25 мая 2023 г.
Престольный праздник отметил старейший храм Горловки
В праздник Вознесения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Вознесенском храме посёлка Байрак города Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа архимандрит Тихон (Кондрашов) и настоятель Вознесенского прихода протоиерей Геннадий Жирнов.
За богослужением пел хор духовенства Богоявленского кафедрального собора Горловки под управлением протодиакона Максима Дворянова.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Тихон (Кондрашов). Он напомнил о том, что дела веры нужно творить не только в праздничные дни:
«Мы должны составить Тело Христово, Церковь, и веровать не только по воскресеньям и по праздникам, делать добрые дела не только по святым дням, но всегда доказывать, прежде всего, себе, что мы достойны любви Божией и благодати Его, что в середине наших душ нет повода для уныния, распрей, зависти и бессилия духовного».
По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход. Митрополит Митрофан обратился к молящимся с кратким архипастырским словом, в котором призвал христиан не забывать о своём Небесном Отечестве:
«Апостол Павел когда-то сказал, что наше жительство — на Небесах. Что он имел в виду? Мы голову поднимаем вверх, смотрим — там птицы летают, самолёты, но люди там почему-то не живут. В сегодняшний праздник Вознесения мы тоже говорим, что Господь вознёсся на Небеса, но когда мы поднимаем глаза на небо, то не видим там никакого Господа, мы видим совсем другое. О каких Небесах говорил апостол? Что это за праздник сегодня такой — Вознесение?
Вещи, которые мы называем простыми именами, на самом деле не такие простые. В нашем языке недостаточно слов, чтобы их описать, поэтому мы говорим то, что можем сказать. На самом деле речь идёт не о том небе, на которое мы смотрим, когда поднимаем вверх голову. Речь идёт о той жизни, которую современный человек назвал бы другим измерением.
Жизнь человека не ограничивается только этим земным бытием, душа человека бессмертна. После физической смерти человека она продолжает существовать в невидимом мире, который апостол назвал словом „Небо“. Представить себе этот мир, живя здесь, на земле, очень сложно, потому что нам не с чем его сравнить, но то, что он реален, для христианина несомненно.
Апостол говорит нам, что все наши слова, поступки и дела связаны с жизнью в этой другой реальности, и от того, как мы проживаем жизнь здесь, зависит, как она продолжится в новом состоянии. Господь пришёл на землю, чтобы нас научить связывать нашу земную жизнь с жизнью небесной. Он показал, что для этого нужно послушание Небесному Отцу и исполнение Его воли. Он показал, что человек — это не совсем обычное существо, Господь сотворил его в этой вселенной для того, чтобы связать мир земной и мир небесный. Человек может принадлежать телом земле, а душой принадлежать Небу. Мы это видим на примере многих святых, которые нам говорили, что прикасаясь к тому миру, они по-другому видели и эту земную жизнь, учили нас, что нам нужно делать для того, чтобы мы тоже могли этот путь.
В духовный мир проникнуть пытаются многие люди. Иногда с помощью каких-то глупых ритуалов — условно можно их назвать словом „магия“. В своей гордыне они не пытаются соответствовать тому миру, а просто делают попытки принудить его прийти на нашу землю. Но мы знаем, что там живут не только святые, ангелы и Господь, но ещё и злые духи. Тот, кто гордыню, самолюбие и высокомерие не искореняет из своего сердца, а сделает инструментом, с помощью которого попытается попасть в духовный мир, скорее всего, попадёт в совсем другие двери.
Священное Писание показывает нам дорогу, по которой мы должны в этот мир попасть — ту дорогу, по которой перед нами прошёл наш Спаситель. Он хочет, чтобы мы туда попали, и призывает нас по этой дороге пройти. Он призывает нас никогда не забывать о том, что мы не только часть этого земного мира, но и часть невидимого мира духовного, хотя порой нам бывает трудно это осознать.
Церковь хочет, чтобы мы не уподоблялись животным, которые не могут знать конечной цели своего бытия и весь смысл своего существования отождествляют с жизнью здесь. Церковь хочет, чтобы мы всегда помнили, что мы люди, и не забывали о том, что нас ждёт. А ждёт нас это великое призвание — быть со Христом, быть с Богом, быть святыми в этом особом, удивительном, чудесном мире, о котором нам говорит Священное Писание в сегодняшний праздничный день.
Живя здесь, на земле, давайте никогда не будем забывать о том, что наше жительство — на Небесах. Если мы об этом забудем, то потеряем смыслы, ориентиры, а иногда и вообще можем полностью забыть, что значит быть человеком и иметь это высокое призвание — быть с Богом и быть там, где и Он.
Я вас всех поздравляю с праздником! Призываю всегда помнить о том высоком предназначении, которое есть у человека здесь, на земле — соединять эти два мира, и не забывать о том, что духовный мир ждёт каждого из нас».
Накануне владыка совершил всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки.
Первый храм в посёлке Государев Байрак был построен в 1792 году. Вскоре деревянную церковь заменили на каменную. Храм из местного камня с толщиной стен 2,5 метра строился тридцать лет. В 1824 году в нём начались богослужения. По воспоминанию старожилов, звон огромного колокола церкви был слышен в соседних посёлках.
В 1936 году Вознесенский храм закрыли. Перед закрытием церкви в посёлке появился монах — Христа ради юродивый инок Святогорского монастыря Иоанн Босый (Пахомов). Он служил чтецом при храме и предсказывал наступление тяжёлых времён для верующих.
Во время закрытия церкви её священника Николая Горового и диакона арестовали. О дальнейшей их судьбе имеются противоречивые сведения. Христа ради юродивого монаха Иоанна Босого забрали немного ранее. Он был расстрелян в тюрьме города Артёмовска по обвинению в антисоветской пропаганде. Перед смертью над ним издевались — сажали на лёд в стужу. Старожилы свидетельствуют, что когда Иоанна Босого в последний раз увели, в байракском храме заплакали иконы.
Разрушить мощные стены церкви безбожники не смогли — разобрали только деревянную колокольню. Бронзовый колокол храма исчез навсегда. В церкви сделали зернохранилище, а с началом войны устроили конюшню.
В 1942 году на оккупированной территории посёлка Байрак немцы разрешили открыть храм — фашисты в своей политике стремились действовать наперекор советским властям. Церковь восстанавливали всем посёлком. Правда, вместо купола сделали крышу. Богослужения в церкви возобновились и не прекращались даже зимой 1943 года во время сильнейших морозов. В байракский храм стремились сотни людей. Жители вспоминают: на воскресной литургии, когда каждый зажигал свечку, в неотапливаемом помещении храма становилось тепло, по замёрзшим стенам текла вода.
После войны храм не закрывался. Новая волна гонений началась в 1958 году. Власти решили сравнять церковь с землёй. Местные жители встали перед бульдозером и не дали этого сделать. Тогда власти разрешили совершать богослужения, а со временем и отремонтировать церковь, что было большой редкостью в то время.
В 2000-е годы старейший горловский храм увенчался новым куполом и колокольней. 30 мая 2022 года, когда настоятель и прихожане готовились к престольному празднику, на территорию церкви прилетел снаряд. К счастью, обошлось без жертв. Пострадали крыльцо и фасад старинного храма.