Пост учит нас любви
Во вторник первой седмицы Великого поста архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе Енакиево. После чтения канона архиепископ Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Во время богослужения мы слышали, как Святая Православная Церковь призывает нас поститься постом приятным и угодным Господу. Из этих слов мы понимаем, что не всякий пост Богу угоден и приятен. Есть пост, который Господь не принимает и не благословляет, который Богу не нужен. Сам по себе — ни злое, ни доброе дело. Мы знаем, что постятся не только православные христиане. Мусульмане и буддисты тоже постятся. Даже у людей, которые считают себя язычниками и принимают участие в каких-то непонятных культах, тоже есть такая дисциплина, как пост.
В книге Деяний апостольских описывается случай, когда иудеи, озлобившись на проповедь апостола Павла, поклялись сорок дней ничего не есть и не пить, пока не найдут и не убьют его — для того, чтобы поддерживать в себе этот огонь сатанинской ненависти. «Есть не будем, пить не будем, пока не убьём». Разве такой пост угоден Богу? Разве такой пост Господь принимает? Разве дело в самом посте, в том, чтобы просто ничего не есть?
Нам нужно научиться поститься так, чтобы этот пост был и Богу приятен, и нам принёс духовную пользу. Что мы для этого должны знать? Во-первых, что пост — дело сугубо добровольное. Никто никого не заставляет поститься. Пост не нужен Богу или Церкви в том смысле, чтобы Церковь кого-то хотела заставить поститься. По сути, и Богу, и священнику всё равно, что у нас лежит в тарелке и в холодильнике. Пост нужен нам с вами. И это первое, что должен понять человек, который хочет поститься. Если тебе пост нужен — постись. Если не нужен — не обманывай ни Бога, ни самого себя, свою собственную душу.
А в чём бывает этот обман? В том, что как только начинается пост, появляются десятки вопросов на одну и ту же тему — что можно есть, а что нельзя. Человек берёт в руки продукты и внимательно вычитывать состав — сколько процентов чего добавлено. Появляются разные майонезы, постное мясо и другие продукты, которые по своему составу постные, но сделанные для того, чтобы в дни поста мы не чувствовали, что мы постимся. Этого делать точно не надо. Задача поста не в том, чтобы мы попали в больницу, потому что ели некачественные продукты под видом мяса или молока. Задача поста совсем в другом — научить нас воздержанию, тому, что нужно и возможно одерживать победу над самим собой, над своими собственными желаниями.
Когда человек приходит в спортзал, он не просит тренера дать ему такие упражнения, чтобы он не устал. Он, наоборот, просит, чтобы дали ему такие упражнения, которые принесут пользу. И если человек ходит в спортзал, он ходит туда трудиться, а не просто проводить время без пользы. Или другой пример. Когда человек приходит в больницу и просит, чтобы врач ему дал лекарство, он не думает: «Как сделать так, чтобы врач не заметил, что я эти лекарства пить не буду?» Наоборот, если он хочет вылечиться, он строго следует тем советам, которые ему дал врач, той диете, которую он приписал, и тем упражнениям, которые он советует делать.
Пост — это духовное лекарство. Как только мы добровольно захотим поститься, как только мы поймём, что нас никто к этому не принуждает, сами собой отпадут вопросы: что можно есть, а что нельзя. Нам самим захочется как-то себя ограничить, сделать что-то такое, чтобы это был действительно пост, а не одно лишь название.
Сразу же надо сказать о том, чтобы не было другой крайности. Постимся мы сорок дней. Поэтому, если кто-то из нас решит поститься строго по Типикону, скорее всего, этот человек сначала очень сильно устанет, потом бросит пост на середине, вообще перестанет поститься и будет есть скоромное. Он или не сможет понести этот груз, или испортит себе здоровье.
Поститься нужно так, чтобы было трудно, чтобы обязательно испытывать напряжение, и в то же время так, чтобы сил хватило пройти весь этот путь до самого праздника Пасхи. Поэтому у нас нет единого правила, как поститься. Все люди разные. В Типиконе даётся образец — как постились раньше самые сильные. Воду не пили, хлеб не ели, не вкушали пищи по несколько дней. Но тогда люди были другими. Они работали целый день, ели другую пищу, у них было другое здоровье. Они не жили так, как мы живём. Мы намного слабее даже тех людей, которые жили в Великую Отечественную войну — наших бабушек и дедушек. А тем более — тех людей, которые писали типиконы. Поэтому ориентироваться на Типикон нужно, чтобы мы понимали, как примерно это было когда-то. Но каждый при этом должен смотреть на собственные силы.
Но разве пост — это только еда? Нет. Мы уже говорили, что постятся не только христиане. Пост обязательно должен соединяться с молитвой. Молитва и пост — это те два крыла, которые душу человеческую поднимают от земли к Небу, возносят её к Богу. Нам обязательно нужно свой распорядок дня устроить таким образом, чтобы уделялось больше времени молитве. Пост без молитвы не имеет никакого смысла. Молитва без поста слаба, и пост без молитвы не нужен.
