11 июня 2023 г.
Престольный праздник отметил горловский храм Всех святых
В Неделю Всех святых митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию во Всехсвятском храме города Горловка. Владыке сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель прихода протоиерей Игорь Бродяной и клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки протоиерей Давид Барахтенко.
За богослужением пел молодёжный архиерейский хор Богоявленского собора под руководством Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он напомнил о том, что к святости призван каждый из нас:
«Мы не можем сказать: „Я не могу стать святым, потому что я молод или стар, или потому что безграмотен“. У каждого человека свой характер, но каждый из нас призван к святости. Что объединяло столь разных людей, ныне причисленных к лику святых? Любовь к Богу».
По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход. Митрополит Митрофан поздравил настоятеля и общину с престольным днём. В кратком архипастырском слове он рассказал о том, с чего каждому христианину следует начать собственный путь к святости:
«Человек — это необычное существо. В нашей природе есть много того, что делает нас похожими на животных и роднит с ними, — это древние инстинкты выживания, самосохранения, продолжения рода. Они очень влияют на наши поступки, на наше поведение. Мы иногда ведём себя как животные.
У человека есть эмоции, чувства, разум — то, что нас отличает от животных. Они помогают нам осознать конечность своего бытия и то, что в жизни нам нужны не только пропитание и продолжение рода, но и что-то ещё. Это делает нашу жизнь намного интереснее, но и одновременно сложнее, потому что эмоции в течение дня меняют наше настроение, восприятие окружающей действительности и очень сильно влияют на нашу жизнь.
Человек, кроме эмоций и чувств, имеет в себе зачатки духа. Это делает его родным тому духовному, невидимому миру, который непостижим с помощью чувств. Это возвышает нас до самого центра бытия, где пребывает Сам Господь, уподобляет нас Богу. Мы в этом смысле не ангелы, а даже выше ангелов.
Совмещая в себе и животное, и эмоциональное, и духовное, мы должны найти баланс. Если мы будем руководствоваться своими животными инстинктами, то будем похожи на животных. Если будем руководствоваться эмоциями и чувствами, то сделаем много ошибок, которые приведут нас в тупик, и этот тупик для нас будет очень болезненным, он будет делать нашу жизнь несчастной. А руководствоваться духом нам очень трудно, потому что это самая сложная часть нашего бытия. Это то, что мы не всегда даже в себе ощущаем и чувствуем. Давайте скажем прямо: достаточно много людей, прожив всю свою жизнь, так и ни разу действия Духа в себе не ощутили, хотя не перестали при этом быть образом Божиим.
Раз мы сегодня стоим здесь с вами в храме, значит, мы даём положительный ответ на вопрос, коснулась ли нас вот эта сторона нашей жизни, ощутили ли мы хотя бы раз в своей жизни присутствие Духа. Раз стоим здесь, значит, хотя бы раз было, потому что иначе смысла сюда приходить никому из нас нет. Но для того, чтобы это было не случайным прикосновением или мимолётным эпизодом в длинной жизни, а настоящим её содержанием, нам необходимо расставить приоритеты правильным образом. То, что связывает нас с Духом и возвышает нас над эмоциональной и животной составляющей нашей человеческой природы, мы должны в своей жизни поставить на первое место.
К сожалению, у многих, даже христиан, так не выходит. Даже посещая храм, читая молитвы, участвуя в таинствах, мы всё равно свою животную или эмоциональную часть ставим на первое место, отдаём ей приоритет, а по поводу духовной думаем, что она как-то сама собой даст о себе знать и проявится в нашей жизни. Так, к сожалению, не бывает.
Если мы научимся спрашивать себя, что нашу жизнь соединяет с Богом и делает близкой Ему, если научимся посвящать этому время, ради этого что-то делать и со своим телом, и со своими эмоциями — а это называется духовными упражнениями, или, на языке отцов Церкви, аскезой, — то тогда дух станет в нашей жизни на то место, на котором он должен быть, и Дух Святой найдёт в нас то, что делает нас Ему родными. Этому надо учиться.
Святые, память которых мы сегодня празднуем, были именно такими людьми, у которых это получилось. Они стали для всей Церкви, для всех поколений людей примером того, что это происходит не случайно с каким-то человеком, которому вдруг несказанно повезло, а с теми, кто отдаёт этому время и силы, посвящает этому жизнь, трудится ради того, чтобы это в его жизнь не только пришло, но и укоренилось и осталось в ней навсегда.
Мы сегодня просим их о нашем вразумлении, о помощи всем нам, потому что мы тоже чада Церкви, мы тоже по этому пути пошли. Дай Бог, чтобы у нас получилось найти в себе то, что делает нас родными Богу, отыскать в себе ту искру, которая возвышает нас и над животным, которое есть в нашей природе, и над чувственным, телесным, которое определяет нас как людей, чтобы мы могли духовную составляющую нашу поставить на самое главное место в своей жизни».
В первое воскресенье после дня Святой Троицы — сошествия Святого Духа на Церковь Христову — празднуется память всех святых как прославление плодов Духа Святого, действующего в Церкви. Празднование было установлено на заре христианства для того, чтобы прославить мучеников, пострадавших за Христа, имена которых остались неизвестными. В этот день Церковь вспоминает всех тех, кого Господь сподобил спасения и святости, но кто остался не прославленным и неизвестным на земле, — для того чтобы почтить и их.
Неделей Всех святых оканчивается пасхальный период и пение Цветной Триоди. После времени торжества Церковь готовится к будням и посту, который называется апостольским, или Петровым. Он начинается в понедельник. В следующую после этой неделю Русская Православная Церковь празднует память всех святых, в земле русской просиявших.