Мария Цырлина
Преподобные Святогорские — наши святые земляки
12 июля 2008 года в Успенском соборе Святогорской лавры состоялись торжества по прославлению святогорских подвижников в лике святых. Память Собора преподобных отцев Святогорских было установлено отмечать 11/24 сентября.
Ко времени канонизации святогорских подвижников трудами епископа Алипия (Погребняка), нынешнего викария Горловской епархии, и епископа Святогорского Арсения были найдены места их захоронения в Харьковской, Донецкой и Луганской областях, обретены их честные останки и собраны материалы о них.
Сонм святых, прославляемых нашей Церковью, пополнился шестнадцатью подвижниками благочестия. Это:
святитель Иларион, епископ Крутицкий (Григорович, †1759),
преподобные
- архимандрит Фаддей (Кокуйлович, †1758),
- архимандрит Рафаил (Мокренский, †1765),
- архимандрит Арсений (Митрофанов, †1859),
- архимандрит Герман (Клиц, †1890),
- архимандрит Софроний (Смирнов, †1921),
- иеросхимонах Лонгин (Грифцов, †1882),
- иеромонах Феодосий (†1850),
- иеромонах Киприан (Манько, †1874),
- иеромонах Иоанникий (Аверкиев, †1882),
- иеромонах Исаакий (Головин, †1903),
преподобноисповедники
- архимандрит Иоиль (Озерянский, †XVII в.),
- архимандрит Трифон (Скрипченко, †1939),
- схиархимандрит Михаил (Галушко, †1961),
- игумен Иоанн (Стрельцов, †1970),
Христа ради юродивый монах Феофил (Шаронин, †1868).
Жизнь каждого из них может стать примером для нас сегодня.
Архимандрит Иоиль (Озерянский, †XVII в.), преподобноисповедник — первый исследователь истории Святогорского монастыря. Его отец были отнюдь не историк, а отважный казак. Но Иоиль не пошёл по его стопам и стал одним из самых известных настоятелей обители, который помог её сохранить. В его время монастырь был ещё несколькими пещерами, прорубленными в отвесной меловой скале. Храм располагался там же, в одной из пещер. Воду монахам приходилось носить на себе в бочках по отвесной лестнице из 600 ступеней.
К тому времени, как Иоиль стал настоятелем, монахи в монастыре находились на грани выживания. Архимандрит даже писал грамоты русским государям с просьбой о помощи: «Ныне де им кормиться нечем, и хотят старцы покинуть монастырь, с нужды разбрестись врознь». Из этой грамоты мы видим, что, не будь Иоиля, Святогорской обители, жемчужины Православной Церкви, давно бы уже не было. Хотя помощи от государей не последовало, настоятель Иоиль нашёл средства, чтобы построить наземный Петро-Павловский храм и обустроить монастырь с более лёгкими условиями жизни на равнине возле Северского Донца. Это сохранило монашескую жизнь в Святых горах, но сделало её более опасной. Беда не заставила себя долго ждать. В 1679 году татары разорили монастырь, теперь уже не защищённый меловыми скалами и увели настоятеля и братию в плен.
За время этих набегов в плен были уведены десятки тысяч жителей южной Руси. Христианскими невольниками были заполнены все рынки Востока, их обменивали на оружие, одежду, лошадей. Положение пленных в пути было ужасным. Захваченных людей татары расставляли рядами по несколько человек, связывали сзади руки ремнями, сквозь которые продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали верёвки. Потом, держа за концы верёвок, садились на лошадей, и, подхлёстывая их нагайками, почти безостановочно гнали пленников до самого Крыма. В дороге тех, кто не мог идти, убивали на месте. Несчастных людей вели на торг в Кафу (нынешнюю Феодосию), Бахчисарай или Хазлеви (Евпаторию), где их покупали жившие там турки, арабы, евреи, греки и армяне, перепродававшие невольников торговцам из Сирии, Греции, Палестины и Египта.
Получив в собственность невольника или невольницу, их господин мог обращаться с ними, как ему захочется. Красивые девушки и женщины попадали в султанские дворцы и гаремы вельмож. Мальчиков насильно обрезали, обращали в мусульманскую веру и отдавали в гвардию султана, так называемый корпус янычар. Стариков и немощных (в основном ученых и лиц духовного звания), которые были не в состоянии выполнять тяжелую работу, мусульмане отдавали своим сыновьям, использовавшим их как живые цели, стреляя по ним из ружей; несчастных убивали камнями, вырезали им икры или заживо бросали в море.
