Истина всегда останется истиной
4 мая, в Великую субботу, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чтением 15 паримий и Литургию свт. Василия Великого в Николаевском кафедральном соборе. После чтения Евангелия владыка произнёс проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда кто-то, обладая какой-то властью и силой, совершает зло, людям со стороны иногда кажется, что большего, чем это зло и эта сила, во вселенной ничего нет. Так казалось и апостолам, когда они в страхе находились все вместе. Для них всё было закончено.
Они видели предательство, насмешки, издевательства, позорную смерть своего Учителя, и им показалось, что зло ценнее добра, что неправда может восторжествовать над правдой. Им показалось, что в мире нет смысла жить по совести, потому что бессовестным людям жить легче. И от всего этого им захотелось спрятаться, куда-то убежать.
Нам трудно понять, почему они забыли слова Христа о том, что подобает Ему пострадать, быть поругану от человек грешников и в третий день воскреснуть. Конечно, они не имели того опыта, который имеем мы с вами. Они ни разу в жизни не праздновали Пасху. Им было тяжело слышать эти слова.
В довершение ко всему, собрались первосвященники и книжники и сказали Пилату: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых» (Мф. 27:63-64).
Ошибались и те, и другие. Ученики ошибались, думая, что зло сильнее добра. Книжники ошибались, думая, что ученики имеют силы и им зачем-то нужно приходить и воровать тело мёртвого Учителя — они сами были в разочаровании и страхе, и смысла делать то, в чём их подозревали, у них не было. Но сила Божия сильнее немощи человеческой, сильнее любой злобы и любой неправды. Когда люди думают, что обладают какой-то властью и могут с помощью этой власти победить правду, они глубоко ошибаются.
Поставив стражу возле гроба и запечатав его печатью, первосвященники сделали это по человеческой злобе. Но, как оказалось, — для славы Божией, для того, чтобы подтвердить истинность Воскресения Христова. Первыми проповедниками о том, что Христос воскрес из мёртвых, для них стала именно та стража, которую они поставили стеречь гроб. Мы удивляемся премудрости Промысла Божия и тому, что Господь всякое человеческое зло обращает к добру.
Но вместе с тем, в сегодняшний день мы видим, насколько человеческое сердце может оказаться злобным и далёким от покаяния. Тем, кто поставил стражу, стража пришла и сказала: «Его нет во гробе, Он воскрес из мёртвых». И, казалось бы, следуя всем законам человеческой логики, распявшим Христа и тем, кто эту стражу туда посылал, нужно было сказать: «Мы согрешили. Господи, прости нас. Мы совершили страшную ошибку. Что нам сделать, чтобы исправиться?» Но они говорят стражникам: «Мы вам дадим денег, идите и говорите всем, что ученики пришли и ночью Его украли».
Если грех глубоко проникает в человеческое сердце, и человек постоянно с грехом соглашается, если человек не привык признавать свои ошибки и называть вещи своими именами — грех называть грехом, неправду называть неправдой, а злобу — злобой, если он раз за разом находит всему, что он делает плохого, какое-то оправдание, то с человеческим сердцем постепенно происходят изменения. Оно меняется до такой степени, что перестает быть способным к покаянию. На белое оно будет говорить «чёрное», на неправду говорить, что это правда, и наоборот.
Это произошло с книжниками и фарисеями. Они довели своё сердце до такого состояния, что оно уже неспособно было к покаянию. «Мы дадим вам денег, только скажите, что Он не воскресал из мёртвых». Кому это нужно? Разве можно с помощью денег и неправды победить силу Божию?
Грех ослепляет человеческий ум, делает человека безумным и несчастным. Нераскаянный грех удаляет человека от Бога, и человек перестаёт видеть вещи такими, какие они есть. Если в нашей жизни случается какой-то грех, у нас есть возможность пойти двумя путями: попытаться найти себе оправдание, наподобие того, как это сделали книжники, или, осознав, что это грех, обратиться к Богу с молитвой покаяния.
Посмотрите: апостол Пётр тоже совершил грех. Он отрёкся от Христа, сказал при всех: «Я не знаю Человека Сего» (Мк. 14, 71) — трижды, потому что испугался за свою жизнь, потому что мгновенно его накрыло что-то такое, с чем он не смог справиться. Недавно он говорил: «Если и все соблазнятся, но не я» и «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк. 14:29-31). А потом ему стало страшно, и он отрёкся.
Но когда он понял, что он совершил, он не начал искать себе оправданий. И не стал обвинять Учителя: «Ты Сам мог позаботиться, чтобы такого со мной не произошло». Нет — он вышел, плача горько. И когда Господь спросил Его: «Любишь ли ты Меня?», он сказал: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя больше всех, но так получилось, прости меня». И трижды исповедал свою верность Христу. Не начал оправдывать себя, а покаялся.
Нам важно осознать, что если Господь нас обличает в каком-то грехе или через совесть, или через жизненные обстоятельства, не надо оправдываться. Надо обратиться с покаянной молитвой к Богу. Господь простит нас, как простил Петра, отрекшегося от Него.
Если мы раз за разом будем себя оправдывать, наше сердце потеряет способность к покаянию, и мы будем думать, что в этой жизни можно стать счастливым с помощью каких-то других вещей — с помощью лжи, денег, лукавства. Но это очередная дьявольская ложь. И свидетельством тому является Церковь Христова, которая существует во имя Воскресшего Христа. Святой апостол Павел так и говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).
И сколько бы лукавый разум ни восставал на Истину, сколько бы ни было еще таких книжников и фарисеев, Истина всегда будет торжествовать. Одни говорили: «Мы вам дадим денег, скажите, что Он умер». Был такой император Нерон, который говорил, что после его царствования никто не вспомнит о том, что были люди с именем «христиане».
У нас совсем недавно был первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, который обещал в 1980-е годы показать по телевизору последнего попа. И еще они будут. Времена изменятся, и когда-то снова придётся исповедовать Христа с риском для жизни и от чего-то отказываясь. История показывает, что периодически это время наступает для Церкви.
Будем помнить о том, что в мире существуют Любовь и Правда, и что после смерти всегда следует Воскресение, после Креста всегда звучит «Христос воскресе!» И это в очередной раз свидетельствует о том, что сила Божия непобедима никаким человеческим злом и лукавством. Правда всегда останется правдой, а ложь будет ложью. И если иногда кажется, что злоба и неправда сильнее и у них больше возможностей, то это только так кажется.
Святой благоверный князь Александр Невский говорил, что Бог не в силе, а в правде. Если людей, которые говорят неправду, больше, это не значит, что неправда сильнее. Если те, кто поступает не по совести, сильнее и могущественнее, это не значит, что и мы должны поступать не по совести. Если людей, которые заблуждаются, больше, чем тех, которые исповедуют Истину, это не значит, что мы должны оставить Истину и тоже начать заблуждаться.
Истина — Христос, и каждое Его слово — правда. Следуя этой правде и живя по истине, мы никогда не проиграем. Мы можем потерять что-то в этой краткосрочной, временной перспективе, но мы всегда приобретаем гораздо больше и здесь, на земле, и в вечности.
Именно об этом нам свидетельствует сегодняшний день. Господь лежит во гробе, и ученики ещё пребывают в страхе в Сионской горнице. Но впереди — ночь Воскресения, когда разрушены будут эти узы, когда восторжествует правда, когда скорбь сменится на величайшую радость, и свет этой радости две тысячи лет будет вдохновлять людей на величайшие подвиги и величайшие свершения. И кто бы как ни пугал нас и ни пытался отобрать у людей Истину, всегда будут исполняться слова Христовы: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Аминь.