01 апреля 2016 г.
Митрополит Митрофан: Главное в покаянии — по-новому построить взаимоотношения
В пятницу 3 седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Шахтёрск. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Следующий воскресный день — это Неделя Крестопоклонная, когда на середину храма будет выноситься крест, и в следующую среду уже будет середина поста — фактически, половина дороги.
Христиане поздравляют друг друга с днями Святой Четыредесятницы. А какой повод для поздравлений? Какая радость и какой праздник? Ведь мы знаем, что в посту мы откажемся от нашей любимой еды, богослужения будут более продолжительными и с поклонами. То, чем мы привыкли себя занимать в нашей повседневной жизни, наши развлечения уйдут на второй план, а то, что больше всего не любит человек — а не любит он трудиться, — выйдет вперёд. Почему же мы тогда друг друга поздравляем?
Для настоящего христианина, для которого христианская жизнь и вера — это не пустой звук, всякое усилие и труд, который человек предпринимает ради Бога, заканчивается тем, что он в результате этого труда приобретает радость. И каким бы ни был труд тяжёлым и сложным, радость, ставшая его результатом, заставляет человека забыть о тех трудностях, которые он перенёс, и обо всех испытаниях, которые ему пришлось на себя взять.
Мы помним, как замечательно об этом сказано в Евангелии: когда жена рождает отроча, то терпит скорбь. А когда родит, то от радости, которую испытала, забывает о скорби родов и беременности (Ин. 16:21). Этот прекрасный пример показывает, что происходит с христианами в дни Святой Четыредесятницы.
Мы терпим труд, скорбь, но знаем, что будет пасхальная ночь, когда наше сердце наполнится необыкновенной радостью, и те труды, которые мы понесли в посту, покажутся нам незначительными, и нам захочется сделать что-то ещё большее для того, чтобы почувствовать, что мы эту радость хоть как-то заслужили. Но она всегда даётся даром и всегда бывает больше тех трудов, которые мы понесли в нашей жизни.
Время поста — особое. Его называют временем покаяния. Покаяние — это не только сожаление о том, что мы сделали плохо или неправильно вчера. Именно так мы понимаем покаяние: мы что-то сделали плохо, и нужно прийти и на себя Богу пожаловаться, что мы согрешили тем-то и тем-то. Но главное в покаянии не это. Наши грехи, о которых нам говорит совесть, — это уже очевидный факт.
Главное в покаянии — попытаться по-новому построить свои взаимоотношения. В первую очередь — с Богом. Решить, что с этого момента я буду относиться к Богу совсем по-другому, не так, как я это делал до сегодняшнего дня. Покаяние — это попытка по-новому построить наши отношения и друг с другом. Теперь я буду поступать по отношению к этому человеку не так, как я делал до этого.
Это попытка по-новому построить отношения с самим собой. Я теперь по-новому понимаю своё предназначение, своё место в жизни, цель жизни, к которой я стремлюсь и которой я хочу достичь. Для меня теперь то, о чём говорит Церковь — на первом месте, а всё остальное — на втором. И дай Бог, чтобы у каждого из нас получилось эти новые взаимоотношения выстроить или хотя бы положить начало этому.
Вспоминая о прошлом, что мы сделали не так, в чём мы ошиблись, в чём согрешили, мы не думаем при этом о настоящем — как мы теперь будем жить, и о будущем — что я должен делать. Наше покаяние становится бесплодным. Нет смысла только плакать о том, что было сделано плохо — этого уже не вернёшь. Тем более, наш Отец и Владыка обещает нам, что простит нам наши грехи, если мы придём и попросим у Него прощения. Смысл в том, чтобы было будущее, чтобы было другим настоящее, чтобы менялась наша жизнь.
Самое главное — чтобы этих перемен хотело наше сердце. В ответ на это желание и эту молитву Господь посылает нам дар — тот, о котором мы Его просим, становясь на колени во время богослужения: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» (молитва прп. Ефрема Сирина). Мы просим, чтобы мы не заслужили, не заработали, не стяжали, а получили в подарок то, что мы своими силами, без Божией помощи, сделать не можем.
