Официальный сайт

13 апреля 2025 г.

Митрополит Митрофан: Нам нужно научиться слушать и слышать Бога

Вход Господень в ИерусалимВ Неделю ваий митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим! Всех причастников поздравляю с причастием Тела и Крови Господних, которые пусть укрепят душу и тело, веру и любовь к Богу!

Следующий воскресный день — это праздник праздников и торжеств, Пасха, Светлое Воскресение Христово. И, как говорил евангелист Иоанн Богослов, прежде шести дней Пасхи совершилось то, что празднуем мы сегодня. Господь торжественно вошёл в Иерусалим, и Иерусалим встречал Его как никого прежде и как никогда раньше. Огромное количество людей, в руках которых были пальмовые ветви, снимали с себя одежду, бросали под Его ноги, поднимали эти ветви высоко вверх и кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 21:9).

Это необыкновенное воодушевление было вызвано целым рядом причин. О Нём уже знали многие люди как об удивительном Человеке, Который совершает чудеса, исцеляет болезни. Но совершенно непостижимая вещь произошла перед самым Его входом, когда Он воскресил на глазах у многих людей четверодневного мертвеца именем Лазарь, и свидетелями было очень много людей. Слух об этом распространился среди всех паломников, которые собрались праздновать Пасху в Иерусалим.

Конечно, то, что Он входил в Иерусалим, напрямую было связано с надеждами и ожиданиями людей, что наконец-то в Израиле появится царь, который объединит народ, сделает всех счастливыми и благополучными, подарит всем новые возможности и исполнит мечты и надежды всех.

Нам Евангелие рассказывает о том, что Господь плакал над Иерусалимом и говорил ему: «Ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:44). Глядя на этот город, Он плакал о нём и говорил, что не останется там камня на камне, он будет разрушен — а люди ждали от Него, наоборот, что этот город станет ещё лучше, ещё красивее, и та жизнь, которая у них есть сегодня, изменится в лучшую сторону.

Такое ощущение, когда читаешь об этом празднике, что все друг друга не понимают. Каждый думает о своём, и никто не понял, о чём идёт речь.

Господь показал людям, что Он имеет власть над стихиями — укротил бурю на море, имеет власть над бесами — изгонял нечистых духов из людей, пятью хлебами пять тысяч накормил, расслабленного, который тридцать восемь лет страдал у Силоамской купели, одним словом исцелил. А сколько Его наставлений и слов уже ушли в народ и передавались из уст в уста, начиная от Нагорной проповеди и заканчивая теми словами, которые Он говорил в Иерусалимском храме! И при всём этом Господь не смог ни чудесами, ни воскрешением из мёртвых, ни Своими мудрыми словами убедить людей поверить в то, во что они не хотели верить, заставить их пойти туда, куда они не хотели идти.

Разве Он не говорил «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36) много раз? Почему люди эти слова не услышали и не поняли? Разве Он радовался, когда толпа встречала Его криками «осанна», и не говорил, что все Его оставят? Первыми, кто это сделал, была даже не толпа, а Его ближайшие ученики, которые бросили Его и бежали, и Он остался один, когда Его повели на суд первосвященникам.

Люди из поколения в поколение совершают одну и ту же ошибку: они слышат то, что им хочется слышать, и совсем не хотят слышать то, что им слышать не хочется. Господь говорил ученикам: «Я иду в Иерусалим, буду предан в руки человек грешник, Меня убьют, и Я в третий день воскресну (ср. Мф. 20:18-19). А почему они вдруг так удивились, когда Его слова начали исполняться? Потому, что им не хотелось этого слышать.

Им хотелось совсем другого, они спорили об этом и обижались друг на друга, и даже на Него: «Скажи нам, Ты когда придёшь и станешь Царём, кто от Тебя будет сидеть по правую сторону из нас, а кто по левую?» (ср. Мк. 10:37). Считалось, что тот, кто с правой стороны, повыше, попочётнее, кто с левой — вроде бы, пониже. Вот о чём они думают, вот что их беспокоит и заботит: по какую сторону от Него они будут сидеть, — а не то, что Он им говорит: «Я иду в Иерусалим и буду предан в руки человеков грешников» (ср. Лк. 24:7).

Что заботит толпу, которая встречает Его криками «осанна»? Спасение своей души, свои грехи, покаяние, изменение своей жизни? Они очень хотят другой, более счастливой жизни, в которой они займут место лучшее, чем сегодня занимают римляне, которые тогда были на вершине пищевой цепочки, все им подчинялись, все их слушались, все исполняли их приказания, платили дань. Народ думал, что Спаситель им всё то же самое подарит, вместо римлян теперь будут они. Поэтому они так торжественно и громко кричали, так радовались Ему. И поэтому они через шесть дней с таким же воодушевлением кричали: «Распни, распни Его!» — Того, Кто не оправдал их надежд.

