15 января 2025 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Николаевском храме посёлка Веровка
В день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском храме посёлка Веровка города Енакиево. На территории этого прихода освящён источник в честь преподобного Серафима Саровского.
Владыке сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки архимандрит Агафодор (Поляков), настоятель прихода в Веровке протоиерей Владимир Волосов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское протоиерей Георгий Цыганов и клирики Енакиевского благочиния.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он призвал в дни Рождества не ждать чудес, а совершать их самим:
«В нашем обиходе есть выражение „рождественское чудо“. Неоднократно мы все в своей жизни ждём и надеемся, что Господь явит какое-то маленькое чудо в нашей жизни. Преподобный Серафим нам показал, что это чудо находится намного ближе, чем нам кажется. Это чудо — каждый человек, который в своё сердце пускает Бога. Каждый из нас может быть вот этим маленьким чудом для наших ближних».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. Он отметил, что если мы хотим обрести любовь в нашей жизни, нам нужно научиться любить самим:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца!
Сегодняшний день — это отчасти ответ на вопрос, для чего Богу понадобилось становиться Человеком, для чего Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, Слово, стало плотью и Господь пришёл в мир. Для того, чтобы люди получили возможность становиться такими, каким был преподобный Серафим Саровский.
Есть некий предел, которого человек может добиться своими силами. Об этом пределе Господь сказал, когда к Нему подошёл юноша и спросил, что ему сделать, чтобы иметь жизнь вечную. Господь ему ответил: „Ты знаешь заповеди“. Это фундамент, основывать свою жизнь на котором доступно для каждого человека. Они просты, они несложны, в них нет какой-то сверхзадачи.
Когда юноша сказал, что он всё это уже сделал, но у него осталась жажда чего-то большего в отношениях с Богом, чем давало просто исполнение десяти заповедей, Господь ему сказал: „Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною“ (Мф. 19:21). А он увидел у себя в сердце то, что не давало ему это сделать. Он опирался на своё богатство, отказаться от этого и довериться всецело Богу было сложно.
Серафим Саровский — один из тех, кто сделал следующий шаг, кто смог оставить всё, что у него было, отдать всё своё имение и последовать за Христом, вручив в себя всецело и полностью в волю Божию. Дары Духа Святаго, которые он получил взамен: любовь, радость, мудрость и способность к духовному окормлению — это то, что привлекло к нему сотни, а потом и тысячи людей отовсюду, которые хотели получить и его советы, и его благословение, и через него прикоснуться к этой великой благодати.
Благодать Божия продолжает действовать и за пределами земного бытия. Наставления преподобного Серафима, его светлый образ — это одно из сокровищ, которые есть у Русской Церкви и которыми мы очень дорожим.
Нам всем хочется, чтобы нас любили, хочется чувствовать любовь и от Бога, и от окружающих, но начало этого заключается внутри нас самих. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, начинай любить сам. Если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-хорошему, начинай по-хорошему относиться к другим людям. Если хочешь, чтобы прощали твои ошибки и недостатки, начни прощать ошибки и недостатки тех, кто рядом с тобой. Именно по этой дороге следует христианину идти, несмотря на то, что она может показаться ему трудной.
Дорога, на которой мы будем требовать, чтобы все вокруг нас исполняли всё правильно, любили, жили хорошо, а от себя требовать ничего не будем, — это ложь и заблуждение. Это большая ошибка, которую, к сожалению, совершают многие. Нам кажется, что хорошо будет тогда, когда те, кто вокруг нас, начнут делать всё правильно. Нам кажется, что то, что мы делаем и говорим, — это всё исключительно правильно, потому что себя мы любим больше всего. А путь к Богу — это путь отречения от самого себя, от своего эгоизма, сомнения в правильности того, что ты делаешь здесь и сейчас.
Человек иногда даже не замечает, что он что-то делает не так, настолько он убеждён в своей собственной непогрешимости. Хотя бы увидеть свои грехи, увидеть, что мы делаем не так, — это уже великое благо. А увидеть мы можем только тогда, когда мы свою жизнь сравниваем с жизнью таких людей, как преподобный Серафим.
