Священник Ростислав Белогуров
Друзья ребёнка – иноверцы. Как быть?
В православных кругах нередко доводится наблюдать снисходительное, а порой и воинственное отношение к иным религиям. Мы-де правильно веруем, а они нет. Порой отношение родителей к религии переносится на друзей ребёнка: «Они не так верят, не дружи с ним». А уж об отношении к сектантам и говорить не приходится.
Как же воспитывать детей в этом плане? Как подойти к разговору о других религиях? Какое отношение формировать? — На эти и многие другие вопросы отвечает священник Ростислав Белогуров, настоятель Борисо-Глебского храма в п. Мирный Славянского района.
— Отец Ростислав, нужно ли учить ребёнка уважать другие религии? Почему это важно? Как это делать? С чего и в каком возрасте начинать?
— Наступает момент, когда дети знакомятся со сверстниками, которые исповедуют не православную веру и узнают о существовании других религий. Бояться этого не надо, тем более не нужно использовать какие-либо запрещающие меры: пресекать общение, грубо высказываться о другой вере, осуждать на вечные муки и т.п. Такие методы не принесут необходимого результата, но могут впоследствии навредить: вызвать у чада сомнения в вере или, наоборот, породить религиозный фанатизм.
Строгость уместна в одном случае: когда мы, соприкасаясь с другими религиями, можем нарушить каноны и оскорбить Бога своим малодушием и предательством. Так, православному хоть и позволяется проводить исследование других религий, но запрещается участвовать в любых формах их религиозного культа. «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2).
Главное, что нужно помнить в отношении инверцев, это пример нашего Спасителя Иисуса. Он заповедовал нам распространять свою любовь на всех людей без исключения. Можно вспомнить, как Христос не побрезговал попросить воды у женщины-самарянки и Своим добрым расположением пробудил в её душе духовный восторг, а затем уже указал на заблуждения веры самарян, которые не без причины считались у иудеев сектантами.
Даже одного слова «сектант» в духовном отношении нужно опасаться! Ведь и сегодня в православной среде оно очень популярно. Повесить на человека ярлык «сектанта», превознести себя над иноверцем, лишить его и себя элементарной доброты в отношениях очень легко… Вспомним, что добрый самарянин из притчи — единственный, кто помог пострадавшему от разбойников ближнему. Могу привести пример и из жизни нашего храма, когда один из немногих, кто отозвался помочь перекрывать на нём крышу, был молодой человек, протестант, с которым у меня до сих пор добрые отношения.
— Как ориентировать ребёнка, если среди его друзей есть иноверцы, сектанты или раскольники?
— Воспитание неизбирательной вежливости, добродетельности с самого детства — залог того, что ребёнок впоследствии избежит фарисейской гордости. Например, одноклассник — «белая ворона» или просто человек со слабым характером, которого часто обижают и чуждаются. Такими людьми нужно дорожить! Не лишать их доброго слова, защиты или помощи.
Нетрудно поделиться печеньем или яблоком со сверстниками, сказать им доброе слово, поприветствовать соседей, которые с нами не здороваются. Всё делать в простоте сердца, с одной мыслью: принести радость и пользу человеку. Ведь наш ближний — это и наш родственник, друг, коллега, сосед, иноверец — любой человек. Как нас милует и терпит Бог, так же и нам нужно давать всем людям шанс.
Если в нашей среде есть иноверцы или раскольники, мы должны поступать как наш Спаситель. Он пребывал среди фарисеев, саддукеев, иудеев, самарян, мытарей, язычников, с каждым разделял общение, трапезу, скорбь, отвечал на их провокационные вопросы. Поэтому мы должны жить, как Он, быть другом для них.
Но есть и другие ситуации, когда требуется от человека защитить себя или ближнего от попыток поколебать нашу веру. Из Евангелия нам знаком такой образ, как обоюдоострый меч, один край которого — любовь, а другой — богооткровенная истина. Апостол Павел говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Поэтому христианин должен вместе с любовью обладать боговедением, чтобы быть готовым устоять в вере, даже если никто такого отчёта не потребует.
— Какими знаниями должны обладать родители, начиная разговор на тему иных религий? Что делать, если знаний мало, а вопросы со стороны ребёнка уже есть?
— Укрепить личный духовный опыт помогут знания своей православной веры: её истории, борьбы в отстаивании догматов перед различными ересями и расколами, понимание отличия христианства от всех религий и т.д. Вся православная литература — это огромный, неисчерпаемый источник духовных знаний. Он доступен каждому. Составить образовательную подборку книг можно, обратившись к опытным священникам или епархиальным работникам из отдела духовного образования. Также можно подобрать книги, опираясь на списки рекомендуемой литературы для православных учебных заведений.
Этими источниками стоит воспользоваться и в том случае, когда ребёнок застал родителей врасплох, спросив об исламе, буддизме и других религиях, а соответствующих знаний нет. Лучше уделить такому вопросу необходимое время, пусть и с опозданием, чем вообще игнорировать этот процесс.
— Давайте подытожим. Что в первую очередь должны помнить родители, формируя у своих детей отношение к разнообразию мировых религий?
— Существование различных вероисповеданий, множества их ответвлений, расколов для многих православных богословов, философов, святых отцов стало подспорьем в утверждении веры. Для ищущего, мыслящего человека христианская истина на фоне множества религий сияет пронзительнее; беспомощной выглядит всякая попытка говорить о Боге без Священного Писания и Предания Церкви.
Беседовала Екатерина Щербакова
Читайте также:
Как учить детей молитве
Как научить ребёнка уважать старших?
Яблоки в Антарктиде, или Когда родители — не пример
«Киевский патриархат»: почему православные против?