17 апреля 2016 г.
Митрополит Митрофан: Отношения нужно строить каждый день
Фото: Владимир Ходаков, patriarchia.ru
В Неделю 5 Великого поста, день памяти прп. Марии Египетской, в ходе своей паломнической поездки на Валаам митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Смоленского скита Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью.
…Сесть справа и слева от Христа может каждый. А испить чашу, которую Он будет пить, и креститься крещением, которым Он будет креститься — немногие. Мы знаем, что когда Его предали на смерть, все ученики разбежались. Возле Христа остались только двое — Иоанн Богослов и Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария.
Это показывает отношение к Богу, которое у нас иногда бывает: мы от Бога хотим получить, взять, хотим быть рядом с Ним тогда, когда нам будет от этого хорошо. Но когда Господь призывает нас пройти с Ним довольно трудным, тернистым и тесным путём, и нам нужно отказаться от греха, «наступить на горло собственной песне», справиться со своей гордыней, побороться со своими немощами — нам это тяжело. Сидеть справа или слева от Него — это да, а бороться со своими грехами и страстями — нет.
Великий пост — это время, когда Церковь призывает нас не только к тому, чтобы мы получили радость в ночь Святой Пасхи, но и к тому, чтобы мы поборолись, потрудились ради этой радости.
Сегодня Церковь совершает память преподобной Марии Египетской — учительницы покаяния. Мы знаем, что первую половину своей жизни она прожила так, что об этом стыдно говорить в таком месте, в котором мы сегодня находимся. Но вторая половина её жизни стала примером для монашествующих, для людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу, потому что она сумела так встать против греха, так бороться со своими страстями, как мало кто может.
Она семнадцать лет терпела такую борьбу, которую мы не можем терпеть одного часа, и даже пяти минут. Если нам чего-то захотелось, у нас появилось какое-то желание, мы сразу с ним соглашаемся. А она семнадцать лет боролась с тем, чтобы не дать этому желанию исполниться, и когда ей очень сильно хотелось его исполнить, как нам рассказывает её жизнеописание, она бросалась на землю, переносила зной и холод, но её решимость была такой, что она была готова всё терпеть, но к этим желаниям не вернуться. И это продолжалось не день, не месяц, не год, а семнадцать лет.
Великий пост должен нас научить каким-то переменам в жизни, сделать нашу жизнь на шаг ближе к Богу. Настоящее покаяние, настоящая перемена связаны не только с тем, что, вспоминая о содеянном в прошлом, мы сожалеем и говорим «я это сделал плохо», или «это было неправильно», или «я в этом согрешил». Настоящее покаяние заключается в том, что мы сегодняшнюю свою жизнь начинаем строить по-новому. Мы по-новому строим свои отношения с Богом, с Церковью, друг с другом.
Покаяние — это не просто плач о прошлом. Это попытка по-новому создать своё настоящее и построить своё будущее. И мы понимаем, что без помощи Божией эта наша попытка обречена на неудачу. Мы просим, чтобы Господь и преподобная Мария Египетская, память которой мы сегодня празднуем, пример учеников, которые просили, не зная, о чём они просят, но понимали, что быть со Христом — это самое лучшее, что только может быть, помогли нам, чтобы с сегодняшнего дня наши отношения с Богом, Церковью и друг с другом стали другими, стали лучше.
Не бывает так, что это случится сразу и на всю жизнь. Отношения нужно строить каждый день, заботиться об этом каждую минуту, трудиться ради этого каждую секунду своей жизни. Дай Бог, чтобы мы никогда не унывали, чтобы нам этот труд никогда не казался слишком большим, потому что радость от него — радость общения с Богом, радость любви, дружбы — взаимоотношений, которые, начинаясь здесь, продолжаются в вечности и делают нас всех тем Телом Христовым, той новой плотью и новою тварью, о которых сегодня говорил апостол, новой природой, которую Господь создаёт через Свои страдания, через Свою Кровь и через причащение нас Его Тела и Крови.
Это высокая задача, мы все к этому должны стремиться. Ради этого мы и живём, строим храмы и молимся — чтобы наша жизнь преображалась, чтобы мы становились другими и могли эту жизнь понимать, могли к ней прикасаться и её чувствовать.
Дай Бог, чтобы это произошло с каждым из нас!