07 января 2025 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Рождество Христово
В праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к горожанам с поздравительным словом, в котором призвал христиан в условиях войны сохранить в сердцах огонёк рождественской надежды и радости:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С праздником поздравляю всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Рождеством Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин, которые пусть послужат всем во здравие и спасение, во исцеление души и тела!
В нашу жизнь снова пришло Рождество. Мы снова празднуем это событие, прославляем родившегося Христа Младенца и, несмотря на не самые простые обстоятельства, которые нас с вами окружают, сердце наполняется радостью и надеждой.
Господь пришёл в мир, который оказался не самым гостеприимным по причине того, что человеческий грех способен на многое. Люди, впуская зло в свою жизнь, впускают его не только в своё сердце. Овладевая людьми, оно начинает распространяться и вокруг них. Оно как яд отравляет и человека, и мир вокруг него. В этом непростом месте, где мы бываем слабы, поддаёмся злу и оно руководит нами, Господь, став Человеком, создав Церковь, даёт возможность каждому из нас избрать другую дорогу.
Многие столетия многие поколения христиан учатся жить, следуя за Христом, опираясь не на внешние обстоятельства, а на свою веру, которую они получили как дар от Бога, не глядя на то, что происходит вокруг.
Соблазн поддаться злу и жить как все всегда велик. Так легче, и это в Евангелии называется широкой дорогой, по которой идут многие. А следовать за Христом — узкий путь, которым идут немногие. Но именно этому мы учимся и именно на этом пути мы обретаем полное счастье и подлинный, настоящий мир, о котором воспели ангелы в вифлеемскую ночь: „Слава вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение“.
В первую очередь этот мир начинают ощущать в своём сердце те, кто отдал его Христу, кто последовал за Ним, кто избрал этот узкий путь. Широкая дорога кажется простой и привлекательной только на первый взгляд. Она ведёт в тупик, потому что путь рабству страстям и служения злу разрушает и того, кто пошёл по этому пути, и тех, кто рядом с ним находится. Узкая дорога тоже кажется трудной только на первый взгляд, потому что сначала это борьба, а потом — свобода и мир, полнота радости и счастья, которую дать человеку может только Христос. И самое главное, что этот мир и эту радость не могут отобрать у человека никакие внешние обстоятельства.
В светлый день Рождества Христова мы все находимся в этих непростых обстоятельствах. Война продолжается, и в нашем городе она особенно видна. Дай Бог, чтобы в сердце и душе каждого из нас был тот вифлеемский вертеп, огонёк веры и любви, который бы помогал нам, согревая нашу жизнь, нашу душу и сердце, несмотря ни на что испытывать радость. Радость от общения с Богом, от следования по пути веры и служения добру.
Никто не мешает нам это делать здесь и сейчас, даже в этих непростых обстоятельствах. Дай Бог, чтобы добра и в нашей жизни, и в нашем сердце было больше, и вокруг нас его становилось больше через наши дела. Я всех вас ещё раз поздравляю с праздником, с началом рождественских святок! Призываю испытать радость от общения со Христом в молитве и участии в таинствах Церкви: ежедневно будет совершаться Божественная литургия, и мы можем причащаться Святых Христовых Таин.
Не забывайте и о том, что есть и другой способ испытать радость — это делать добро людям, которые больше всего в нём нуждаются. Идя по этому пути, мы тоже приближаемся к Богу и тоже получаем духовный свет, о котором в сегодняшний день воспевает Церковь Святая.
С праздником! Хорошего рождественского настроения и помощи Божией во всех ваших делах!»
После богослужения колядками и песнопениями горожан поздравили с Рождеством Христовым воспитанники воскресной школы, детский и молодёжный архиерейский хоры собора. Юные исполнители получили подарки из рук владыки.
В первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления тогда существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.
В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.
Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, Иисус<…> был лет тридцати (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.
О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворён Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.
Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространённым сюжетом иконописания первых веков.
В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда. Нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.
После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.
В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.
Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.
Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.
Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. августа, от Адама в 5500 г.».
До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.