Протоиерей Николай Фоменко
Корни предательства
В Великую Среду святая Церковь, молитвенно сопереживая со святыми апостолами и учениками Христа Его последние дни, вспоминает то страшное злодеяние, что совершил один из учеников Христовых — бывший апостол Иуда. Он задумал предать своего Божественного Учителя. Читая Евангелие, каждый из нас обращает особое внимание на этот случай. Как же это произошло?
Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 3-16:
…собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.
А началось всё с малого. Когда ученики Христовы ходили по земле, проповедуя слово Божественной Истины, исповедуя Царствие Небесное, исцеляя людей, изгоняя бесов, они имели ящик для пожертвований, куда все желающие могли положить какие-то деньги. Хранителем этого ящика был Иуда.
Однажды он взял оттуда всего лишь одну монету. И это преступление, такое малое, лишило его всего. Он потерял Божественную благодать, которой был призван на апостольское служение. Изначально Иуда не был предателем или преступником. Он был нормальным человеком и таким же учеником, как и все остальные: ни в чём не был ущемлён, тоже Божественной благодатью изгонял бесов, исцелял… Но первая кража изменила всё.
Через время он стал брать всё больше и больше. Порой говорят: «Если от много взять немножко, то это не воровство, это — делёжка». Иуда считал так же. И в конце концов задумал предать Христа.
Почему так получилось? — А очень просто. Есть известное выражение: правда глаза колет. Находясь рядом с Божественным Учителем, он не мог спокойно перенести присутствие Божественной правды, обличающей его, всё больше и больше духовно ослабевал. Нашёл себе единомышленников — многие хотели убить Христа. Это были те, кто имел на Него обиды, кого Он обличал: законники, книжники, фарисеи, считавшие себя правильными людьми.
В случаях, когда человека обличает правда, он может поступить двояко. Либо попросить прощения у того, против кого согрешил, либо сделать этому человеку большую подлость. Так поступил и Иуда: предал Христа врагам Его за тридцать сребреников.
Некоторые считают, что это немного. Но по тем временам это были очень большие деньги: на них после было куплено поле — земля для погребения странников. А в тех краях земля очень дорогая. Но враги Господни так хотели исполнения своей воли, что не пожалели больших денег. И сделка была совершена…
Нужно отметить, что особое зло преступления Иуды заключалось в том, что он предал своего Учителя, Который дал ему всё. Предал ненавидящим — а значит, и сам возненавидел. Христос дал ему шанс покаяться — на Тайной Вечере. Он обличал его и призывал к покаянию, но Иуда Его не услышал.
Грех, подобный греху Иуды, может совершить каждый из нас. Он начинается, когда у человека возникает желание завладеть чужим. Даже в самом раннем возрасте дети часто уже больны этим недугом. Жадность, желание присвоить, что тебе не принадлежит… Разве не животное это качество?
Христос обличает такое отношение к ближним и говорит о необходимости щедрости, Сам подавая в этом пример. «Щедр и милостив Господь», — говорит псалмопевец. Таких же Он примет в Царствие Своё. Скупых там не может быть!
Скупость и жадность привели Иуду к падению. Он думал, что когда предаст ненавидимого им в руки врагов, то ему станет лучше. Но стало ещё горше. Он остался один на один со своим грехом и пришёл в отчаяние, результатом которого стало самоубийство.
Иуда удавился от отчаяния, от боли, которая мучила его. Многие люди, которых мучает боль, стремятся самостоятельно прекратить её, обрывая жизнь. Они думают, что на этом всё окончится. Но этим всё только начинается… Это начало той мучительной вечности, в которую они себя определяют сами — и навсегда.
Иуда верил и знал, Кого предал, Кто — Жизнодавец. И Жизнодавцу он бросил вызов: коль Ты мне дал жизнь — я пренебрегаю ей. Такая ненависть выросла в его сердце! Недаром говорят: от любви до ненависти — один шаг. В случае Иуды таким шагом стало корыстолюбие, жадность, скупость, сребролюбие.
