Мы должны смотреть вперёд
Вечером 20 марта, в третий день Великого поста, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме в честь прп. Иова Почаевского Константиновки. По окончании канона владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я от души поздравляю вас со Святой Четыредесятницей, с первой седмицей Великого поста. Сегодня не престольный день в этом храме и не какая-то памятная дата. Я впервые прибыл сюда вечером в дни Великого поста для того, чтобы помолиться вместе с вами словами Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Этот приход отличается от других, наверное, тем, что здесь больше, чем в других храмах, молится детей и юношества, здесь большая воскресная школа. И, наверное, для многих этот пост станет одним из первых подвигов, которые они совершают. Но каждое делание имеет свою науку и своего наставника. И пост, и жизнь духовная — это тоже наука, искусство из искусств и художество из художеств, как говорили отцы Церкви. Точно так же, как нужно учиться рисовать и играть на музыкальных инструментах, нужно учиться и жизни духовной.
Одним из хороших учителей является Великий пост — Святая Четыредесятница, устав церковный, который вводит в нашу жизнь понятие подвига, понятие воздержания. Потому что жизнь без воздержания, по принципу «я хочу, и я это делаю» — это то, что сегодня стало для всех привычным и повседневным.
Жить по своей воле, так, как хочется, не спрашивая себя, правильно ли они поступают, можно ли это делать или нельзя, люди привыкают с раннего детства. И когда укрепляется это своеволие в человеке, вырастает в привычку, в навык, человеку бывает очень тяжело жить. Когда человек вырастает, обнаруживаются вещи, которые делать нельзя, потому что за это может наказать государство и закон.
У нас очень много молодых людей сидит в тюрьмах только потому, что они с детства не могли себе сказать «нельзя». С самого раннего возраста они не знали, что такое «неправильно». У них было «хочу», и это «хочу» помогали удовлетворять родители. А потом ребёнок вырос и попал в тюрьму, потому что не всякое человеческое «хочу» должно получать ответ. Человек тем и отличается от животных, что он способен сказать «нет» своим желаниям, способен к воздержанию.
Великий пост, Святая Четыредесятница, призывает нас к тому, чтобы мы начали подвиг воздержания, чтобы начали трудиться, прежде всего, над своей собственной душой. Посмотрите, к кому обращается преподобный Андрей Критский в словах своего покаянного канона.
Он ведет диалог со своей душой и у нее спрашивает, уподобилась ли она Моисею, Илии, праведному Ною, поступала ли она так, как поступал праведный Иосиф и как поступали праведники Ветхого и Нового Завета, или же в своих делах и поступках она уподобилась тем людям, которые, отпав от Бога через непослушание, навлекли на себя различные скорби. И ответ на этот вопрос звучит в том припеве, который мы перед каждым тропарём повторяем: «помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Оказывается, когда мы обращаемся к своей душе, мы видим, что злого человек в своей жизни делает больше, чем хорошего, начиная с ранней юности. Грех — это не то, что присуще только какому-то определенному человеческому возрасту. Это то, что в человеке проявляется с детства как непослушание, как гордыня, своеволие, своенравие.
Маленький ребенок на руках у родителей, который еще ничего не знает и которого еще никто не учил, что такое «хорошо» и что такое «плохо», уже капризничает, настаивает на своем, проявляет эмоции, которые не должны быть свойственны его детскому возрасту. И так продолжается всю жизнь.
Преподобный Андрей Критский, который написал этот канон — это не самый великий грешник на земле, а человек, который с четырнадцати лет посвятил свою жизнь служению Богу и был одним из величайших подвижников, отцов и учителей Церкви. И его взгляд на жизнь — а покаянный канон и есть отражение его взгляда на жизнь — очень отличается от того, как на жизнь смотрят современные люди.
Чаще всего мы своих грехов не замечаем, или видим лишь некоторые недостатки, которые кажутся нам не такими уж страшными, с которыми мы миримся и которые мы сами себе прощаем. Но какой вопрос преподобный Андрей задает своей душе? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?»
