Официальный сайт

27 сентября 2025 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки

Воздвижение в Крестовоздвиженском храме ГорловкиВ праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки, отметившем престольное торжество. Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа и настоятель прихода протоиерей Сергий Книгницкий, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки архимандрит Агафодор (Поляков) и клирик Крестовоздвиженского храма протоиерей Владислав Шестаков.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он рассказал о том, как мы можем уподобляться Христу в нашей жизни:

«Все те чувствования, всё то отношение к ближнему, которые были присущи Христу на Кресте, каждый из нас может реализовывать в своей жизни. Именно для этого Господь нам посылает различные испытания, всё то, что мы называем скорбями. Порой даже от самых близких нам людей Господь нам даёт пережить то, что может очень сильно огорчать наше сердце.

Переживая это из раза в раз, из года в год, из ситуации в ситуацию, мы можем ответить себе на вопрос: действительно ли мы ученики Христовы, действительно ли мы стараемся нести свой крест или мы подобны иудеям, которые просто выполняют форму закона, приходят к Богу и ждут чуда? Но Господь нам говорит в Писании, что не будет этим людям дано никакого чуда и никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы — то есть, знамения покаяния».

По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход. Митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка отметил, что крест, лежащий посередине храма, призван укрепить нас в испытаниях, которые служат для нашего спасения:

«Нам всем хочется, чтобы те скорби, проблемы, испытания, которые случились с нами, внезапно исчезли. Что-то такое произошло, и оно само собой всё разрешилось. Мы об этом просим Бога, нам хочется, чтобы это произошло каким-то чудесным образом, и мы готовы это чудо принимать. Но бывает, что Господь нам не отвечает, и нам приходится дальше продолжать нести свой крест, терпеть испытания. Нам приходится дальше, оказавшись в обстоятельствах, которые от нас не зависят, спрашивать Бога: „Господи, почему так?“ — и не получая ответа на этот вопрос, опираясь только на веру, следовать за Ним, помня о том, что Он Сам по этому пути прошёл.

Знал ли Господь, что в жизни свободных разумных существ, которые выберут следование за Ним, будут скорби, испытания, трудности? Конечно, знал. И Господь хотел, чтобы мы в этих трудностях, скорбях и испытаниях были не одни, а вместе с Ним. Чтобы Он, став Человеком, оказался Тем, Кто прошёл все эти трудности и испытания первым, впереди всех нас».

Владыка также поделился планами после завершения строительства типового Крестовоздвиженского храма поместить в него святыню — Крест с частицей Животворящего Древа. Ежегодно в канун Воздвижения Крест торжественным крестным ходом будут переносить в Богоявленский кафедральный собор и соборно совершать чин воздвижения. В главном храме епархии святыня будет находиться до Крестопоклонной недели и также с крестным ходом возвращаться в Крестовоздвиженский храм.

 

Накануне вечером митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй и чином воздвижения Креста в Богоявленском кафедральном соборе Горловки.

 

Воздвижение Животворящего Креста ГосподняПраздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в честь события, произошедшего спустя три столетия после Воскресения Христова — в IV веке. Он прославляет Крест Христов как орудие нашего спасения. Поклоняясь Кресту, христиане славят Господа, посредством Креста увенчавшегося Славой. Крест Господень обладает непобедимой и непостижимой силой, действующей среди христиан спустя многие столетия после смерти и Воскресения Христа.

Византийский император-завоеватель Константин Великий уверовал во Христа после того, как увидел знамение Креста на небе и услышал слова Господа: «Сим победишь». Выступая в своих военных походах под христианским знамением Креста, он захотел отыскать тот самый Крест, на котором был распят Господь. Мать императора царица Елена отыскала Крест Христов, начав раскопки на развалинах Иерусалима, разрушенного в 70 году римлянами.

По обычаю того времени орудия казни зарывали рядом с местом её совершения. В течение последующих трёх столетий на месте страданий Христовых язычники соорудили капище Венеры, а затем вернувшиеся в город иудеи сделали всё, чтобы это святое место забылось. Тем не менее, святой царице Елене удалось разыскать старого иудея, который открыл ей, где находилась Голгофа. Впоследствии этот иудей, по имени Иуда, принял святое крещение. В указанном им месте нашлись три креста, которые чудом сохранились. Здесь же были обретены дощечка с надписью, которая была прибита над главою Христа, и гвозди.

Когда святая царица Елена молилась, чтобы узнать, какой из трёх крестов принадлежал Господу, неожиданно появилась погребальная процессия. По приказанию императрицы к умершему по очереди поднесли каждый из крестов. Когда умершего коснулся Крест Господень, тот ожил.

Узнав об обретении Честного Древа, большое число христиан, живших в Иерусалиме, поспешило поклониться ему. Из-за такого числа желающих Иерусалимскому патриарху Макарию пришлось воздвигнуть Крест на высоком месте, чтобы все смогли увидеть его. За силу воскрешать умерших и давать здоровье больным Древо Креста Христова стали называть Животворящим, за совершившееся через него наше спасение — Честным («драгоценным»).

Часть Креста царица Елена отвезла в Константинополь. Спустя десять лет на месте крестных страданий и Воскресения Спасителя она построила две базилики. Их освящение произошло 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года. На следующий день — 14 сентября (27 сентября по новому стилю) — в построенный храм Воскресения был перенесён Крест Господень. С этих пор стал отмечаться праздник Воздвижения Креста Господня.

Сама царица Елена не дожила до освящения храмов — она умерла в 327 году. Вместе с императором Константином Великим, который первым узаконил христианство в Византийской империи, она была причислена к лику равноапостольных.

Позднее части Святого Древа разошлись по всему христианскому миру, так что в Иерусалиме осталась лишь небольшая часть Креста, которая по сей день хранится в Храме Воскресения.

Поскольку в день Воздвижения вспоминаются страдания Спасителя, христиане соблюдают строгий пост. Богослужение совершается в облачениях тёмно-красного, багряного (символ страданий Христа) или фиолетового (как в дни Великого Поста) цвета. Во многом молитвословия службы Воздвижения сходны с песнопениями Страстной Пятницы.

На утрени Святой Крест выносится на середину храма для поклонения и полагается на аналое, украшенном цветами. При пении тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» священнослужители и верующие трижды совершают земной поклон перед святыней. В течение ещё семи дней после праздника Крест находится на центральном аналое, где ему могут поклониться все приходящие в храм.

Цитата дня

«

Молитва — причащение жизни; оставление её приносит душе невидимую смерть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100