Таким мучениям русских пленных подвергали лишь за одно имя «христианин», которое они носили. При всех мучениях христиане должны были молчать, если же они говорили что-либо во славу Иисуса Христа, турки немедленно обрезали их, а если невольник осмеливался плохо сказать о Магомете, то такового сжигали.
Взрослых мужчин-христиан мусульмане обыкновенно кастрировали, раскалённым тавром ставили клеймо на лбу и на щеках, сковывали железными цепями и отдавали на общественные работы. Днём невольники изнывали от тяжёлого, непосильного труда под палящим солнцем, а ночью томились в подземных темницах, где едва кормили их скудной пищей (Источник: сайт Святогорской лавры).
В нечеловеческих условиях архимандрит Иоиль прожил около двух лет. 3 января 1681 года в Бахчисарае крымский хан Мурат-Гирей подписал мирный договор с Россией. Архимандрит Иоиль вернулся из плена в ноябре 1682 года. Татары не отпускали пленников даром: чем значительнее являлся пленник, тем больше назначался выкуп. «Известно также, — пишет святитель Филарет (Гумилевский), — что Церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных». Вернувшись, исповедник Христов Иоиль снова вступил в управление обителью, для которой исходатайствовал новую царскую грамоту на получение жалованья, и тем снова спас монастырь от голода.
Место погребения свт. Илариона. Фото 1905 г.
Святитель Иларион, епископ Крутицкий (Григорович), жил на столетие позже — в XVIII веке. Он окончил Киевскую духовную академию и занимался научной деятельностью. Участвовал в проверке исправленного ранее церковнославянского текста Библии. За такой труд ему было повышено жалованье до половины архиерейского оклада — до 750 р.. Трудясь три года над проверкой Библии, он очень сильно потерял зрение.
Из всего большого жалованья, которое получал этот учёный, он не оставил себе ничего — когда он стал епископом и его вызвали в Синод в Москву, он написал Синоду донесение, что быть там не может, потому что ему не за что приехать. Весь свой оклад святитель тратил на благотворительность. Конечно же, Синод помог нестяжательному епископу и скинулся ему на дорогу.
Он трудился в разных монастырях и в нескольких городах. Святителя Илариона, епископа Крутицкого, почитают даже в Москве, его называют «светильник московской земли».
Особый след он оставил в истории Успенского Святогорского монастыря. Это был первый монастырь, куда он прибыл служить ещё до рукоположения в сан епископа. В 1733 году он стал настоятелем обители и прослужил там пять лет. О себе он оставил память как о старательном и требовательном настоятеле, в меру строгом и к себе, и к другим.
Современники святителя Илариона преподобные архимандрит Фаддей (Кокуйлович) и архимандрит Рафаил (Мокренский) также были поочерёдно настоятелями Святогорской обители. Настоятели того времени были сильными и мужественными людьми, которые не боялись трудностей и испытаний. Монастырь в ту эпоху страдал от татарских нашествий, монахи десятками умирали от моровой язвы. Архимандрит Фаддей привёл обитель к процветанию и сделал её центром благотворительной деятельности — монастырь перечислял много средств на содержание сельских школ. При нём у монастыря появились скиты.
Архимандрит Рафаил настоятельствовал в монастыре после смерти преподобного Фаддея. Из-за угрозы татарских набегов он укрыл монастырь в горах и вместе с братией соорудил между горами впечатляющих размеров земляной вал, который должен был стать оборонной линией монастыря в случае войны. Для того чтобы сделать его, братии понадобилось срыть высокую гору, что монахи вместе с настоятелем Рафаилом и сделали.
Оба подвижника удостоились народного почитания ещё до канонизации. Украшая и обустраивая обитель и тратя значительные суммы на благотворительность, они прославились нестяжанием — после своей смерти оба святых не оставили никакого имущества.
Спустя столетие после них жили и подвизались с Святогорском монастыре преподобные архимандрит Арсений (Митрофанов, †1859), архимандрит Герман (Клиц, †1890), иеросхимонах Лонгин (Грифцов, †1882), иеромонах Феодосий (†1850), иеромонах Киприан (Манько, †1874), иеромонах Иоанникий (Аверкиев, †1882), Христа ради юродивый монах Феофил (Шаронин, †1868).
