Протоиерей Олег Дмитриев
Великий четверг: умыться росой или причаститься?
Великий четверг — день Страстной седмицы, с которым связано наибольшее количество народных обычаев. К чему на самом деле призывает в этот день Церковь? Комментирует протоиерей Олег Дмитриев, клирик храма преподобного Иова Почаевского г. Константиновки.
Сегодня, в Великий четверг, православные обращаются к событию Тайной Вечери, во время которой произошло установление таинства Причащения.
Прошла среда, которую Спаситель провел в уединении, и приблизился день, «в который надо было закалать пасхального агнца». Самым важным событием во время тайной Вечери было установление Христом таинства Евхаристии как благодатного средства единения верующих с Христом.
Ученики уже понимали, что их возлюбленный Учитель уходит от них, и печалились. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам». (Ин. 14 , 1-2). Тогда Спаситель в утешение им и установил таинство причащения Его Тела и Крови как истинного Агнца, вземлющего грехи мира.
Вот как повествует святой апостол и евангелист Матфей, один из двенадцати учеников Христа, об установлении сего величайшего Таинства веры и духовного пира:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
И, причастив их Своего Пречистого Тела и Всечестной Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, что до сего дня совершает и будет совершать до самого второго Пришествия святая православная Церковь. Мы все имеем в этом таинстве благодатное средство единения со Христом.
В священнической практике часто приходится сталкиваться с людьми, которые имеют неправильное понятие об этом дне. Обычно приходится слышать неверное его название — «чистый четверг». Считается, что в этот день нужно умыться росой или произвести другое ритуальное омовение своего тела. Но Господь ясно нам говорит о причастии Его Тела и Крови во оставление грехов.
К этому дню каждый православно верующий должен подготовиться постом и молитвой, чтобы достойно принять в себя бессмертного Христа. Очень важно, чтобы человек в первую очередь очистил свою душу от накопившихся грехов. Пред Богом мы все грешны, но Господь Бог говорит: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). И потому к этому таинству человек должен приступать как можно чаще.
«Как они могут очистить ум свой? Просветить разум? Украсить все силы душевные, не причащаясь Тела и Крови Господа нашего, которые являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души?» — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. Уклонение же от частого приобщения святых Таин есть, по свидетельству св. Иоанна Златоуста, «делом диавола».
«Одна у нас должна быть скорбь — та, что мы не приобщились этой Пищи. Действия этого Таинства совершается не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той Вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; Трапеза не допускает тех, которые не таковы. С учениками Моими, — говорит Христос, — совершу пасху (Мф. 26, 18). Это та же самая Трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той»
(Творения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого Т. 7. С. 828).
Послушаем, братья и сестры, Святых Отцов Церкви, послушаем Самого Христа, дабы и нам участвовать в этом вечном пире веры.