Официальный сайт

22 июня 2025 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Неделя всех святых земли РусскойВ Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он отметил, что следовать за Христом и спастись можно в любое время и на всяком месте, чему пример — святые земли Русской:

«Бывает, мы думаем о том, что нам очень тяжело следовать за Христом — ведь мы живём в такие непростые времена! Нам кажется, что это практически невозможно. Давайте вспомним святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые жили в очень непростые времена — в то время, когда быть христианином означало в любой момент распрощаться с родными и близкими и даже со своей собственной жизнью. И они всё равно следовали за Христом, шли за Ним, потому что ими двигала любовь».

По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором рассказал о том, что такое святость:

«Святость — это не безгрешность в поступках, как многие ошибочно представляют, а в первую очередь способность Бога поставить на первое место в своей жизни. Само слово „святой“ в греческом языке звучит как „агиос“. „Агиос“ — это „не принадлежащий земле“, принадлежащий Небу.

И эта принадлежность Небу начинается не с того, что Бог, глядя на всех нас, вот таких, как сегодня, стоящих в храме, думает: „Выберу-ка Я Себе из них кого-нибудь одного, кто будет принадлежать Небу“, — а с того, что мы вдруг задумываемся над тем, на каком месте в нашей жизни Он находится на самом деле».

 

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. 1934 г. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Начиная с XVI века, в Русской Православной Церкви существовало празднование памяти всех святых новых чудотворцев. Совершалось оно на третий день памяти Крестителя Руси — святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. С течением времени этот праздник был забыт и не вошёл в печатные месяцесловы, а его текст не был издан.

Воссоздать праздник в честь всех святых, в земле Русской просиявших, решили в 1917 году, когда произошли страшные события в нашей стране.

Инициатором воссоздания выступил гениальный историк-востоковед, профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник богослужебного отдела Поместного Собора Православной Церкви 1917-1918 годов.

В своём докладе он отметил: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Дополнение и исправление службы было поручено Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику). Службу почти полностью переписали, из старой осталось лишь несколько песнопений.

Монахиня Иулиания (Соколова)

Монахиня Иулиания (Соколова)

Первое издание вышло в 1918 году. Святитель Афанасий (Сахаров) редактировал службу в течение всей своей жизни. Следующее издание вышло в 1946 году. Окончательный текст выпустили в составе Миней, подготовленных патриархией в 1978-1989 годах.

Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в земле Русской просиявших» в 1930-х годах. Святитель Афанасий разработал композицию иконы и в письмах Марии Николаевне давал рекомендации о составлении иконографии.

Перед написанием образа она изучала жития и другие источники. Так был рождён образ, ставший иконописным воплощением службы Всем русским святым. На ней изображены Киев и Москва как два города, ставших основанием Православной Церкви на Руси.

На иконе также изображены три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней невозможно было изобразить всех наших святых, которых насчитываются тысячи, — это скорее образ святости, чем буквальное изображение.

Цитата дня

«

Мы оправдаемся не сами собой, но верой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100