В сложные дни мы должны быть вместе и проявить самые лучшие человеческие качества
1 марта, в канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора Горловки. Во время богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с преддверием воскресного дня, Прощёного воскресенья, вводящего нас в святую Великую Четыредесятницу.
Непростые времена переживают наш народ и наша Церковь сегодня. Сначала кратко скажу о себе. Поползли слухи, что я куда-то уехал, где-то пропал. Никуда я не уезжал, и уезжать не собираюсь, потому что архиерей не может куда-то уехать сам, без своей паствы и без духовенства. Тем более, мы не враги и не преступники, чтобы куда-то уезжать. Так получилось, что в Неделю о блудном сыне, когда ещё в стране было относительно спокойно, мы планировали заранее поездку в Святую землю, в Иерусалим, для поклонения святым местам. И в воскресенье после литургии, которую я служил здесь, в соборе, мы улетели в Иерусалим, и там уже во вторник узнали о тех событиях, которые здесь начали происходить.
На Святой земле нам удалось пообщаться с Патриархом Иерусалимским Феофилом, который тоже был очень обеспокоен тем, что происходит здесь, у нас, и сказал, что горячо молится о нашей стране и о нашем народе. И с кем бы мы ни встречались и куда бы ни приходили, люди, которые даже не говорят на русском языке, узнавая, что мы из Украины, всё время спрашивали, что там у нас происходит, потому что переживали и волновались все. В поминальную субботу мы служили в Гефсимании, молились о упокоении погибших, а в воскресенье ночью служили на Гробе Господнем. После службы, в семь утра, уже отправились сюда, домой.
После того, как мы сюда приехали, я сразу же должен был уехать в Киев, потому что в Киеве тоже была непростая ситуация, во-первых, со здоровьем Блаженнейшего Митрополита Владимира, потому что Блаженнейший уже, к сожалению, находится в том физическом состоянии, когда он не может руководить Церковью. Мы были у него в понедельник утром в больнице, в отделении реанимации. И главврач больницы, и врач реанимации сказали всем членам Синода и нам о том, что, скорее всего, в дальнейшем он не сможет уже никогда исполнять свои обязанности, полноценно руководить Церковью, быть Предстоятелем.
Вопрос о том, что дальше будет с Церковью, конечно же, был актуальным, и актуален он до сегодняшнего дня. Мы сегодня молимся и о Блаженнейшем, потому что он заслужил, чтобы умереть митрополитом Киевским, очень много он сделал для Церкви, и молимся о Местоблюстителе — владыке митрополите Черновицком Онуфрии, который в понедельник вечером на расширенном заседании Священного Синода был избран Местоблюстителем. Местоблюститель — это не Предстоятель Церкви. Местоблюститель не принимает самостоятельных решений, но он представляет Церковь по тем или иным вопросам перед государственной властью. Задача Местоблюстителя — представлять Церковь и собрать Архиерейский Собор для выбора нового Предстоятеля, но уже в то время, которое будет для этого удобным и подобающим.
Конечно, события развиваются непредсказуемо, каждый день меняется обстановка, и люди меняются. Бывает интересно смотреть, что кто-то сидит и ждёт, «в какую сторону фуражку повернуть» и на каком языке начать разговаривать. Но люди по большому счёту, я это вижу, растеряны. Растеряны все, и не знают, что делать. Не знают, куда идти, не знают, кого слушать, не знают, в какую сторону смотреть. Одни предлагают бежать направо, другие предлагают бежать налево, но никто не берёт на себя ответственность за происходящее.
В непростой ситуации находится Православная Церковь, потому что на заседании Синода мы прямо услышали обвинения в том, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата не принимала активного участия в событиях на майдане, следовательно, она должна испытывать чувство вины перед всеми теми, кто на майдане стоял. Приходили народные депутаты на собрание Синода, представители так называемого «Правого сектора» для того, чтобы высказать архиереям своё мнение.
Мы знаем, что была попытка захвата Киево-Печерской Лавры в ночь с субботы на воскресенье. Мы знаем, что в непростой ситуации находится Почаевская Лавра. Сегодня есть масса приходов, которые сознательно, вместе с прихожанами на Западной Украине переходят в юрисдикцию Киевского Патриархата. Есть захваченные храмы в Чернигове и в Кировограде.
Я сегодня это говорю не для того, чтобы кого-то из вас напугать, потому что мы находимся в безопасности. Мы дома, на своей земле, и мы из своих храмов никуда не уйдём и никому их не отдадим. Да у нас их никто и не забирает, потому что некому забрать. Мы должны усилить свою молитву о тех, кому сегодня действительно трудно, кто испытывает сумасшедшее давление. Это и православные в Киеве, и Местоблюститель владыка Онуфрий, о котором мы должны не формально молиться, а просить Бога, чтобы Господь ему дал и терпения, и сил, и разума, потому что он один на своих плечах сегодня несёт крест ежедневного общения с разными людьми, которые совершенно разного требуют и хотят от Церкви.