Время жизни дано нам для того, чтобы, подобно тому, как земледелец на поле искореняет сорняки, чтобы выросла пшеница, и он собрал богатый урожай, мы на поле своей души искоренили все плевелы, все греховное и нечистое, чтобы наша душа принесла плод Богу. Именно над этим мы с вами должны трудиться.
Одно из препятствий, которое часто не дает нам сделать шаг вперёд на этом пути, — это наши самоуспокоенность и самодовольство, когда нам кажется, что мы вроде бы и так всё делаем хорошо и правильно. Человек не хочет меняться. Он не хочет становиться лучше, не хочет становиться другим. Что бы мы ни делали и сколько бы добрых дел мы ни совершили, мы никогда не должны смотреть назад.
Как говорит нам преподобный Андрей Критский: жена Лота посмотрела назад и обратилась в соляной столп. Мы не должны стать такими соляными столбами, которые смотрят назад и сравнивают свою сегодняшнюю жизнь со своей жизнью прошлой. Это неправильно. Мы должны смотреть вперед, забывая то, что мы сделали раньше, устремляться к тому, что мы еще не сделали.
Этот закон применим не только в духовной жизни. Если бы спортсмен не стремился улучшить свой результат, он бы не ходил на тренировки. Если бы ученый не стремился открыть что-то новое, или инженер — что-то новое изобрести, улучшить жизнь, если бы они были довольны тем, что есть, мы бы ни на шаг не продвинулись дальше. Если бы врач не стремился найти новый подход к лечению болезни, мы бы до сих пор все болезни лечили крапивой. Но так как у человека есть недовольство и желание найти что-то лучшее, чего он еще не сделал, мы двигаемся вперед.
В духовной жизни должен действовать тот же закон. Мы должны всегда ставить под сомнение свою праведность, свои, как нам иногда кажется, добродетели, свои добрые дела и заслуги, и смотреть, что мы еще не сделали для того, чтобы угодить Богу и совершить добрые дела.
В этом случае у молодых людей есть «дух соревнования» — им хочется быть первыми. Но соревноваться мы должны не в количестве поклонов и не в том, кто сколько и чего не ел. Потому что перед началом поста в прощеное воскресенье мы слышали слова апостола, который нам говорил: братья, брашно, то есть еда, не поставит нас пред Богом. Не из-за количества съеденного или не съеденного мы к Богу приближаемся, не из-за количества сделанных поклонов или прочитанных молитв, хотя и это необходимо нам. Соревноваться мы должны друг с другом в любви и смирении.
Преподобный Иоанн Лествичник так и говорит, обращаясь к монахам, к тем, кто уже преуспел в духовной жизни гораздо больше нас с вами и совершил в своей жизни гораздо больше подвигов, о том, что некоторые думают, что они не будут вкушать пищу и усилят поклоны и молитву, и этим стяжают духовные дарования. Но духовные дарования приобретаются смирением и любовью, потому что к человеку, который гордится и превозносится над другими, который считает себя лучше других из-за того, что он больше сделал поклонов, или дольше, чем другой, постился, благодать Божия в сердце не войдет, потому что там есть гордыня, самомнение и самопревозношение.
Поэтому одно из условий этой духовной науки поста и молитвы заключается в том, чтобы не гордиться и не превозноситься над другими людьми, не считать себя выше кого-либо. Но, не довольствуясь тем, что ты делал, стремиться к еще большим трудам и еще большим подвигам, но при этом ни в коем случае не считать, что ты лучше других и что ты заслужил от Бога что-то, помня, что любое духовное дарование — это дар. А дар дается только чистому, смиренному и любящему сердцу.
Дорогие братья и сестры! Я от всей души еще раз поздравляю вас с днями Великой Четыредесятницы. Это особое время духовного обновления для человека, когда каждый из нас стремится хоть чуточку стать ближе к Богу. Дай Бог, чтобы мы это время провели с пользой для своей души, к которой так много мы обращались сегодня словами преподобного Андрея Критского.
Пусть это время станет временем добрых дел, временем любви и милосердия, молитвы, прощения и смирения, чтобы каждый пост мы приобретали что-то новое в своей духовной жизни, потому что это самое лучшее время для того, чтобы приобрести духовное богатство. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами в эти дни поста и молитвы!