глубже, чем просто исповедь: человек преображает свою жизнь, меняет свои привычки. Человека можно заставить исповедаться, но к покаянию он должен прийти сам, сам захотеть изменить свой образ жизни. Покаяние — нравственное перерождение, пересмотр нравственных ориентиров.
Покаяние всегда начинается с исповеди. Исповедь — врачебница, больница, ведь грех — это болезнь, которую необходимо исцелить, промах, который необходимо исправить. Человек приходит в больницу, когда понимает, что он болен, и ничего не стыдится. Так нужно приходить и на исповедь.
Есть добрая традиция с исповеди начинать важные дела в своей жизни. Например, есть традиция исповедоваться перед браком и перед тем, как стать восприемниками, то есть крёстными родителями.
Многие стесняются исповедаться, потому что боятся, что священник о них что-то узнает и будет как-то иначе к ним относиться. Священник на исповеди — только свидетель, о чём говорится в молитвах перед исповедью. Он смотрит только на то, раскаивается ли человек, готов ли он меняться.
Исповедь не должна быть долгим рассказом о своей жизни. Не нужно и пытаться описать священнику обстоятельства того или иного греха, чтобы оправдать себя. Бог знает все обстоятельства, мы перед Ним стоим. Человек на исповеди должен искать примирения с Творцом.
Многие относятся к исповеди формально, как к некому билету на причастие. Это весьма серьезное заблуждение. Исповедь — полноценное, отдельное таинство, которое даётся нам для того, чтобы излечить душу. Увидеть свои немощи, те места, где мы спотыкаемся — особенно если человек повторяет один и тот же грех из раза в раз. Мы просим Христа помочь больше не спотыкаться, не повторять этот грех.
От формальной исповеди человек не получит никакого духовного облегчения. Нельзя чего-то недоговаривать, скрывать на исповеди — такая исповедь считается недействительной. Перед исповедью человеку необходимо подготовится, подумать, что плохое он совершил со времени последней исповеди. Не нужно рассказывать о грехах других людей: родственников или знакомых, — ведь не они пришли на исповедь, а мы.
Человек может и должен просить у Бога прощения и дома, но его душу должна покрыть благодать Божия, которую мы можем получить только в таинстве через священника. Когда исповедь оканчивается, священник молится о прощении грехов кающегося и о примирении его с Церковью и Богом. Господь дал власть апостолам, а через них — епископам и священникам, отпускать грехи, сказав: «Приимите Духа Святого: кому отпустите грехи, отпустятся им; и на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23).
Цитата дня
«
Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, Бог оградит тебя охранением Ангелов.