Преподобные Арсений (Митрофанов), Герман (Клиц), Феодосий и Киприан (Манько) пришли в Святогорский монастырь из Глинской пустыни. По пути они увидели одинаковый сон, в котором они увидели преподобного Филарета Глинского, благословившего их на подвиг восстановления Святогорской обители.
Обретение мощей прпп. Арсения и Исаакия
Преподобный Арсений (Митрофанов) до пострига был богатым купцом. Но в своей жизни он встретил преподобного Серафима Саровского, который благословил его уйти в монастырь. Став монахом, он много путешествовал — был в Царьграде (Стамбуле), на Афоне, в Палестине, Египте и на Синае. Некоторое время Арсений жил в Глинской пустыни, а затем стал настоятелем монастыря в Святых горах. Благодаря игумену Арсению за короткое время были построены многие здания и храмы, открыты мастерские и лавки, обновлены древние церкви и пещеры, и после долгих лет разрухи из-за татарских набегов обитель наконец достигла своего расцвета.
Преподобный Герман (Клиц), преемник игумена Арсения, тоже прежде был купцом. В 25 лет, получив благословение матери на монашество, он отправился пешком в Глинскую пустынь. Благоговея к святителю Афанасию Лубенскому, будущий инок решил по пути посетить его обитель. По дороге ему явился сам святитель Афанасий, который благословил его на монашеский постриг. Когда он перешёл в Святогорский монастырь и затем, после смерти настоятеля, его назначили игуменом, он очень огорчился тому, что не справится со сложной и ответственной должностью. Тогда ему явилась Пресвятая Богородица и пообещала, что Сама будет управлять обителью.
Преподобный игумен был бессребреником — он никогда не имел в келье своей денег, сразу же раздаривал подаренные ему вещи, и даже на необходимые для монастыря поездки просил денег у казначея. В конце его настоятельства благодаря возрождённой им духовной жизни Святые Горы стали известным местом паломничества, куда стремились попасть люди со всей Руси. Некогда запустевший монастырь стал украшаться благодаря многим пожертвованиям благочестивых дворян, купцов и простых людей.
Преподобный Феодосий вместе с преподобными Арсением (Митрофановым) и Германом (Клицем) участвовал в восстановлении Святогорского монастыря, пострадавшего от татарских нашествий. Однажды он увидел к юго-востоку от монастырской ограды чудный свет. Этот свет появлялся каждую ночь. Монахи стали раскапывать в том месте и нашли пещерную церковь, которая долгое время была всеми забыта. В народе жила память, что некогда здесь был храм, посвящённый преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Преподобный Феодосий и эконом отец Иоанникий (будущий преподобный Иоанн Затворник) много потрудились для расчистки древней святогорской святыни, вероятно, самого первого монастырского храма, и вскоре он был освящен. Впоследствии преподобный Феодосий стал духовником братии и паломников, приезжающих в обитель. Он обладал даром прозорливости. Некоторые видели, как его лицо после молитвы испускает сияние. Феодосий был духовным наставником и преподобного Иоанна Затворника. Он отошёл ко Господу в 1850 году и был погребён у входа в обретенную им пещерную церковь.
Преподобный Киприан Святогорский (Манько) стал преемником Феодосия и братским духовником, а после своей блаженной кончины был погребён рядом с ним.
23 мая 2002 года во время работ по восстановлению фасада пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских были обретены мощи преподобных Феодосия и Киприана Святогорских. До прославления они были положены в пещерной церкви, а затем в Покровском храме. Ныне они хранятся вместе с мощами других святогорских святых в Успенском соборе лавры.
Мощи прп. Иоанникия Святогорского
Преподобный Иоанникий (Аверкиев) подвизался в Святогорском монастыре при игумене Арсении (Митрофанове). Он решил стать монахом в 16 лет вопреки воле родителей, убежав из дома босым и лишь с одним куском хлеба в сумке. Но отец нашёл его и привёз домой, связав ноги верёвкой, чтобы он не убежал снова. Монахом он стал лишь после смерти отца. Он был келейником преподобного Феодосия и от него научился Иисусовой молитве. Иоанникий также служил преподобному Иоанну Затворнику, принося ему пищу. В конце своей жизни преподобный стал духовником для многих паломников монастыря и для братии вместо почившего отца Киприана. Он обладал даром изгнания бесов и исцелял бесноватых, которых приводили к нему во множестве. Преподобный Иоанникий был похоронен у входа в пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Его честные мощи были обретены в 2008 году. В их обретении приняли участие епископ Арсений (Яковенко) и епископ Алипий (Погребняк).
