Екатерина Щербакова
Музыкальная школа для церковных певчих
Горловскому классу духовного пения, который воспитывает будущих певчих для православных храмов, в этом году исполнилось пять лет. Учебный процесс не прекращался даже во время боевых действий в городе. Сейчас класс, который в прошлом году переехал в музыкальную школу № 2, готовится к набору новых учеников. О том, как это — учить и учиться в классе духовного пения, мы поговорили с людьми, посвятившими себя делу воспитания юных талантов. Серию публикаций открывает Александра Павловна Хайрулина, куратор класса духовного пения, преподаватель истории христианской культуры.
— Александра Павловна, расскажите, пожалуйста, кому принадлежала идея создать класс духовного пения? С чего вы начинали?
— Идея создания класса духовного пения принадлежала Наталье Вадимовне Сергиенко, директору Школы искусств № 1. Она поделилась своими мыслями со мной, а потом мы обратились с этой идеей к Высокопреосвященнейшему владыке Митрофану. Получив благословение владыки, мы начали формировать коллектив учителей. В первую очередь искали тех, у кого имелся опыт пения на клиросе. Главным требованием был профессионализм. Большинство учителей мы нашли среди педагогов Школы искусств.
Параллельно шёл набор учеников, которых мы приглашали из воскресных школ Горловки. На заседании методобъединения учителей воскресных школ мы обратились к преподавателям с просьбой провести рекламную кампанию среди учащихся, рассказать им о наборе в класс духовного пения. Летом 2011 года в лагере «Дружба» мы организовали и провели смену для учащихся воскресных школ — этих детей мы также пригласили к нам учиться. Так мы набрали первых учеников, 25 человек. Позже мы приглашали детей и из общеобразовательных школ (в особенности тех, кто изучал христианскую этику) — посещали родительские собрания в этих классах, выступали в школах.
На примерах из церковных песнопений
— А как решали вопрос с учебной программой?
— По музыкальным предметам мы пользовались и пользуемся государственной программой музыкальной школы, потому что прежде всего нашей целью было дать детям качественное музыкальное образование. Идея была такая: не искать певчих для храмов, а воспитать их от первого класса музыкальной школы самостоятельно. Иными словами, открыть филиал музыкальной школы для певчих.
— Чем же отличался ваш класс от обычной музыкальной школы?
— Во-первых, ученики класса изучали курс по истории христианской культуры. Второй особенностью был тот музыкальный материал, который мы подбирали для занятий не только на уроках вокала и хора, но и на сольфеджио. Это было очень важно: дети учились петь и постигали музыкальную премудрость на примерах из церковных песнопений. Преподаватели формировали репертуар исходя из способностей и особенностей детей. Что касается истории христианской культуры, то для преподавания этого предмета мы использовали программу, созданную Галиной Семёновной Маковской и опробованную в Артёмовской школе искусств.
Изначально мы работали на основах самоокупаемости, и у нас не было индивидуальных занятий по вокалу и фортепиано. Они появились несколько позже, когда мы увидели, что детям для полноценного музыкального развития в обязательном порядке нужен весь комплекс дисциплин, который есть у учеников музыкальных школ. Без этого не обойтись.
Из-за войны возникло много организационных проблем, добираться в Школу искусств стало опасным — жилмассив «Комсомолец», где она расположена, неоднократно подвергался обстрелам. Класс духовного пения перешёл в музыкальную школу № 2 и вошёл в структуру её вокального отдела. Теперь мы работаем на общих основаниях и имеем возможность дать ученикам весь необходимый объём знаний и умений.
В будущем мы намерены дополнить программу по истории музыки циклом тем «История русского хорового церковного пения», а также факультативом «Православное хоровое пение». Конечно, находясь в структуре музыкальной школы, мы полностью должны соответствовать государственным образовательным нормам, над чем сейчас и работаем.
— Какие ещё проблемы возникали в начале работы? Поделитесь опытом с теми, кто, возможно, захочет пойти по вашему пути.
Александра Хайрулина, куратор класса духовного пения
— Сложности могут возникнуть с преподавательским составом — нам очень повезло, что мы сразу смогли найти специалистов. Второй ответственный момент — это набор детей.
— А бюрократические моменты, бумажная волокита?
— Мы никаких трудностей с этой стороны не встречали. Когда делаешь всё согласно законодательству, то проблем быть и не может. Если у кого-то будут возникать препятствия, это будет какой-то частный случай, а не закономерность.
Нам всегда шли навстречу, ведь на данный момент культура хорового пения практически везде умерла. То дело, которое начали мы — возрождение хоровой культуры — очень трудное, поэтому со стороны руководства мы всегда встречали только поддержку.
Среди музыкальных коллективов Горловки после войны только мы сохранили такой большой и серьёзный детский хор.
Чтобы вырастить музыканта, нужно много терпения
— А с детьми какие были трудности?
— Трудности возникают от того, что многие ждут быстрого результата. Это была одна из наших первых ошибок. Мы тоже думали, что стоит только набрать детей — и появится хор, который сразу будет петь. Но важно учитывать: чтобы вырастить музыканта, нужно много сил, терпения и времени. Это не произойдёт за год или два.