Этих грехов всегда боялись истинно верующие люди, а сегодня они становятся нормой. Люди хотят жить за счёт других. Бог не тебе дал — другому! Человек же хочет присвоить себе чужое, не замечая, что совершает иудин грех.
Неслучайно эти события Церковь вспоминает не только в Великую Среду. Еженедельно, каждую среду мы трезвим себя постом. Для чего? Чтобы не стать такими же предателями, как Иуда.
Святые апостолы трудились, и если зарабатывали — то только своим трудом. А сегодня многие, особенно молодёжь, хотят жить на широкую ногу, ничего не делая. Но так не бывает. За всё нужно платить. Незаработанные деньги никогда не дают радости. Разве принесли Иуде радость полученные деньги? Нет, он выбросил их, так как они жгли ему руки…
Так часто бывает: некоторые люди живут в богатстве, но радости не испытывают. А потом мы слышим, как они громко хлопают дверьми, уходя из этой жизни. Это — результат неправедно добытых денег. Можно иметь и мало, но — не принадлежащее тебе. И мучения будут теми же. Потому святые отцы, от древности и до сегодняшнего дня, учат всех нас бояться этих грехов, идущих вместе — скупости, жадности, сребролюбия и желания присваивать чужое…
Будем внимать им! Особенно — теперь, в страстные дни, в преддверии Пасхи, чтобы всех нас коснулась благодать Божия. Если бы Иуда в те дни пошёл и покаялся Христу даже на Голгофе — он был бы прощён. Но он не смог этого сделать. Уж очень тяжек грех предательства…
Мы знаем слова Христа: что вы ближнему сотворили — то вы Мне сотворили. Очень хочется, чтобы все помнили эти слова и жили соответственно. Боялись греха, ведь грех — это смерть, вечная смерть. Грех и смерть, грех и ад всегда взаимосвязаны. Христос пришёл нас всех освободить. Нельзя избежать ада, любя грех.
Мы, христиане, приносим грехи к подножию Креста. В отличие от Иуды, мы идём на Голгофу и просим у Бога прощения, а в эти страстные дни — особо. Приходя в храмы и исповедуясь пред невидимо стоящим Христом, пред Его Крестом и Евангелием, в присутствии свидетеля-священника, мы приносим Ему свои грехи и каемся в них. И если мы неправильно живём, если видим, что не той дорогой идём, то необходимо возвратиться, исправиться и шагнуть навстречу Господу, Который тут же воспримет нас в Свои Отчие объятия.
Как же относиться к ближнему по-человечески — так, как заповедал Христос? Очень просто: по любви. В истории Церкви есть такой случай. Жил священник. Дом его был рядом с храмом, в котором он служил. И в годы гонений пришли его арестовывать. Матушка увидела из окна приближающийся отряд с винтовками. На вопрос, что же делать, священник ответил:
— Накрывай на стол!
— Так это не те гости, батюшка!
— Мы обязаны это сделать, так как мы — христиане.
Хозяева накрыли стол, приготовили трапезу. Когда пришли солдаты и хотели увести священника, он предложил им сесть и угоститься. Пришедшие не смогли отказаться. А после сказали:
— Батюшка, идите-ка отсюда и спрячьтесь, а мы скажем, что вас дома не было!
Священник отодвинул занавеску и, указывая на храм, ответил:
— Видите храм? Так вот: от него я бежать никуда не собираюсь! Господь со Своей Голгофы не убегал. Забирайте меня — я готов идти с вами. У вас же могут быть неприятности из-за того, что вы меня не привели!
Солдаты отказались забирать этого человека… Не смогли на его любовь ответить злом, ушли. Но на следующий день пришёл отряд литовцев, которые бесцеремонно ворвались в дом и забрали батюшку. Сразу же за селом священника расстреляли. Было выпущено 18 пуль, но он оставался на ногах до тех пор, пока один из воинов не убил его штык-ножом в живот.
Прихожане, забрав тело, собрали даже пыль, смешанную с кровью своего любимого батюшки. Это один из тысячи примеров того, когда любовь побеждает ненависть, и один из тысячи уроков всем нам о том, что такое жить по любви.
Записала Екатерина Щербакова