Преподобный Лонгин (Грифцов) приехал за советом к старцу Парфению Киевскому и по его благословению поступил в Святогорский монастырь. Будучи богатым человеком, он всё своё имущество пожертвовал обители. Лонгин стал бессребреником, до конца своих дней он решил жить в полной нищете. Преподобный подвижник был избран начальником скита при игумене Арсении (Митрофанове). В Арсениевском скиту он прожил до своей блаженной кончины.
Христа ради юродивый монах Феофил (в миру Феодор Шаронин) был кузнецом в монастырской кузнице. У него открылся дар прозорливости и духовной мудрости. Чтобы скрыть от всех этот дар и избежать похвалы, Феодор притворился юродивым. Вся братия пренебрежительно называла его Федя, но прислушивалась к его словам. Феодор мог творить чудеса — голыми руками брал раскалённое железо в кузнице, поднимал огромные тяжести, мог по несколько дней проводить без всякой пищи. Он совершенно отказался от какого-то своеволия и без благословения своего духовника монаха Дорофея совершенно ничего не делал, даже не принимал пищи. Блаженного Феодора чтили преподобный Иоанн Затворник, его келейник преподобный Иоанникий и преосвященный Филарет (Гумилевский), епископ Харьковский, который, всякий раз, приезжая в обитель, подолгу с ним общался. Юродивый Феодор довольно долго подвизался в Святогорской обители. Перед смертью он принял постриг с именем Феофил. Умирая, он ушёл в лес, чтобы не беспокоить братию. Там его и нашли почившим.
Подвижники, почившие в ХХ веке, — преподобные архимандрит Софроний (Смирнов, †1921) и иеромонах Исаакий (Головин, †1903).
Преподобный Софроний (Смирнов) был особо близок преподобному Иоанну Затворнику, был его сотаинником. Записи рассказов Иоанна Затворника о своей жизни и его поучения, сделанные отцом Софронием, впоследствии легли в основу жития подвижника. В разные годы преподобный Софроний нёс послушание в Димитриевском Ряснянском монастыря близ села Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии, в Холмско-Варшавской епархии в качестве духовника Холмского архиерейского дома, был настоятелем Арзамасской Высокогорской Вознесенской мужской общежительной пустыни, где он заботился о получении образования детьми из окрестных сёл. Там, в окрестностях Высокогорской пустыни, он ушёл жить в лес, выстроив себе келью. Однако, прослышав о его духовной мудрости, за советом к нему шли сотни людей. Преподобный Софроний прославился дарами прозорливости и исцелений. Впоследствии вокруг него возник монастырь. Там святой старец и отошёл ко Господу.
Святогорская лавра и памятник Артёму
Преподобный Исаакий Святогорский (Головин), как и Феофил (Шаронин), тоже взял на себя подвиг юродства. Он всегда носил очень большие сапоги, не по размеру, которые при ходьбе производили сильный шум. Зимой он одевался в летнюю одежду, а летом — в зимнюю. Спал на полу, хотя в его келии и была кровать, на которую горой были наложены дрова. Несмотря на сильные зимние морозы, келью он никогда не отапливал, зато заготовлял дрова для всей братии. В конце своей жизни преподобный Исаакий уже не скрывал своих духовных дарований. Он оставил подвиг юродства и был рукоположен в иеромонаха, сделавшись духовником для многих, приходивших в обитель.
Однажды на Пасхальной седмице архимандрит Вассиан, любуясь Святыми Горами, вёл разговор с братией о том, чтобы на противоположной горе устроить храм Вознесения.
В это время по двору монастыря проходил блаженный Исаакий. Он приложил пристально посмотрел на гору и сказал:
— Нет! Там нет места! Там стоит громадный человек!
Непонятными показались старцам слова блаженного отца Исаакия, но храм всё-таки не решились строить без благословения. Только в 1927 г. некоторые участники этого разговора увидели исполнение пророческих предсказаний преподобного Исаакия. На этой горе был поставлен памятник Артёму громадных размеров, который стоит там до сих пор.
Скончался преподобный Исаакий 26 июля / 8 августа 1903 года, предсказав свою смерть.
