Торжество христиан — в открытости другим людям
В Неделю Торжества Православия архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. В конце богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью.
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Всех вас поздравляю с воскресным днём, который именуется Неделей Торжества Православия!
Нам с вами легко представить себе такую житейскую ситуацию, когда кто-то, потрудившись, построив предприятие или крепкое хозяйство, в старости думает, кому это всё отдать, чтобы оно не разорилось, а продолжало существовать, кто сможет этим управлять и умножать то, что ему оставили. Ведь очень часто бывает, что дети бездумно растрачивают то, что им приобрели или отдали родители, и сами умирают нищими.
Очень часто бывает, что один директор делает завод преуспевающим, а другой приводит его к банкротству. Один градоначальник делает город красивым, уютным для жителей, а другой делает из этого города место, для жизни непригодное. И мы периодически видим, как это меняется в делах людей. Пришёл хороший правитель — государство благоденствует, пришёл безумный — государство страдает. Пришёл хороший начальник — предприятие процветает, пришёл не очень хороший — всё рушится, всё ломается.
В сегодняшний день вся Церковь свидетельствует, что две тысячи лет то, что Господь передал апостолам, существует неизменным и не только не повреждается, но и расцветает и умножается. И это происходит не потому, что те, кому это передавалось, были самыми лучшими. Отнюдь нет, иногда даже наоборот. Мы знаем, что вера православная попадала иногда даже в руки еретиков и нечестивцев. История нам рассказывает о нечестивых патриархах и священнослужителях. И даже среди апостолов был ученик, имя которого — Иуда — сегодня стало нарицательным.
Чудо в том, что две тысячи лет вера православная сохраняется неповреждённой, несмотря ни на какие наши грехи, недостатки и несовершенства. Апостол Павел когда-то с большим удивлением произнёс такие слова: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4:6-7). «В скудельных» — по-славянски, если перевести на русский — «в дешёвых глиняных сосудах, которые могут легко разбиться». Самое дорогое нужно хранить в самом надёжном месте. А Господь веру православную передал в наши человеческие руки со всеми нашими слабостями, недостатками, заблуждениями.
Если бы Он Сам не сохранял Свою Церковь через года и столетия, будучи Её Главой, от Неё бы уже ничего не осталось. Ведь ни одна империя на земле не просуществовала две тысячи лет, даже самая могущественная, ни в Азии, ни в Европе, ни на востоке, ни на западе, ни на севере. Империи существовали сто, триста, четыреста лет, но не две тысячи, как Церковь.
Ни одно государство не сохранилось таким, каким оно было основано. Оно периодически то увеличивает, то уменьшает свою территорию, меняются условия жизни людей и даже названия народов. Меняются язык и культура. А Церковь — нет. Она распространяется от севера до юга, от запада до востока по лицу всей земли, и распространяется так, как апостолы научили своих учеников, и как апостолов научил Сам Господь Иисус Христос.
Против Церкви две тысячи лет восставало всё, что только может вообще восстать. И правители, начиная с самых первых — императоров Августа, Нерона, Диоклетиана, — и заканчивая теми временами, которые ещё свежи у нас в памяти. Советское государство как восставало против Церкви! Всю свою машину, весь свой репрессивный аппарат, все свои концлагеря использовало для того, чтобы Церковь просто уничтожить. Руководитель советского государства в 1960-е годы обещать показать последнего попа по телевизору. Церковь всё это пережила.
Храмы разрушались. У нас в 1986 году взорвали прекрасный храм возле Святогорской Лавры. В Ольгинке тоже взорвали храм уже в 1980-е годы. А люди то, что осталось от храма, растащили себе в дома и на дачи. Это происходило каких-то тридцать лет назад. А что было со священниками? Недавно мы праздновали память новомучеников. К 1937 году было 130 тысяч отправленных в лагеря и расстрелянных священнослужителей.
Кто мог себе позволить в советское время ходить в воскресную школу, как сегодня дети ходят? Кто мог себе позволить привести детей в храм и причастить? Кто мог позволить священнику где-нибудь появиться в священнической одежде за пределами храма? Мог ли священник в проповеди сказать то, что он хотел сказать? Он должен был написать на листочке и согласовать с уполномоченным по делам религии. И если что-то не то сказал, сдвинулся вправо или влево, сразу докладывали, и священника лишали регистрации. А без регистрации священник не мог служить на приходе — это было нарушение советских законов.
