Официальный сайт

14 января 2025 г.

Митрополит Митрофан: Быть человеком непросто, но он один во всей вселенной имеет уникальную возможность

Литургия в Васильевском храме посёлка СтожковскоеВ праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Васильевском храме посёлка Стожковское Шахтёрского района. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С праздником поздравляю всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! С престольным днём, с Причастием Святых Христовых и Животворящих Спасительных Таин!

В период между праздником Рождества Христова и Богоявлением в церковном календаре есть такой яркий день, который объединяет в себе несколько празднуемых событий, каждое из которых могло бы стать отдельным большим праздником. Сегодня праздник Обрезания Господня, память святителя Василия Великого и также мы слышим во время Божественной литургии особое благодарственное прошение об окончании прошедшего года и прошение с просьбой благословить начало года нынешнего, потому что по церковному календарю сегодня 1 января.

Рождество Христово — это событие, размышляя о котором, каждое поколение христиан находит его непостижимым и сложным для восприятия умом. Как это — Бог стал Человеком?

Давайте себе попробуем представить нашим ограниченным, слабым умом, кто такой Бог. Это Существо, Которое существует прежде времени, над Которым не властно пространство, Которое Своим словом, желанием, Своей волей сотворило всю вселенную и все те законы, по которым существует мир. Существо, Которое создало Свой образ и подобие — человека — и именно ему вручило землю, чтобы человек здесь царствовал, плодился, размножался и был её наследником. Существо, ничем не ограниченное и непостижимое человеческим умом, бесконечно всемогущее.

А теперь давайте себе представим, что такое человек. Это существо, ограниченное периодом жизни, существо смертное. Существо, подверженное болезням, страданиям, несовершенное во многом, хотя оно и совершеннее всех других творений, и с огромным потенциалом к совершенству.

Как можно, отказавшись от Своего всемогущества, безграничного совершенства, ограничить Себя рамками человеческой природы? В это трудно поверить, это трудно себе представить, а некоторые прямо сразу это учение Церкви отвергли и сказали, что этого не может быть. И задавали даже такой вопрос: а зачем Богу это нужно?

Историями про героев и так называемых богов, которые в определённый период приходили на землю и здесь творили разные фокусы или представления, были насыщены мифы разных человеческих культур. Людям казалось, что проповедь христиан о пришествии в мир Бога, о Боговоплощении, — это красивая сказка о том, как Бог притворился человеком: «Нет, нет, ни в коем случае, что значит стал Человеком? Вы что, не смейте так говорить! Как это Бога можно ограничить сосудом, рамками несовершенной человеческой природы? Зачем Ему это нужно? Он просто понарошку был человеком, Он просто им казался для тех, кто рядом был с Ним, и играл с людьми в такую вот игру, в такой спектакль: Я якобы человек среди вас, посмотрим, как вы будете реагировать на Моё присутствие».

Христиане продолжали настаивать на том, что нет, Бог не притворился человеком, а совершенно стал Человеком во всём для того, чтобы освятить человеческую природу, избавить её от греха, Первым показать пример того, каким был задуман человек, всецело и полностью способный посвятить себя служению Богу, исполнению Его воли. То, что должен был сделать Адам, сделал новый Адам, Спаситель мира Иисус Христос, став Человеком и во всём подвергнув Себя всему тому, что ожидает человеческую природу, вплоть до смерти и воскресения.

С христианами спорили, с ними не соглашались. Всё равно казалось, что это немыслимо и невозможно, что это унижает Божество и Божественность Иисуса Христа, если даже на минутку представить, что Он взял и стал Человеком. Фу, как некрасиво! Зачем это нужно? Как Бог может так Себя унизить?

И вот христиане, настаивая на том, что Христос — Человек совершенный, Который принял на Себя всё, что положено человеку, установили праздновать на восьмой день Рождества праздник Обрезания, так как каждый младенец мужского пола должен был именно в этот день через этот обряд подтвердить своё родство с народом Божиим и свою готовность служить Богу и исполнять Его волю как самое главное в своей жизни.

Быть человеком непросто. Это довольно тяжёлое испытание, потому что человек — это существо свободное. Прямо сейчас, в эту минуту перед каждым из нас тысячи дорог, по которым мы можем пойти. Нам Бог дал возможность выбрать, в какую мы сторону повернём, выйдя сегодня из храма. Кто-то пойдёт делать добрые дела, кто-то пойдёт спать, кто-то, может быть, злые какие-то дела будет делать, которые он задумал. Кто-то, может быть, так и останется равнодушным к тому, ради чего в мир приходил Христос, а кто-то сделает следующий шаг на пути к Богу. И это не все те выборы, которые стоят перед нами, и не так это бывает очевидно, но это происходит с нами каждый день и каждую минуту. Именно такими нас задумал Господь: свободными, могущими этот выбор делать и определяющими свою дорогу самостоятельно.

Человеком быть непросто, потому что нас обуревают страсти и желания, которые, обманывая нас, говорят, что вот здесь и сейчас, в эту минуту мы можем быть счастливыми, начиная от самого лёгкого способа получить удовольствие — поесть, заканчивая страстями, о которых апостол сказал, что человека отвращает от Бога похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2:16).