Среди подвижников ХХ века есть преподобноисповедники: архимандрит Трифон (Скрипченко, †1939), схиархимандрит Михаил (Галушко, †1961) и игумен Иоанн (Стрельцов, †1970).
Сброшенные святогорские колокола
Преподобноисповедник Трифон (Скрипченко) был избран четвёртым настоятелем Святогорской обители после её возобновления в 1844 году. При нём монастырь производил строительные материалы, занимался сельским хозяйством и процветал. В обители были построены несколько корпусов и церковь Всех святых на братском кладбище.
В 1917 году монастырь был разграблен большевиками. Безбожники ворвались в храм прямо во время литургии. Монахов и настоятеля избивали и ругались над ними. В 1922 г. по всей России и Украине началось изъятие церковных ценностей. Монастырь был разграблен вновь — в этот раз снимались ризы с икон, забиралась вся церковная утварь. Тогда же исчезла серебряная позолоченная риза с чудотворной Святогорской иконы Божией Матери. 8 июня 1922 года архимандрита Трифона вместе с 9 монахами вызвали в Ревтрибунал в город Бахмут. Им прочитали главное обвинение — сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим. Обвиняли те же самые люди, которые сами разграбили обитель до последней серебряной вещи. По этому обвинению некоторых священнослужителей даже расстреливали. «Обвиняемых» приговорили к 2 годам принудительных работ с лишением свободы, некоторых из монахов — к 1 году или 6 месяцам работ. Принимая во внимание преклонный возраст «подсудимых», им дали срок условно.
Через месяц после суда, 8 июля 1922 года, власти потребовали от монахов покинуть обитель, в которой собирались устроить «Дом отдыха». Перед закрытием монастыря архимандрит Трифон постриг в монашество своего будущего преемника — послушника Тихона Стрельцова. При постриге он был наречен Иоанном. Некоторое время монахи жили у кладбищенской Всехсвятской церкви, но в 1931 году и она была закрыта. Монахи рассеялись, кто куда.
Архимандрит Трифон был осуждён и сослан на каторжные работы. После каторги власти запретили ему возвращаться в родную Харьковскую область. Не желая поселиться далеко от Святогорской обители, он избрал для жительства село Сватова Лучка в 70 км от Святогорья, но уже в другой области — Луганской. Здесь он жил до конца своих дней. Преподобноисповедник Трифон отошёл ко Господу 1/14 мая 1939 года на 74 году жизни.
Преподобноисповедник схиархимандрит Михаил (Галушко) был келейником архимандрита Трифона и разделил с ним подвиг исповедничества. Он предстал перед Ревтрибуналом по ложному обвинению. Во время «изъятия церковных ценностей» коммунисты забрали у батюшки даже бандажи, которые облегчали ему страдания, причиняемые грыжей. После изгнания иноков из монастыря в кладбищенскую церковь отец Михаил стал её настоятелем. В отличие от архимандрита Трифона, отец Михаил пережил новые гонения и дождался открытия этого храма во время немецкой оккупации — в 1942 году.
В 1943 году советские власти второй раз закрыли святогорский приход. Его настоятель архимандрит Михаил был схвачен, жестоко избит и измучен. Его обвиняли в сотрудничестве с немцами, в предательстве, и бросили в тюрьму. После освобождения в том же 1943 году он поселился в Харькове. Духовные чада этого исповедника Христова свидетельствовали о многих чудесах исцелений, которые он совершил. Отец Михаил предсказывал о будущем возрождении Святогорской обители. До конца своей жизни престарелый священник находился под пристальным вниманием властей. Ему приходилось скрывать свой сан, а своих духовных чад принимать на дому. Отошёл он ко Господу 24 марта 1961 года.
Преподобноисповедник Иоанн (Стрельцов) пришёл вместе с паломниками на поклонение в Святогорскую обитель ещё будучи маленьким мальчиком-сиротой. Монахи оставили его жить в монастыре. В 1906 году из монастыря он был призван на действительную военную службу и служил на Кавказе на русско-турецкой границе в городе Карсе в крепостной артиллерии. В 1910 году он снова вернулся в обитель. В 1-ю Мировую войну он снова был мобилизован и служил рядовым в нестроевой части. В 1918 году он вернулся в Святогорскую обитель, где стал комендантом эвакуационного военного лазарета для раненых и тифозно-больных красноармейцев.