Если мы берём ребёнка пяти-шести лет, то нужно понимать: потребуется три-четыре года, а то и все пять лет для того, чтобы он запел на должном уровне. И это связано не только с тем, что дети должны научиться техническим приемам пения и выучить азы теории музыки, но и с тем, что ребенок просто должен вырасти, врасти должен его голос, который формируется не один год. Сколько за пять лет я видела детей, у которых раскрывались прекрасные голоса, но для этого необходимо было очень и очень много работать и самим детям, и преподавателям!
Мы принимаем в класс духовного пения всех детей, желающих петь на клиросе, а не только самых способных. Можно, конечно, отбирать только самых талантливых, но на наш взгляд это неправильно. Прежде всего, потому что, как говорит наша руководитель хора, детей без музыкальных способностей не бывает. У каждого ребёнка их можно развить, в особенности если начать заниматься с раннего возраста.
Кроме того, мы ведь воспитываем не сольных певцов, а хоровиков. В хоре слишком яркие, выделяющиеся вокалисты не звучат. Хоровая культура пения не предполагает, что ребёнок непременно должен обладать очень сильным голосом или какими-то особенными вокальными данными. Она предполагает, что дети научатся «едиными усты и единым сердцем» славить Бога. Это самое главное.
И ещё один важный момент: мы ориентируемся прежде всего на клирос и даём не просто музыкальное образование. Дети учат церковный устав, практикуются в чтении, потому что и чтецы в храме нужны, и уставщики.
— Александра Павловна, вы не только организатор класса духовного пения, но и преподаёте в нём, курируете детей. Расскажите подробнее о своей работе, пожалуйста!
— Кроме того, что я преподаю историю христианской культуры, в общем мою работу можно назвать работой менеджера: я — связующие звено между епархией и музыкальной школой. На мне лежит организация учебного процесса — всё, что касается методических разработок по внедрению элементов христианской культуры в процесс обучения (в частности, контролирую методические разработки, которые ведут учителя класса). Помимо этого, я классный руководитель детей.
Как менеджер я занимаюсь организацией концертов, костюмами, транспортом и прочим, как классный руководитель — переживаю о том, как и чем живут мои дети, какова их успеваемость в общеобразовательной школе, как они себя чувствуют, о чём мечтают.
Ученики могут найти себе применение на приходе уже сейчас
— Как епархия участвует в жизни класса духовного пения?
— Дети, которые пришли в класс духовного пения — это ученики воскресных школ. По окончании обучения они могут найти себе применение в одном из 22 приходов города или в любом другом приходе епархии.
Ещё у нас есть детско-юношеский хор в Богоявленском кафедральном соборе, детские хоры в Николаевском архиерейском соборе, в Крестовоздвиженском храме и храме Рождества Пресвятой Богородицы. Дети уже сейчас могут петь там, расти профессионально, совершенствоваться — или же найти себе применение в дальнейшем. Во-первых, это профориентация, во-вторых — возможность найти себе дело на приходе, активно участвовать в приходской жизни и богослужениях.
— Епархия каким-то образом касается учебных вопросов?
— При епархии работает отдел религиозного образования и катехизации, который утверждает все методические разработки. Кроме того, епархия не оставляет заботы о детях в том плане, что организует экскурсии, выделяет автобус для доставки детей на учёбу в вечернее время, и так далее.
— Что нужно знать родителям, которые размышляют, не отдать ли своего ребёнка в класс духовного пения?
— Во-первых, мы даём качественное музыкальное образование. Оно дополнено знаниями по специфическим церковным предметам: литургике, богослужебному уставу. Наши дети имеют возможность уже во время учёбы нести клиросное послушание, то есть применять свои знания на практике. Не каждая музыкальная школа имеет такую возможность профессионального роста учеников. На сегодняшний день это уникальное явление для нашего города.
Самое главное — чтобы наши дети были людьми
— Есть ли какие-то особенности подхода к детям в вашем классе?
— Для меня, как куратора класса, очень важен воспитательный аспект. Воспитать хорошего музыканта важно — Церкви нужны профессионалы. Но если профессионал будет негодяем, он лишь навредит и Церкви, и обществу. Поэтому для нас самое главное — чтобы наши дети были людьми.
Лично для меня очень важно, чтобы для наших детей храм стал домом, чтобы они были счастливы, а их служение шло от сердца и рождалось из радости.
Хор — это большая семья, и чтобы хор звучал, всё у всех должно быть хорошо. Важно настроение и самочувствие каждого из членов семьи. Мы стараемся интересоваться жизнью наших детей, откликаться на все их просьбы. Например, если кто-то из детей не имеет возможности приезжать на занятия в какое-то определённое время, мы всегда подстраиваемся под ребёнка, независимо от того, как построено расписание преподавателей. Учитель придёт тогда, когда ученику удобно.
Дети у нас очень разные, из разных семей, к тому же сейчас по-прежнему в городе сложная обстановка. Благодаря самоотверженному труду преподавательского состава, тому, что мы стараемся вникнуть в проблемы каждого ребёнка, мы смогли сохранить наш коллектив, более того — набрать новых детей.
В конце мая будет объявлен набор в класс духовного пения на следующий учебный год.
Занятия проходят в помещении БФ Витязь (пр. Победы, 72) и в здании филиала второй музыкальной школы (ул. Бессонова, 31).
Телефоны для справок: (066) 001-51-61, (071) 309-38-34.
(продолжение следует)
Беседовала Екатерина Щербакова