Церковь хочет, чтобы мы с вами, сегодняшнее поколение христиан, эту ошибку не повторили, чтобы мы не совершили то же самое. Чтобы мы слышали то, о чём нам Господь говорит, а не выбирали, что нам хочется слышать, а что слышать не хочется.

Давайте вспомним, о чём Господь нам говорит. Он говорит нам о том, что наша земная жизнь — это не единственная жизнь, которую мы живём, что будет продолжение в вечности. И чтобы мы в это поверили, Он воскресил мёртвого Лазаря, показывая, что у Него есть власть над смертью. Он говорил о том, что эта земная жизнь — лишь преддверие жизни вечной. Давайте никогда не будем этого забывать.

Из этого есть простой вывод: значит, наши усилия, энергия, всё, что мы делаем, должны быть направлены не только на то, чтобы устроиться как можно лучше здесь, но и чтобы наша вечность, в которой мы будем жить, была с Богом.

Второе, что мы должны понять и запомнить одновременно с первым: эта вечность не существует сама по себе, она существует вместе с Богом и вокруг Бога. Он Хозяин и Творец всех миров — и этой жизни, и будущей, в которой мы и сможем получить ответы на все наши вопросы. Хотим мы это слышать или не хотим, нравится нам это или не нравится, но Он нам это сказал.

Мы можем выбрать только то, что нам понравилось из Его учения, но это уже будут не Его слова, а наши собственные представления о христианстве. Если вдруг Он какое-то наше желание не выполнит, что-то в этой земной жизни случится не так, как мы хотели и как мы Его просили, из Того, Кому мы кричим «осанна», Он сразу же превратится в Того, Кому мы будем кричать «распни Его». Из Того, Кому мы кланяемся и благодарим, Он сразу превратится в Того, на Кого мы обижаемся и Кому желаем смерти, как это делали иерусалимляне. Церковь хочет, чтобы мы эту ошибку не повторили, и сегодняшний праздник нам об этом напоминает.

Давайте не будем забывать, что кроме этой земной жизни нас ещё ждёт вечность. Но быть с Богом можно не только в вечности, а уже здесь, на земле, если исполнять Его волю и жить по Его заповедям. Давайте внимательно слушать все слова, которые Он нам говорил, все Его наставления, а не только те, которые мы выбрали для себя сами, и тогда наша вера будет цельной, глубокой и настоящей.

Давайте будем помнить о том, что если Он станет центром нашей жизни здесь, то так продолжится и в вечности, и ничто этому не сможет помешать. Тогда мы будем похожи не на тех, кто Его бросил и убежал, а на того ученика, который остался с Ним.

Господь с бесконечной любовью и терпением учил и учеников, и людей. Он не обижался на тех, о ком Он знал, что они от Него отвернутся и предадут. Он не желал им зла, Он не хотел им отомстить, Он не говорил, что на их голову придут муки и кары, хотя они сами их призывали, крича: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Зачем-то и дети им ещё были нужны — вроде бы, хватало только за себя ответить, но они хотели это продолжить и в следующих поколениях, настолько сильно они на Него обиделись, что Он не сделал их вторыми римлянами.

Господь нас любит, Он с терпением относится к нашим попыткам жить по-христиански, к нашим ошибкам, к тому, что у нас не получается, что мы не всё можем и иногда ошибаемся — не один раз, а много раз в одном и том же, как это делали Его ученики и все, наверное, последующие поколения.

Давайте представим, что здесь, в Горловке, появился кто-то, кто исцеляет болезни, воскрешает мёртвых. Конечно, это будет уважаемый человек, и все к нему пойдут — даже те, кого сейчас в храме нет. Но если он вдруг не оправдает их надежд, они поступят с ним так же, как поступили со Спасителем жители Иерусалима, и скажут: «Он нас обманул: мы от него ожидали одного, а он нам дал другое».

Поэтому и нам нужно не чудес ждать от Бога, а научиться Его слушать и слышать — не отдельные слова, а всё, что Им сказано. Если мы это примем, впитаем в себя и начнём так жить, на этом пути мы обязательно встретим Его. Каждый в этом сможет убедиться, и тогда не нужно будет никаких слов.

Я всех вас поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим! Крепкой веры всем желаю, любви к Богу, умения быть с Ним, искать Его и следовать за Ним и в этой жизни, и в жизни вечной! С праздником! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Знать, что Христос умер — это история. Верить, что Он умер за меня — это спасение.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100