В июле 1920 года банда Савонова напала на лазарет и убила 20 красноармейцев, разогнала братию обители и, уничтожив имущество лазарета, скрылась в Теплинском лесу. Во время нападения благодаря находчивым и умелым действиям коменданта — Тихона Стрельцова — были спасены от смерти девять красноармейцев. Впоследствии власти не поставили этого коменданту в заслугу.
Архимандрит Трифон постриг Тихона в монашество с именем Иоанн тайно — по советским законам служители культа автоматически лишались гражданских и политических прав. С 1926 г. отец Иоанн был преемником отца Михаила и отца Трифона в деле руководства оставшейся братией. В 1931 году он был брошен в тюрьму на три месяца «за несвоевременную сдачу серебряной валюты (пожертвований прихожан)». Затем — новое обвинение в якобы подлоге документов и снова тюрьма. После закрытия кладбищенского храма отец Михаил поселился в своем родном селе Пески Радьковские, и, так как храмы были закрыты повсеместно, он проводил богослужения тайно на дому. За это священник тоже мог попасть в тюрьму.
8 октября 1937 года органами НКВД отец Иоанн был арестован. Особой «Тройкой» НКВД по Харьковской области он был осуждён по статье 54/10 п. 1 УК УССР на 10 лет лагерей. В одном из пунктов обвинительного заключения говорилось, что отец Иоанн предсказывает будущую войну и изменение отношений Сталина к Церкви (что, как мы знаем, сбылось в 1941 году). Даже в лагере священнику не говорили, за что его сослали и на сколько лет. Многие умирали в лагерях, так и не дождавшись ответа на эти вопросы.
Преподобноисповедник Иоанн сам искал мученического венца. Врачебная комиссия признала его годным только к лёгким работам. Но он сам просился в лагеря, чтобы разделить мученический подвиг с тысячами христиан, которые там томились, и оказать им духовное утешение. В 1938 году его по собственному желанию отправили в Каргопольский исправительно-трудовой лагерь НКВД Архангельской области. Там священник работал на лесоповале. По рассказам самого отца Иоанна, «на послушание» к нему из тайги приходил дикий медведь, который ловил для него рыбу и катал верхом.
В 1943 году он был досрочно освобождён. В это время на Святых горах шли жестокие бои. Отец Иоанн отправился в город Муром помолиться у местных святынь. Здесь по ходатайству настоятеля Благовещенской церкви протоиерея Вениамина и по благословению архиепископа Горьковского и Арзамасского Сергия (Гришина) он был назначен настоятелем Успенской церкви села Крюково Гусь-Хрустального района Владимирской области. На бедном приходе, где в храме даже не было стёкол, он сразу занялся сельскохозяйственной деятельностью — сеял пшеницу, в пруду возле церкви разводил карасей. Спустя всего пять лет приход стал богатейшим в области. Крюковский колхоз был должен церкви 12502 рубля.
В 1949 году последовало новое уголовное дело. Председатель колхоза, завидуя мнимым богатствам священника, обвинил его «в антисоветской клевете на условия жизни в колхозах и восхвалении единоличного ведения хозяйства». После ареста отец Иоанн был заключен в тюрьму МГБ г. Владимира, где начались бесчисленные, многочасовые допросы и очные ставки. Теперь уже на ходу сочинялись обвинения «во враждебной настроенности к Советской власти, в причастности к антисоветскому подполью, распространении провокационных измышлений, клеветы на руководителей советского правительства, хранении монархической литературы, укрывательстве участников подполья, находившихся на нелегальном положении». Он был сослан на восемь лет — в Особый лагерь № 1 поселка Инта КОМИ АССР, а затем в лагерь посёлка Абизь. В лагерях он провёл пять лет. В 1956 году отец Иоанн был досрочно освобождён.
Он вернулся на Донбасс и служил в селе Карловка (Клещеевка) Артемовского района. Многие его духовные чада свидетельствуют о дарах исцеления, прозорливости, утешения, рассуждения и молитвы святого исповедника. Однако вскоре храм в селе Карловка закрыли. Когда священник прощался с прихожанами, он обхватил лежавшую на аналое посреди храма икону Покрова Божией Матери и горько плакал… Около 1962 года батюшка был переведен в село Покровское, где служил до своей смерти. Он отошёл ко Господу в 1970 году, так и не дождавшись открытия Святогорского монастыря, о чём мечтал на протяжении всех лет своего исповеднического служения.
Подготовила Мария Цырлина по материалам сайта Успенской Святогорской лавры