Для того чтобы этот дар получить, мы его должны хотеть. Он нам должен стать нужным. Мы должны ощутить потребность в этом даре, устроить свою жизнь таким образом, чтобы она была на этом основана, чтобы это было для нас самым главным. И тогда Господь нам всё это пошлёт. Дай Бог, чтобы коленопреклонная молитва, которую мы совершали, и просьбы, которые мы возносили Богу, исполнились. Они не исполняются не потому что Бог кому-то не хочет этот дар подарить, не потому что Он одному даёт, а другому нет, а только по одной причине. Прося о каком-то даре, мы не знаем сами, что с этим даром делать, и живём так, как будто нам этот дар не нужен.
Что толку давать человеку золото, если он его выбросит и потопчется по нему ногами? Разве мы даём в руки своим детям большие деньги? Нет. А почему? Разве мы их не любим, или нам для них чего-то жалко? Они не оценят. Они порвут и скажут: «Это бумажка». Разве мы даём детям в руки дорогие вещи? Нет. Потому что они не знают цену этой вещи, и либо сломают, либо выбросят. Мы ждём, когда они дорастут до того, что сумеют этот дар оценить.
Давайте пятилетнему ребёнку подарим машину, квартиру и скажем ему: распоряжайся ими, как хочешь. Он пойдёт в песочницу и проиграет машину в фантики своему другу. И спросить с него нечего, потому что он не соображает, что это такое, и что это нужно ценить. Мы ждём, когда ребёнок станет совершеннолетним, чему-то научится, а умные родители учат детей добиваться чего-то своим трудом, потому что только тогда они в жизни что-то смогут.
Разве не так в духовной жизни? Мы просим у Бога какой-то дар. А спросили ли мы себя, что мы будем делать с этим даром? Наша жизнь устроена таким образом, что Богу становится понятно: этот дар нам давать нельзя, рано мы его просим, он нам не нужен.
Для того и существует Святая Четыредесятница, чтобы мы всё расставили по своим местам. Мы уже с вами не дети, мы взрослые люди, и, прося чего-то у Бога, мы не должны играться. Мы должны понимать: если мы чего-то просим, значит, мы не просто произносим слова, а в чём-то чувствуем нужду, нам это необходимо.
Если представить себе, чего по-настоящему хочется людям, которые стоят в храме, молитва была бы не о духе целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, а о карьере, деньгах, одежде, семейном благополучии. Но почему-то Церковь хочет, чтобы мы не об этом просили у Бога.
Получается, что мы просим о том, до чего ещё не доросли, и что пока выше нас, выше наших повседневных потребностей. Если сейчас остановить любого человека на улице и попросить у него список самого необходимого в его жизни, то, чего мы просим на коленях у Бога, скорее всего, в этом списке будет отсутствовать. И поэтому получается, что мы молитву читаем, и на колени становимся, и о чём-то просим, но нам это не нужно — это не в списке. Это не та главная потребность, о которой скорбит наша душа, и без которой мы жить не можем. И Бог это видит.
В посту как раз нужно научиться тому, чтобы наша душа ощутила в этом потребность, чтобы это стало для нас списком того, что мы хотим приобрести, тем, без чего мы не можем жить. Мы не можем жить без любви, терпения, смиренномудрия. Значит, надо это просить у Бога, становясь перед Ним на колени.
Кто-то страдает пьянством. Он приходит и говорит: «Господи, я бессилен без Тебя победить эту страсть. Помоги мне быть трезвым человеком», — и становится на колени. Кто-то страдает гордыней, и, осознавая это, просит Бога, чтобы Господь очистил его от этого греха. Кто-то страдает жадностью, осуждением, завистью. И мы у Бога должны просить, чтобы Он послал нам противоположную добродетель, очистил нас от этого греха.
Когда это становится нуждой, а молитва — просьбой к Богу и протянутой рукой, чтобы Господь в ответ на эту просьбу послал Свою благодать, и происходит чудо. Наша жизнь меняется. Появляются духовные силы, возможность не делать того, чего мы делать не хотим. Появляется радость победы над грехом. И эта радость имеет такую силу, что делает нас счастливыми.
Дай Бог, чтобы мы все эту радость пережили, чтобы она стала плодом наших молитв и нашего духовного делания, чтобы в ночь Святой Пасхи мы все праздновали не только Воскресение Христово из мертвых, но и воскресение собственной души от смерти греховной, победу над грехом и радость общения с Богом.
Поздравляю вас с днями Святой Четыредесятницы! Пусть Господь поможет провести её с радостью и встретить праздник Святой Пасхи, Светлого Христова Воскресения!