Официальный сайт

06 января 2025 г.

Митрополит Митрофан совершил всенощное бдение в канун Рождества Христова

Навечерие Рождества ХристоваВ навечерие Рождества Христова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил праздничное всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пели хор собора под управлением протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.

По окончании богослужения хор духовенства и молодёжный архиерейский хор исполнили колядки.

Митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом, в котором призвал христиан в канун Рождества открыть свои сердца для добрых дел и милосердия к ближним:

«В такую, как и сегодня, ночь больше двух тысяч лет назад в мир пришёл Сын Божий. Святое семейство, путешествуя по причине переписи, оказалось в Вифлееме. Они стучали в дома, просясь на ночлег, потому что Деве Марии надлежало родить Младенца.

Мир, в который пришёл Спаситель, оказался не очень уютным и доброжелательным местом, таким он остаётся и до сегодняшнего дня. Ни в один дом их не пустили. Им пришлось найти приют в пещере, куда сгоняли скот, чтобы там переждать ночь. И в этой пещере, в этом хлеву изменилась человеческая история — изменилась таким кардинальным образом, каким её может менять только Бог.

Бог, став Человеком и придя в этот мир, навсегда изменил и мир, и самого человека. Мы только что слышали слова одного из народных песнопений, колядки, о том, что мы ждём Спасителя в этот вечер в наш дом. Хочется задуматься вот над чем: мы все хотим перемен и в своей жизни, и в жизни вокруг нас — хотим, чтобы наша жизнь стала лучше, чем она есть сегодня. На Новый год все желают, чтобы всё стало ещё лучше, чем было. Но как сделать так, чтобы было лучше? „Лучше“ должно само произойти или нужно предпринять какие-то усилия?

Давайте себе представим, что было бы с теми людьми, которые впустили бы Спасителя в свой дом, когда Он туда просился. Не закрыли бы двери перед праведным Иосифом и Девой Марией, не отвернулись бы от них, а сделали бы свой дом их домом на этот вечер? Как бы изменилась их жизнь? Какую возможность они упустили?

Мне очень жалко этих людей. Жалко, что они не поняли, не увидели, Кто к ним пришёл, не осознали, что именно в этот момент они имели шанс кардинально изменить свою жизнь и сделать её не просто лучше, а так лучше, что даже невозможно себе представить. Но этот шанс они упустили, закрыв свою дверь и своё сердце, и жизнь их осталась прежней.

Каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может вспомнить, сколько раз мы могли бы изменить свою жизнь к лучшему, если бы ответили на те возможности, которые предоставил нам Господь, когда кто-то обращался к нам, кто-то просил о помощи, кто-то стоял перед нами и ожидал от нас, что мы протянем ему руку. Мы могли этого не заметить или по легкомыслию, или по жестокосердию, или, может быть, приводя себе какие-то другие аргументы.

Господь милосерд. И раз мы здесь стоим, мы можем не только сожалеть, что упустили какие-то возможности в прошлом, но и надеяться на то, что каждому из нас такая возможность ещё представится не раз. Для того, чтобы наша с вами жизнь изменилась, стала лучше, нужно быть внимательными и не пропускать тех знаков, которые посылает нам Господь, и тех возможностей, которые Он перед нами открывает, когда кто-то обращается к нам и просит о помощи.

Давайте вспомним, как когда-то Спаситель, будучи уже взрослым, уча людей, говорил, что то, что вы сделали одному из меньших сих, Я принимаю как Самому Себе. Если представится такая возможность, как мы поступим? Сможем ли мы впустить Спасителя свой дом? Это то, о чём каждый из нас должен подумать в этот святой вечер.

Всех вас поздравляю с праздником! Рождественского вам настроения и Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!»

 

Икона РождестваВ первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления тогда существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.

В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.

Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, Иисус<…> был лет тридцати (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.

О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворён Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.

Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространённым сюжетом иконописания первых веков.

В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда. Нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.

После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.

В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.

Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.

Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.

Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. августа, от Адама в 5500 г.».

До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.

Цитата дня

«

Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100