Протоиерей Виталий Весёлый
Вселенская родительская суббота
Вселенская поминальная родительская суббота. В чём важность этого дня? Поминают ли только родителей? Чем служба этого дня отличается от других? Эти и другие вопросы мы задали протоиерею Виталию Весёлому, настоятелю Серафимовского храма г. Горловка.
— Отец Виталий, расскажите, пожалуйста, что представляет собой великая вселенская родительская суббота? О ком Церковь молится в этот день? Чем служба этого дня отличается от других?
— Эта суббота называется вселенской. Таких суббот всего две в году: Троицкая поминальная и мясопустная. Характер служб в эти субботы носят полностью заупокойный характер. До минимума ограничены поминания святых, всё внимание сосредоточено на поминовении усопших — всех времён и народов, всех сословий и рангов, всех возрастов, родов служений. То есть поминаются все православные христиане, от века отшедшие. А вселенская панихида назначается для того, чтобы можно было помянуть уже конкретно и своих сродников — нельзя же нас лишить возможности проявить любовь к своим самым близким людям.
— Очень многие люди приходят в храм, желая помочь своим умершим родственникам. Возможно ли это? Какая помощь нужна усопшим? Чем мы, ныне живущие, можем им помочь?
— Поминовение усопших — это проявление нашей любви к ним. С моментом смерти любовь не прекращается. И она может проявляться в отношении усопших в особой молитве за них, в раздаче милостыни, в помощи нуждающимся во имя усопших сродников. Вариантов помощи уже отшедшим из этой жизни очень много.
— Нас могут спросить: а как мои добрые дела помогут усопшему близкому? Какая здесь связь?
— Если мы оказали какое-то доброе дело кому-либо — подали милостыню, просто даже утешили добрым словом страждущего, скорбящего человека, — мы можем попросить молитв об усопшем. И человек в благодарность за наше благодеяние помянет наших близких. Ещё мы можем посвятить своё доброе дело усопшему — сказать: «Во имя такого-то раба Твоего, Господи!» Господь прежде всего — свидетель нашей любви. Как сердцеведец, Он видит намерения каждого человека, и поэтому, если Он видит, что мы делаем что-то с желанием помощи нашим усопшим, то, конечно, обязательно изольёт Свою милость на отошедших.
— А в чём эта милость проявляется?
— Цель жизни каждого человека — попасть в Царствие Небесное, то есть быть с Богом в вечности. Милость Бога относительно усопших проявляется в снисхождении к их посмертной участи по молитвам близких. Ведь далеко не каждый умерший жил праведно, вряд ли родственники кого бы то ни было могут быть уверены, что их близкий блаженствует, переступив жизненную черту.
Как соотносятся с этим наши добрые дела и молитвы? Возьмём простой, даже грубый пример. Когда наш близкий заболевает, мы хотим, чтобы о нём в больнице лучше заботились — и мы просим об этом персонал, принося за это попечение какую-то благодарность. И медсестра уже прилежнее будет смотреть за больным. Или, например, тюрьма. Мы знаем, что родственнику там априори плохо — и хотим облегчить положение, защитить его, просим о заступлении или снисхождении, ходатайствуем об амнистии. Так и в отношении умерших. И если люди снисходят к нашим просьбам, что говорить о Господе, Который, видя только лишь наше доброе побуждение (желание загробных благ ближнему), воздаёт за эту любовь — и им, и нам. Тем более Он воздаёт за добрые дела! Это простые примеры, но и преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым употреблял термины, свойственные языку купеческого сословия. Ведь и сам преподобный был из купеческой среды, и потому он стремился донести свои слова так, чтобы они были правильно поняты.
Так что ещё раз повторю: чем больше мы совершим добрых дел, милостыни во имя наших умерших близких, то, где бы они в загробном мире ни находились, не останется незамеченным наше желание им помочь, и Господь изольёт Свою милость на них и облегчит их участь. Даже если душа находится в местах не очень хороших, всё равно какое-то облегчение она получит.
— Часто люди хотят помочь ушедшим близким наиболее удобным для себя способом. Поставить как можно больше свечей за умершего или заказать «самую дорогую службу». Получается, они хотят купить блага для усопшего. А каково православное отношение к смерти и помощи умершим людям?
— Мне кажется, пусть даже люди относятся к этому так. Главное — чтобы это было продиктовано любовью. Пусть ставят, пусть заказывают — но с любовью, с упованием на милость Божью, с пониманием того, что если Господь Свою милость не проявит, то покупай, не покупай — смысла не будет. Если всё будет чёрство, без любви, без упования на милосердие Господне, то, конечно, это пользы может не принести. А если дело будет совершаться со смирением и любовью — Господь примет любые жертвы.
— А как объяснить, что молитва на панихиде или во время службы в Великую поминальную субботу лучше, чем сто свечек, поставленных у всех икон? Очень часто люди невоцерковлённые избегают личного участия в таинствах, в общей молитве.
— Но ведь свеча — это тоже символ жертвы! То есть символ горения, символ любви к Богу и ближним. Если человек ставит свечи в храме — то он совершает жертву, им подаётся милостыня для храма Божьего. Так или иначе, это всё равно идёт на пользу. Лишь бы человек старался понимать: Богу приятно не то, что горят свечи, а Ему приятно, когда как свечи горят наши души любовью к Нему. И не только к Нему, но и к нашим близким, живым и усопшим.
— Чтобы вы пожелали православным людям и тем, кто стоит на пороге своей жизни в Церкви, накануне этого важного дня?
— Важно понимать, что придёт время, и нам придётся уйти из этой временной жизни. Сколько нам ещё осталось прожить — то в Божьей власти. Важно помнить об этом и исправлять свою жизнь по заповедям Божьим, пока ещё есть такая возможность. Не будем забывать и о том, что если мы будем помнить о наших усопших сродниках, то и о нас потом обязательно будет кто-то помнить. Тогда не один, а много людей и нас обязательно будут вспоминать в своих молитвах и просить о нашем упокоении.
Беседовала Екатерина Щербакова