Человеком быть непросто, потому что всегда наступает в жизни момент, когда нужно будет делать непростой выбор: или следовать за своей верой, своими убеждениями, или найти какой-то более простой обходной путь, более удобный и приятный. Человеком быть непросто, потому что в жизни внезапно встречаются обстоятельства, спотыкаясь о которые, он видит, что его вера подвергается испытанию. Он спрашивает: а за что, а почему, а как?

Человеком быть непросто, потому что в конце концов каждый из нас умирает. А мы не хотим умирать, мы хотим жить. Даже тот человек, который болеет или уже состарился, хочет жить дальше, потому что мы созданы не для смерти, а для жизни с Богом.

Человеком быть непросто, потому что силой веры мы должны преодолеть все те многие страхи, препятствия, сомнения, которые есть у каждого из нас на жизненном пути. И когда мы обретаем Бога, мы не успокаиваемся в этот момент, а наша жизнь получает совсем другое измерение: испытания могут стать тяжелее, трудности могут стать другими.

Но только один человек во всей вселенной имеет возможность уподобиться Богу. Только человек может, пройдя по этому пути, стать богоподобным существом. Только человек имеет возможность принять Бога в себя в такой полноте, в которой это не подвластно никакому созданию. Именно став Человеком, Бог человеку открыл эту возможность и проложил этот путь. Именно поэтому так торжественно и радостно мы празднуем Рождество.

Все ли люди используют эту возможность? Далеко не все. Вы помните, когда Евангелие описывает нам страдания Спасителя, Его крестную смерть, и когда Он на кресте, обращаясь к Своему Небесному Отцу, говорит: Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46). Размышляя над этими словами, отцы говорят, что Богочеловек, Спаситель в этот момент находился в отчаянии. В той крайней точке удаления от Бога, когда человеку кажется, что всё, что он делает, напрасно. Нет никакого смысла ни в существовании, ни в делах, ни в поступках.

А что могло заставить Богочеловека прийти в эту точку, кроме, конечно, бесконечной любви к каждому из нас, чтобы тогда, когда мы окажемся там, быть рядом с нами? Что ещё могло повергнуть Его в отчаяние? Скорее всего, находясь на кресте, — это предположение, мы точно не можем знать, — Он понимал, что всё, что Он делает для людей, большинству людей окажется не нужно вообще. Вот Ты в этот момент проливаешь кровь, страдаешь, исполняешь волю Небесного Отца, но Ты знаешь, что миллиардам людей во всех поколениях всё это будет не нужно. Они пройдут мимо, они на это не откликнутся. Они ударят по протянутой руке и изберут что-то другое, какие-то животные начала, которые есть в каждом человеке. И, конечно, наверное, в этот момент можно не просто отчаяние испытать, — и скорбь, и муку.

Представляете, вот военному скажут: «Ты зря тут в окопе сидишь, это никому не нужно. То, что ты тут воюешь, кровь проливаешь, это всё пустое место. Люди, которые там, сзади, — им всё равно». Наверное, и Спасителю было так тяжело осознавать, что людям, ради которых Он проливает кровь, ради спасения которых Он стал Человеком, пришёл в мир, не очень сильно-то это будет и нужно.

Мы видим, что храмы не переполнены. Людей, следующих за Христом, не большинство, а даже те, которые уже решились называть себя христианами, думают: «Ну, сегодня буду христианином, завтра не буду, сейчас мне это удобно, послезавтра посмотрим». Несмотря на это, в каждом поколении людей, в каждую эпоху есть такие, как Василий Великий, — те, кто, следуя за Христом, отдают Ему и душу, и сердце. Есть такие, которые служат Ему верно, искренне и преданно. Есть те, которые идут за Ним, как шёл за Ним сонм новомучеников и исповедников нашей Церкви. Есть те, которые прославляют Его делами, поступками и своей жизнью, а не только словами. И дай Бог, чтобы среди нас, стоящих здесь сегодня, было как можно больше таких верных последователей своего Спасителя!

Празднуя Новый год, мы очень наивно, желая друг другу перемен, думаем, что они должны случиться сами по себе. Что-то такое произойдёт, и всем станет жить лучше. Это глупо и наивно по той простой причине, что до тех пор, пока мы сами себя не начнём менять, никаких перемен не произойдёт. А даже если они произойдут, нам это ничем не поможет, пока внутри нас эти перемены не начнутся, потому что мы начали трудиться, начали исполнять волю Божию.

Дай Бог, чтобы в Новом году все мы потрудились ради спасения своей души. Каждый из нас увидел то, что в жизни нужно поменять, и не просто увидел, а сделал так, чтобы это произошло. Пусть знание, что Бог по-настоящему стал Человеком ради того, чтобы мы свой человеческий потенциал могли раскрыть, чтобы мы могли ответить на Его бесконечную любовь и на те возможности, которые Его пришествие в мир открыло перед каждым из нас, наполняет наши сердца и души вдохновением, силой, желанием следовать за Христом. Каждому из нас пусть эта возможность, которая у нас есть, откроет ту дорогу, по которой мы будем идти смело с верой и упованием на Христа!

Ещё раз всех вас поздравляю с престольным днём и призываю на всех вас Божие благословение!

Цитата дня

«

Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100