Протоиерей Ростислав Белогуров
Международный день «спасибо» — тоже православный праздник?
11 января отмечается необычный праздник — Международный день «спасибо» (в оригинале International Thank You Day). Мы решили посмотреть на него с православной точки зрения и поразмышлять: нужно ли благодарить и говорить вежливые слова только тогда, когда испытываешь эти чувства? Или всегда, когда принято? Не лицемерие ли это? Не становятся ли «спасибо» и «простите» ничего не значащими словами-паразитами? Должны ли христиане вообще быть вежливыми? Где заканчивается вежливость и начинается угодливость, двуличие и тому подобные вещи? Адресовали эти вопросы протоиерею Ростиславу Белогурову, настоятелю Борисо-Глебского храма п. Мирный Славянского района.
— Появление такого праздника в нашем обществе — это признак того, что человечество нуждается в обновлении своей жизни и углублении культуры.
Невозможно переоценить такое качество, как благодарность. Научиться быть всецело благодарным — значит стать христианином. К этому нас призывает многогранный опыт, который мы обнаруживаем, открывая Священное Писание, биографии прославленных святых и участвуя в богослужебной жизни Церкви. Всё в христианстве пронизано духом благодарения, от начала до конца. Благодарность — это заповедь любви…
Если человек по-настоящему благодарен, здесь нечего добавить. Нет никакого православного взгляда на «спасибо», ведь, как и любовь, как доброта и правда, благодарность по своей природе имеет христианские корни. И если кто-либо нелицемерно и всей душой чтит любовь, чтит благодарность, значит, он, подобно древним афинянам, чтит «неведомого Бога». А мы — православные христиане — те, кто Его проповедует (ср. Деян. 17:22-23).
«…Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Благодарность — это такое же качество, как щедрость, молитва, терпение, мужество. Все они постоянно требуют усилий, ведь необходим духовный рост, чтобы идти ко Христу. А подниматься сложнее, чем идти по ровной дороге или катиться вниз. Поэтому такие моменты жизни, когда не хочется терпеть, любить или благодарить — это самое подходящее время для проявления своего духовного достоинства. Тогда человек вопреки всему делает свой свободный выбор, и чем чаще, тем привычнее и твёрже. Лицемерием это может стать, если мы будем совершать добрые дела как фарисеи, то есть чтобы «показаться пред людьми» (ср. Мф. 6:5) для собственного почитания и восхваления, или когда мы двуличны по отношению к человеку.
Когда люди посвящают чувству благодарности целый праздник, это заслуживает уважения, но существует вероятность, что человек останется в формальной и незначительной плоскости всего лишь традиционных манер. Настоящая же благодарность — это не какая-то поверхностная деликатность в человеческих взаимоотношениях, это проявление любви и способности достойно предстоять перед Богом и всем Его творением. Иногда благодарность — это естественный, человеческий ответ любящего сердца на оказанное ему благодеяние, а иногда это проявление святости.
Достоевский показывает это в романе «Идиот». Вспомните слова из речи князя Мышкина, на вечере в высшем обществе:
«О, что такое моё горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать… а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребёнка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растёт, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят…»
Для всех в этом «великосветскому кругу» князь показался забавным чудаком, отрешённым от «здравого» восприятия вещей. «Два гроша ему дадут, а он благодарит точно жизнь спасли».
Этот эпизод был бы просто выдумкой, если бы не реальные примеры — причём даже в наши дни. Какое величие человеческого духа можно увидеть, посмотрев на историю человеческой и христианской благодарности! Мы часто не ценим простые вещи и не умеем быть признательными, но есть люди, которые благодарны за крайне малое и радуются всему.
Чего стоит пример Ника Вуйчича! Безруким, безногим он родился на свет, но сумел найти в себе силы благодарить Бога, радоваться жизни и помогать другим.
Ник Вуйчич:
Мы не должны жить в ожидании того, что счастье наступит, когда мы добьёмся цели или приобретём какую-то вещь. Счастье должно быть с нами постоянно, а чтобы добиться этого, нужно жить в гармонии — духовной, психологической, эмоциональной и физической.
Мы знаем историю праведного Иова. Богатый человек с хорошим здоровьем и большой семьёй лишается всего и покрывается проказой. Что он сделал в тот момент? «Встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:20-21).
Пророк Исаия:
Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся (40:31).
В дни, когда весь христианский мир празднует Рождество Христово, нужно задуматься, мог ли Бог дать нам больше, чем Он дал, воплотившись и став человеком. Христос напомнил нам о человеческом достоинстве: «Истинно говорю вам, сделаете это одному из малых сих, сделаете это Мне», «Кто исполняет волю Отца Моего, тот Мне и сестра, и брат, и матерь», «В каждом человеке Бог», «Царствие Небесное внутри вас есть».
Вся жизнь человека, всё окружающее нас призывает любить и славить Бога за эту неисчерпаемую благость. Благодарить близких за то, что они посвящают нам часть своей жизни, а ближних — за возможность добрых взаимоотношений между нами. И чем глубже мы погружаемся в эту любовь, тем больше осознаём свою духовную нищету. Ведь чем мы можем ответить Богу, чтобы наша благодарность соответствовала Его благости?
Поэтому, когда отходим ко сну, мы и читаем вполне характерную для нас молитву святого Макария Великого:
«Что Тебе принесу, или чем Тебе отвечу, Великодаровитый Бессмертный Царь, Щедрый и Человеколюбивый Господи, за то, что меня, ленящегося служить Тебе и ничего доброго не сделавшего, довёл до конца этого прошедшего дня, устраивая моё обращение к Тебе и спасение души моей? Милостив будь ко мне, грешному, и не имеющему никакого доброго дела, восставь падшую мою душу, осквернившуюся бесчисленными согрешениями, и удали от меня все злые помыслы видимой этой жизни…»
Закончить размышления хотелось бы словами христианского философа Ивана Ильина:
«Глубочайший смысл благодарности состоит в том, что она открывает человеку доступ к Богу: ибо она есть не что иное, как воспламенение личного огня, отвечающего на зов вечного отеческого пламени из средоточия вселенной. Будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам!»