Поэтому в церкви совершаются особые богослужения — как сегодня вечером, так и в последующие дни. Постарайтесь в субботу и в воскресенье оставлять все дела, быть на вечернем богослужении и на Литургии. Кто может — прийти в среду и пятницу на Литургию Преждеосвященных Даров. Как можно больше времени уделять для того, чтобы подготовиться к причастию, и причащаться Святых Христовых Тайн. Потому что если мы в посту этого не будем делать, то в остальные дни тем более у нас для этого будет меньше времени. И дома больше времени уделяйте молитве.
В пост мы меняем образ жизни. Все развлечения, удовольствия, всё то, чем наша жизнь обычно заполняется, мы из неё убираем, ставим на второе, третье, десятое место. Для того, чтобы на первое место поставить то, чего в нашей жизни мало и не хватает — молитву, чтение Слова Божия и, обязательно, добрые дела. Вера без дел мертва. Она обязательно должна в чём-то проявляться. Мы ходим в храм, молимся — но это важно не просто само по себе, это делается для какой-то цели.
А для чего нам нужен пост? Чему самому главному мы должны научиться постом и молитвой? Конечно же, ответ один: любви. Любви к Богу и любви к ближнему, потому что нельзя любить Бога, а ближнего не любить. Поэтому естественным для человека, который постится и молится, становится совершение добрых дел. Это становится его потребностью, необходимостью. Ему нужно творить добрые дела.
Как делать добрые дела, я вас учить не буду. Каждый из нас знает, как это делать, и мама с папой нас в детстве учили, и каждый день нам жизнь даёт обстоятельства, которые побуждают нас к тому, чтобы мы не проходили мимо, а совершили какое-то доброе дело. Их нужно творить всегда, всю жизнь. А в посту это делание нужно ещё усилить. Взять на себя труд проведать тех, кого мы давно не проведывали, навестить больных, увидеть чью-то беду и скорбь, тех, кто нуждается в нашей помощи, и быть с ними рядом. Всё это тоже необходимо для того, чтобы учиться любви и приближаться к Богу.
И пост, и молитва, и добрые дела необходимы. Но, наверное, самое важное — что всё это должно привести нас к перемене нашей жизни, к тому, что на церковном языке называется покаянием. Потому что если менять жизнь только на какое-то короткое время, а потом снова обращаться к жизни прошлой — это как если бы человеку дали лекарство, он вылечился, а потом вернулся к тому, что привело его к болезни. Можно бесконечно это продолжать, но пользы никакой не будет.
Покаяние — это не просто сказать на исповеди о грехах. Настоящее покаяние — это когда меняется жизнь. Когда была жизнь одна, а стала другая. Когда позволял себе что-то, а теперь не позволяешь. Когда на первом месте был грех, а теперь — служение Богу и ближним. И пост должен нам помочь, чтобы в нашей жизни это произошло.
Если представить себе, сколько в жизни нужно поменять, то окажется, что немало. Это как если бы человек начал строить дом: крышу он сразу не построит, нужно сделать вначале фундамент, затем стены, а потом крышу. Так и в духовной жизни. С чего-то нужно начинать. Мы должны в первую очередь вспомнить то, о чём совесть нам говорит постоянно, что мы ощущаем как грех, что нам мешает в нашей жизни, и попросить Бога, чтобы Господь помог нам от этого избавиться.
Если каждый пост мы будем хотя бы какой-то один грех или недостаток, какую-то одну страсть из своей жизни, с Божией помощью, удалять, то к концу жизни, может, и кто-то из нас станет святым. К этому нужно стремиться, этого нужно хотеть. Мы должны спрашивать сами себя: «Что мне необходимо в своей жизни поменять сегодня? Что мне больше всего мешает на пути к Богу?» Кому-то — гордыня, кому-то — лень, кому-то — осуждение, раздражительность, кому-то — всё сразу. Но если мы не научимся самому простому и лёгкому — воздержанию от пищи, то всё остальное мы вообще никогда не сможем победить, потому что это гораздо труднее.
Если человек не умеет обуздать своё чрево, он и язык не сможет обуздать — это празднословие, осуждение, сквернословие и прочие грехи. Если человек не умеет обуздать язык, он никогда не обуздает гнев, раздражительность, тщеславие — то, что внутри нас, что мы, бывает, умеем сдерживать, и оно не проявляется наружу.
Если человек не обуздал гнев, тщеславие, то он никогда не справится с гордыней, самолюбием, блудом, жадностью, воровством. Всё в нашей жизни должно происходить последовательно. И самое первое, простое и лёгкое упражнение — это воздержание, то, что мы сегодня уже начали делать, и дай Бог, чтобы делали до конца поста. Не ленились, не чувствовали при этом, что мы чем-то отягощены и несём какой-то непосильный труд. Это всё для нас Церковь делает, помогая нам стать другими, помогая нам измениться.
И дай Бог, чтобы этот духовный труд, духовный подвиг, труд молитвы, добрых дел, покаяния, исправления жизни привёл нас к духовной радости, к духовному обновлению, к новой жизни, которая должна начаться в нас в результате этого труда.
Пусть Господь благословит и укрепит вас в дни Святой Четыредесятницы, поможет принести Богу покаяние, плоды добрых дел, доброе, святое и чистое житие и сподобиться с радостью встретить праздник Светлого Христово Воскресение! Храни вас всех Господь! Божие благословение вам на дни Святой Четыредесятницы!