Протоиерей Андрей Чайкин
Как перестать ругаться матом?
Грех сквернословия: так ли он прост? Легко ли от него избавиться? Настоятель Васильевского храма пос. Стожковское г. Шахтёрск протоиерей Андрей Чайкин считает, что это серьёзная духовная проблема, и предлагает выход из положения.
Чтобы с чем-то бороться, начинать что-то в жизни исправлять, нужно иметь желание это сделать. Поэтому, пока не будет жажды изменить себя, ничего не получится. Также нужно уяснить, что такое грех сквернословия. О нём много написано у святых отцов, и пастыри Церкви часто касаются этой темы. Выделю четыре пункта.
Первое. Сквернословие — это та болезнь, при которой мы, прежде всего, оскверняем сами себя. Часто оно предполагает отсутствие у человека словарного запаса и, конечно же, культуры поведения.
Второе. Сквернословя, мы оскверняем не только себя, но и свою и свою мать и даже Богородицу, нашу Пречистую Матерь, — именно поэтому матерные слова и получили такое название.
Третье. Употребляя мат, человек призывает в свою жизнь демонические силы. Многие историки и лингвисты утверждают, что матерная ругань появилась из языческих ритуалов, в которых использовались фаллические символы. Именно поэтому она и называется скверной, или сквернословием. Целью использования её было призывание нечистых духов.
Четвёртое. Словом можем себя оправдать и им же можем себя погубить. Сквернословие закрывает нам дорогу в Царствие Божие, становится теми оковами, которые связывают нас по рукам и ногам и не дают двигаться в сторону спасения. Мы оскорбляем Богородицу, оскорбляем образ и подобие Божие. Язык наш — это то орудие, которым мы либо славим Бога, либо противимся Ему.
Как бороться с этим грехом? В первую очередь нужно желание его преодолеть. Оно должно подкрепляться спасительными таинствами, которые есть в Церкви. Прежде всего, это исповедь. Нужно прийти к священнику, исповедоваться в этом грехе, получить благословение на то, чтобы с ним сражаться, и в помощь себе причаститься Святых Христовых Таин, если священник допустит. Там, где есть животворящая сила Духа Святаго, погибает всё нечистое. Это первоочередные наши шаги.
Второе. Святые отцы, и в частности святитель Иоанн Златоуст, говорят о том, что за своим языком нужно следить, и чтобы не сквернословить, не злословить, нужно стараться говорить как можно медленнее. Важно обдумывать каждое своё слово, и чем внимательнее мы будем это делать, тем меньше будет у нас возможностей употреблять ругань для связки слов. Это касается не только мата, но и всех слов-паразитов, которыми порой изобилует наша речь. Медленная вдумчивая речь всегда отличала людей благообразных. Сложно представить святого, который тараторил бы и болтал. Все известные подвижники отличались глубокомыслием. Прежде чем что-то сказать, они обдумывали, не ранят ли их слова человека, и каждое их слово было как драгоценность, обретало особую силу и целительные для души свойства.
Для того чтобы бороться со сквернословием, нужно иметь стыд. Ругающийся человек подобен эксгибиционисту. Как эти люди показывают всем свои срамные части тела, так и сквернослов, ругаясь, показывает всю мерзость его обнаженной души, нечистоту и страсти, бушующие в нём. Сквернословие, по словам святого апостола Павла и Иоанна Златоуста, приравнивается к греху блуда. Совершая блуд, человек использует для потакания страстям своё тело, а сквернословие — это блуд нашей души. Поэтому оно и стоит в одном ряду с развратом и прелюбодеянием.
Нужно понимать, что перед Богом не бывает грехов маленьких и больших. Об этом говорят многие святые отцы. Каждый грех — это мерзость. Самое страшное в так называемых «маленьких грехах» — это привычка. Мы до такой степени к ним привыкаем, что зачастую даже не обращаем внимания на то, что делаем. Не осознаём, что грешим.
Многие считают сквернословие мелочью, но оно, как мы уже говорили, приравнивается к блуду. Блуд — один из смертных грехов. Эти страсти и пороки отличает то, что с ними очень сложно бороться. Именно поэтому преодоление сквернословия становится неподъёмной глыбой для того, кто хочет идти духовным путём. А ведь на вид эта глыба представляется маленьким камешком! Так что грех этот очень каверзный.
Сквернословие тяжело преодолеть ещё и потому, что оно обычно идёт об руку с гневом. Ещё раз вспомним совет Иоанна Златоуста стараться говорить медленно и обдуманно — он не случаен. Гнев — это импульс, взрыв эмоций, когда человек себя не контролирует. Христианину нужно учиться сдерживать себя. Когда мы говорим медленно, продумываем слова, то в этом процессе отвлекаемся, подавляем нежелательные эмоции.
Как перестроить себя? Ведь, когда накрывает волна гнева, легко наступить на те же грабли и снова впасть в грех сквернословия. Можно ли измениться? — можно. Но только вместе с Богом. Без Его помощи невозможно спастись. Когда чувствуем, что накрывает гнев или раздражение, надо стараться читать Иисусову молитву — об этом тоже говорят святые отцы. Нужно переключиться на другую волну — на волну прославления Бога. И Господь в этот момент даст силы, чтобы вовремя остановиться и не наговорить лишнего.
Есть и простые способы. Многие священники рекомендуют не только тем, кто ругается матом, но и людям, которым тяжело донести свои мысли другим и чья речь полна слов-паразитов, стараться как можно больше читать. Я поддерживаю эту идею. Нужно читать как можно больше, причём не только православную литературу. Чем чаще человек берётся за художественное литературное произведение, тем лучше. Тогда он невольно пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор. Сопоставив себя с некоторыми героями, обращая внимание на их речь и поступки, он может корректировать своё поведение.
Сквернословие несёт в себе ещё одну опасность. Ругающийся человек заражает вокруг себя других людей, и прежде всего тех, кто наиболее беззащитен — детей. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6) — сказал Христос.
Есть сквернословы, которые умеют «красиво» облекать свои мысли в матерную ругань и гордятся этим, считая себя чуть ли не художниками слова. Это всё равно, как если бы раб похвалялся своими кандалами. Да, эти люди считают себя свободными, но всё равно они рабы — рабы тех демонических сил, в руки которых себя отдали.
Словом мы освящаемся. Когда священник читает молитву на освящение воды или плодов, они меняют свои свойства. Сквернословящий человек тоже меняет свой внутренний мир, свою душу — но только в худшую сторону. В наших силах сделать так, чтобы благодаря нашим словам мир освящался, а не облекался во всё большее зло.
Записала Екатерина Щербакова