Архимандрит Сергий (Вовченко)
Два с половиной века Преображенского храма в Серебрянке
В день Преображения Господня отмечает престольный праздник храм села Серебрянка, расположенного на севере Бахмутского района, на берегу Северского Донца. Об истории церкви, основанной ещё в 1754 году, рассказал её настоятель архимандрит Сергий (Вовченко).
— История Преображенской церкви тесно связана с историей села Серебрянка. В конце XVII века, когда донские казаки поселились в наших краях и основали местечко Сухарево, его жители — казаки Василий Васильев и Иван Мережко на конях не раз путешествовали по древним лесам вдоль Донца. Там они залюбовались высокой меловой горой на правом берегу Донца. После казаки решили поселиться в этих местах вместе с семьями. Позже туда переехали ещё несколько семей. Мужчины ловили рыбу в Донце, рубили и сплавляли лес на продажу, поэтому хутор получил название Сплавы.
В начале XVIII века Сплавы выросли в довольно большое казацкое село. В 40-х годах белгородский купец организовал добычу серебра в горе на правом берегу Донца напротив станции Сухаревой. В 1744 году из Петербурга был направлен учёный, который осмотрел шурф на меловой горе напротив хутора Сухарева и места возле Ямполя, в устье реки Бахмут. В то время село получило своё название — Серебрянка. В 1753 здесь по приказу императрицы Елизаветы Петровны была создана охранная линия. Чтобы её закрепить, часть бедного населения была выселена, на их место сербский полковник Райко Депрерадович привёл первую роту своего полка. Среди солдат было много сербов, молдаван и людей других национальностей. Село Серебрянка было переименовано в Серебрянский Шанец, или Первую Роту — это название продержалось до 1800 года.
Серебрянский Шанец был обнесён земляным валом и по необходимости укреплён от близкой и дальней опасности. Чтобы жители села «могли удовлетворить свои религиозные потребности», как писали в документах, в 1778 году в Серебрянском Шанце построили Преображенскую церковь простой архитектуры. Каменный храм возвели на месте маленькой временной деревянной церквушки, построенной в 1754 году. В мае 1882 года там крестили будущего известного политического деятеля Украины Никиту Шаповала — публициста, социолога, поэта, члена Центральной Рады.
Часовня на Марьиной горе
С давних времён в Первой Роте была и часовня Александра Невского, которая размещалась на Марьиной горе. На сегодняшний день это заповедная территория. Гора названа так в честь жены основателя Первой Роты Райко Депрерадовича. Церковные сооружения Серебрянки — объект пристального внимания специалистов-историков сербско-украинского товарищества.
Дальнейшие исторические сведения о серебрянском храме содержатся в центральном архиве Донецкой области. В мае 1922 года Бахмутской уездной подкомиссией по изъятию ценностей из храмов и костёлов составлен «Акт о несоответствии содержания инвентарных книг». В той части, которая касалась изделий из драгоценных металлов, упоминается церковь Преображения села Серебрянка. В отличие от других церквей Лисичанского района, в которых для служб были оставлены предметы из драгметаллов (как утверждалось — «по минимуму»), из церкви села Серебрянка были изъяты все предметы из драгоценных металлов (примечание в скобках: «ничего не оставлено»), но оставлены предметы металлические. Как указано в акте, из нашей церкви тогда забрали 11 кг 607 г золота и серебра.
В ноябре 1923 года на заседании комиссии Донгубисполкома, губпрокуратуры, губпрофсовета и губотдела управления было решено зарегистрировать «Устав Преображенской церкви села Серебрянка» (протокол № 7 от 21.05.1923 года), то есть службы в нашем храме совершались даже в то богоборческое время. В том же году в приходе села Серебрянка насчитывалось 125 верующих-«тихоновцев» (то есть поддерживавших патриарха Тихона).
По рассказам старожилов, храм был открыт практически всё время своего существования. Только на небольшой период в начале войны, когда село было оккупировано немцами, его закрыли и сделали из него конюшню. Есть свидетельства жителей о том, что даже при оккупации в домике священника при храме венчали какого-то немца с женщиной из села.
Село вскоре освободили. Когда наши выбивали из церкви фашистского снайпера, то повредили колокольню, на которой тот укрывался. Сам храм уцелел, хотя и получил довольно большие трещины. Как только село освободили, сразу же возобновились службы.
Службы совершали в храме и в годы хрущёвской оттепели. В архивах 1970 года есть записи о проведении в Преображенской церкви крещений и других треб. Люди рассказывают, что в те годы и пионеров в храме отлавливали, и на Пасху не пускали, но несмотря на это верующих всегда на службах было много. Приезжали из Лисичанска, Ям (нынешний Северск) — потому что до Камышевахи, которая находится между Краматорском и Дружковкой, церквей не было. Есть свидетельства 1779 года о том, что из-за распутицы люди не могут дойти до Серебрянки в Великий Пост для того, чтобы поговеть. И просили построить там, за Краматорском, храм поближе. Это же сколько вёрст люди шли, чтобы попасть в церковь!
Я стал настоятелем Преображенского храма в 1998 году. Он требовал большого ремонта. Штукатурка обваливалась, пол был прогнивший, окна старенькие. Естественно, всё обветшало, ведь храму было больше двухсот лет!.. Мы тогда сделали небольшой косметический ремонт.
Преображенский храм во время восстановления
С 2003 года, как только появилась возможность и какие-то спонсоры стали помогать, начали серьёзное восстановление. С 2003 по 2007 год мы всё заменили, прежними остались только стены. Поменяли крышу, укрепили фундамент, отштукатурили, восстановили колокольню и часовню на Марьиной горе. Освятили её в честь Всех святых. Колокола тоже завозили новые. К 2008 году всё закончили, но работы всегда хватает: вот и в нынешнем году мы преобразили церковный двор, обновили штукатурку храма, докрашиваем его к престольному празднику.
За восемнадцать лет моего служения в Серебрянке сменилось целое поколение прихожан. Сейчас из тех, с кем мы начинали, осталось несколько долгожителей, которым по 88-89 лет. Приходят новые люди, жизнь не стоит на месте. В последние годы у нас появились переселенцы из Макеевки, Донецка. Некоторые когда-то купили здесь домики как дачи, но есть и беженцы, в том числе многодетные.
Воскресной школы у нас нет, потому что я работаю учителем в сельской школе и веду занятия там. Помимо занятий и факультативов, регулярно общаюсь и с учителями, и с учениками.
С молодёжью мы общаемся, но она выезжает из села, что скрывать. Работы у нас нет, дорог нормальных нет. А пенсионеры живут, на них и держимся. Но мы не унываем, потихоньку трудимся, не ропщем. Всё хорошо у нас, Господь не оставляет. Надеемся, что и в дальнейшем всё будет хорошо.
Беседовала Екатерина Щербакова
Фото Александра Шурлакова