Как только мы начинаем это делать, сразу становится понятно, почему всё так. Не люди вокруг виноваты, а я сам не могу с ленью, гордыней, себялюбием справиться. И человек, если он вдруг увидел свои грехи, не в уныние и отчаяние должен впасть от этого, а через покаяние, через молитву попросить Бога, чтобы Господь Духа Святаго послал и Свою благодать, помог исправить его жизнь. По этому пути дай Бог, чтобы каждый из нас шёл!»
Правящий архиерей поздравил прихожан с днём памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, а настоятеля также с пятидесятилетием, которое он недавно отметил:
«50 лет — это не итог, не подведение какой-то черты. Наша вера помогает нам заглянуть за любые пределы любых цифр, потому что Господь нам обещал жизнь вечную. И для того, чтобы эта вечность была для нас наполнена радостью, у нас ещё есть возможность потрудиться, послужить Богу и сделать добрые дела.
Вы находитесь в расцвете сил. Дай Бог, чтобы Господь вас вразумил, что ещё доброго и хорошего сделать и для Церкви, и для людей. Дай Бог, чтобы вы чувствовали вдохновение и силы трудиться. Нам Господь заповедовал, чтобы мы трудились неленостно всю свою жизнь и не унывали. Спасибо Вам за то, что Вы уже сделали, и Бог в помощь ещё много-много лет трудиться во славу Божию!»
В подарок отцу Владимиру владыка вручил наперсный крест.
В ответном слове настоятель прихода поблагодарил митрополита Митрофана за визит и поздравления, затем хор пропел отцу Владимиру многолетие.
Всем присутствовавшим в храме митрополит Митрофан раздал рождественские подарки.
Один из самых почитаемых на Руси святых, преподобный Серафим, Саровский чудотворец, родился в 1754 году, в семье именитого купца Исидора Мошнина в Курске. Прохор, как его звали до монашеского пострига, с детства находился под особым покровом Богородицы. В семь лет он остался невредимым, упав с колокольни строящегося собора, а позже исцелился от болезни, приложившись к образу Божией Матери «Знамение» во время крестного хода.
В 1786 году он принимает монашеский постриг с именем Серафим, а в 1793 году становится иеромонахом Саровской пустыни вблизи города Саров Тамбовской губернии. Спустя год после этого он ушёл из обители и поселился в лесу в 5 километрах от монастыря.
Три с половиной года дивный отшельник питался одной только травой снытью, тысячу дней и ночей провёл в молитве, стоя на камне. Приходившие к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный Серафим кормил из рук. Будучи физически сильным, он не сопротивлялся напавшим на него лесным разбойникам, и, оставшись до конца жизни калекой, своим смирением обратил грабителей к покаянию.
По молитвам преподобного исцелялись больные, он обладал даром прозорливости. Всех, кто приходил к его келье, он неизменно встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» Преподобный Серафим не уставал повторять, что цель жизни христианина — в стяжании Святого Духа. Об этом сохранилась записанная беседа преподобного с его духовным учеником Николаем Мотовиловым.
Стараниями преподобного Серафима была основана Дивеевская женская обитель в селе Дивеево недалеко от Сарова.
За два года до смерти преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица вместе с Иоанном Предтечей, Иоанном Богословом и сонмом других святых. Преподобный Серафим Саровский отошёл ко Господу в монастыре во время коленопреклонённой молитвы в 1833 году, в возрасте 79 лет.
Мощи преподобного Серафима Саровского после его смерти хранились в Саровском монастыре. 5 апреля 1927 г. большевики вскрыли раку с мощами святого и увезли их в неизвестном направлении. Лишь после распада СССР выяснилось, что все эти годы их скрывали в Ленинградском музее истории и атеизма, расположенном в бывшем Казанском соборе.
Ни в каких описях и списках святые останки не значились. Когда в конце 1990 года музей решили перевести из Казанского собора в другое помещение. При переезде в одном из хранилищ была найдена рогожа, под которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной из них было вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас».
Об этом директор музея сообщил Патриарху Алексию II. Был тщательно изучен акт описания мощей, составленный в момент их изъятия из Саровской обители. Украденные мощи по описанию в точности совпадали с обретёнными. Святыню перенесли в Дивеевский женский монастырь, основанный преподобным Серафимом Саровским, поскольку Саровский монастырь в то время находился ещё в полуразрушенном состоянии. Там мощи преподобного находятся до сего дня.