От нас требуют сегодня многого. Но самое главное — нам сохранить нашу Православную веру, не быть теми легкомысленными людьми, которые в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, меняют направление козырька на шапке, а оставаться самими собой. Мы не можем предать свою веру, свой народ, своих людей. Мы можем оставаться только теми, кем мы были вчера, позавчера, и кем, я надеюсь, мы будем завтра, с Божией помощью.
Наступают дни Великого поста, Святой Четыредесятницы. И я вас прошу, давайте мы усилим свою молитву о наших единоверных православных братьях, которым сегодня гораздо тяжелее, чем нам. Я ещё раз подчёркиваю, что мы с вами находимся в относительной безопасности.
Кончено, нам угрожает то, что угрожает всему народу Украины. Вполне вероятно, что в такой анархии, где нет власти, где никто ничем не управляет, где каждый сам за себя, завтра перед кем-то встанет вопрос, за что купить кусок хлеба, за что купить лекарства, во что одеться, как отвести ребёнка в садик или в школу. И я думаю, что мы все эти вопросы должны решать вместе. В первую очередь, наши православные общины. Мы сейчас подумаем о том, чтобы при каждом приходе создать инициативную группу прихожан, которая во главе с настоятелем могла бы оказывать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается, когда кому-то станет очень трудно. Если сейчас перестанут выплачивать пенсии или начнутся ещё какие-то проблемы, мы увидим много людей, которые раньше не считали себя нищими, а у них не будет хватать на кусок хлеба.
У нас есть «автобус милосердия», который ежедневно кормит около двухсот человек нищих, и я думаю, что этих людей будет прибавляться. И мы ни в коем случае не должны эту работу останавливать, а, наоборот, делать всё, чтобы она велась как можно активнее.
У меня в Епархиальном управлении во вторник и четверг приёмные дни. Если есть какие-то вопросы, вы можете приходить и спрашивать. Я не обещаю золотых гор, я не государство и не смогу сделать какие-то дорогостоящие вещи, но кусок хлеба, лекарства — это всегда вы можете найти и на это всегда можете рассчитывать. Потому что мы, православные люди, должны быть вместе. Мы не должны бросать друг друга, особенно тогда, когда нам трудно.
И когда мы будем вместе, когда мы будем друг другу помогать, мы сможем пережить любые трудности. С Божией помощью, конечно. Потому что, как сегодня ни пытаются Церковь в политику втянуть, наша задача — сохранить православную веру, сохранить мир между людьми, не благословлять людей брать в руки оружие и лить чью-то кровь. Потому что те, кто к этому призывал, свою кровь почему-то не проливали, и те, кто громко кричал, покричали и потом куда-то все исчезли. А там, и с той, и с той стороны, остаются простые ребята, которые за всё это расплачиваются.
Нам с вами нужно намного усерднее молиться о тех, кому труднее, чем нам. Непростая ситуация сегодня в Почаеве, непростая в Киеве и во Львове, на Западной Украине. Там людям для того, чтобы сохранить православную веру, сегодня нужно проявлять подвиг исповедничества. И нам нужно быть вместе. Друг другу помогать, друг друга не бросать. Я думаю, что это поможет нам пережить трудности, а дальше будем смотреть, что будет происходить и как нам дальше жить, потому что сегодня пока ничего ещё не понятно.
Приближаются дни Великого поста. Будут совершаться особые богослужения. Поэтому, я думаю, что, как ни в какие другие дни, именно сейчас нам нужно усилить свои молитвы, быть вместе, вместе молиться Богу. Дай Бог, чтобы наша молитва была Богу угодна и чтобы мы своей молитвой помогли тем, кому намного труднее нас.
Я сегодня не переживаю за наши храмы, что кто-то их будет захватывать. Я во вторник проводил собрание благочинных, ещё раз узнавал обстановку по области, по районам. У нас на Донбассе, слава Богу, всё спокойно в этом смысле. Если к нам придут чужие, мы тех, кто с миром пришёл, с миром и любовью встретим, а кто с войной, мы им покажем дорогу обратно. Но мы же — вся Церковь, мы не только кусочек. Если один палец болит, то болит и всё тело.
И завершить своё слово хочу евангельскими словами: «Не бойся, малое стадо». Вспомните, что сказал Господь — что волосы на голове вашей все сочтены, и без ведома Отца Небесного ни один волос с головы не падает. Нам за свои волосы переживать не нужно, за них Господь переживает. Нам нужно переживать за то, чтобы сохранить веру, любовь, чтобы остаться людьми, потому что бывает, что в трудных обстоятельствах люди людьми перестают быть. Нам этого нельзя допустить. Мы, наоборот, должны максимально проявить свои самые лучшие человеческие качества, которые, я уверен, в каждом из нас есть. Божие вам благословение, и храни вас всех Господь.