Когда молодые ребята поступали в семинарию, им чинили всяческие препятствия. Только захотел молодой человек с высшим образованием в семинарию поступить — его сразу на сборы в армию, а у всей семьи начинались проблемы. У государства было множество вариантов, как сделать, чтобы человек не пошёл учиться в семинарию. И что, Церковь перестала существовать? Нет. Наоборот. Всегда в Церкви были люди, которые не благодаря окружающим условиям, а вопреки им служили Богу и истине.
Одна беда — внешние гонения. Но есть и другая беда — когда сами христиане, получая в руки сокровище, которое они должны соблюсти и сохранить, не его берегут и им не дорожат. Когда-то пророк говорил, что Господь больную овцу уврачует, и немощную, худую и заблудшую пойдёт спасать, а буйную и разжиревшую уничтожит. Очень часто христиане в дни благоденствия становятся буйными и разжиревшими овцами, которые не ценят ни своей веры, ни своего звания христианского, ни достоинства, к которому они призваны, ни той жизни, которой они должны жить. И это тоже не меньшая беда для Церкви, потому что, глядя на таких христиан, никто христианином быть не хочет.
Если мученики, подвижники в годы гонений и испытаний своим подвигом, чистотой жизни веру православную всегда укрепляли и прославляли, то вот такие буйные и разжиревшие всегда позорили православную веру, были соблазном для других людей, причиной того, что имя Божие и имя христианина поносились и становились чем-то некрасивыми и неприятными. И это тоже война с Церковью и христианами, которую ведёт диавол. Много раз за две тысячи лет Церковь могла быть уничтожена такими буйными и разжиревшими овцами. Но Господь этого не допустил. Несмотря на все наши грехи, на все наши нравственные ошибки, неподобающий образ жизни, Господь сохраняет истинную веру, особенно среди тех, кто зовётся верными Его, кто следует за Ним, исполняя Его заповеди и живя по Его слову.
Сила христиан никогда не была в насилии, в оружии, в превозношении над кем-то другим. Празднуя Торжество Православия, мы не превозносимся над людьми других вер и других национальностей. Сила христиан всегда была в любви и открытости к каждому человеку. О христианине люди думают, что сейчас он будет показывать, какой он праведный, кого-то осуждать, над кем-то превозноситься. А он — добрый, открытый, искренний человек, который готов помочь каждому, который любит Бога и ведёт порядочную жизнь. И это всегда в христианстве удивляло. От христиан ждали, что они будут отвечать злом на зло, что они будут гордыми и спесивыми, а они были смиренными и кроткими, умели отвечать любовью и добром на ненависть. И это больше всего покоряло сердца людей и больше всего приводило людей к вере во Христа.
Христиане — владельцы величайшего сокровища. Порядочные люди есть везде, в среде каждой религии и среди безбожников, но Церковь даёт человеку возможность быть не просто порядочным. Церковь даёт человеку возможность единения с Богом, возможность святости. И это то сокровище, которого нет ни у кого, нигде, ни в одной религии, и не может быть у людей неверующих. Оно есть только у православных христиан. И мы с вами себя осознаём владельцами этого сокровища, этого богатства. Каждый из нас, пребывая в лоне Матери Церкви, следуя за Христом, может соединиться с Ним, быть блаженным, иметь радость общения с Богом и на земле и, тем более, в вечности. И это — тоже торжество Православия, о чём в сегодняшний день напоминает нам Святая Церковь.
Мы сегодня не проклинаем тех, кто не с нами, тех, кто отпал от нас, кто заблуждается и находится ещё далеко от церковного порога. Мы молимся, как вы слышали на молебне на Торжество Православия, чтобы Господь привёл их к познанию Своей спасительной истины, чтобы Он подарил им возможность наслаждаться тем сокровищем, которое есть в Церкви, соединил их с нами, а нас соединил с ними. И в этом — тоже торжество христиан, потому что они умеют любить и быть открытыми навстречу другим людям. Они умеют молиться о тех, кто их обижает, и просить Бога о том, чтобы человек отошёл от греха и пришёл к познанию Истины.
Дай Бог, чтобы мы все могли принять это сокровище, которое нам предлагает Церковь, возблагодарить за него Бога, сохранить и передать, кого-то научить примером своей жизни, добротой и любовью своего сердца, чистотой жизни.
Я вас всех от души поздравляю с сегодняшним праздником Торжества Православия! Пусть милость Божия, Его благословение и Его сокровище пребудут со всеми вами! Храни вас всех Господь!