Протоиерей Николай Марковский
Ребёнок хочет реализовать себя в Церкви: как реагировать родителям?
Ребёнок решил, что его будущее связано с Церковью, видит себя священником или монахом — что делать родителям? На что обратить внимание? Как вести себя, если чадо явно не подходит для такого пути? Как выбрать семинарию или монастырь? Что делать, если молодой человек хочет служить Богу и людям, а родители неверующие и не поддерживают? Какие специалисты нужны Церкви? На наши вопросы ответил отец семинариста — протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма п. Зайцево.
Кто выбирает путь служения Церкви?
Ребёнок решил связать свою жизнь с Церковью? Это очень хорошее и благое желание — служить Богу, молиться Ему, трудиться Ему во славу. Однако здесь принципиально важно, из какой семьи этот ребёнок. По моим наблюдениям, жизнь с Церковью связывают три категории людей. Первая — те, кто вырос в церковной среде. Это, как правило, дети священнослужителей или работающих в храме людей. Для них Церковь — их дом, она им родная, знакомая и они без неё себя не видят. В такой ситуации родители только радуются, что ребёнок выбирает служение Богу и людям.
Вторая категория — это люди, которые пришли в Церковь через какие-то скорби или искушения — например, болезни, проблемы, испытания. Как правило, они приходят в храм в осознанном возрасте и нередко решают связать свою дальнейшую жизнь со священническим или монашеским служением.
Третья категория — это молодые люди, которые в Церкви видят нечто эзотерическое, тайное, скрытое от непосвящённых. Как правило, это случайные люди. Когда мой сын поступал, мне довелось пообщаться с юношей такого склада ума. Он поступил, но через время увидел церковную жизнь изнутри и разочаровался. Оказалось, что она совсем не похожа на то, что он себе намечтал. Таким образом, служить Церкви — дело хорошее, но надо смотреть на реальность: готов ли ребёнок к такому служению?
Я говорю об этом, потому что имею определённый опыт. Когда молодой человек, который не вырос в Церкви, приходит в храм — что он видит? Красиво одетого священника, хорошо поющий хор, благочестивых прихожан — то есть внешнюю красоту. Однако реальность не совпадает с такой картинкой, и впоследствии это обнаруживается. Почему так? — потому что красивых больших храмов, расположенных в центре города, мало, большинство же находится на периферии. Там нет хорошо поющего хора, особо красивого убранства, но нередко есть нужда и различные проблемы. Когда молодые люди сталкиваются со всем этим, происходит разочарование: они ожидали совсем другого. Например, внимания, какого-то особого к себе отношения, всего готового — а этого может и не быть.
Правда жизни
Приведу в пример самого себя. С 2014 года я служу в Зайцево. Это разрушенный войной посёлок, в котором есть один храм на 600-700 постоянных жителей. По меркам современного молодого человека у меня очень скромное жалование плюс множество социально-бытовых проблем, которые я на сегодняшний день решить не могу. Помимо этого, моё служение здесь связано с риском для жизни — как моей лично, так и нашей семьи. Но когда я шёл в священники, то понимал, куда иду и зачем, и что в священнической жизни может быть всякое. Почему я это осознавал? Потому что вырос в семье священника и видел священническую жизнь воочию. Моё решение было абсолютно осознанным.
В реальной же жизни молодые люди часто совсем не осознают, на что идут. Человек хочет быть священником, но не готов к тяготам и проблемам такой жизни — которых, сразу скажу, может быть очень много. Поэтому, если молодой человек хочет связать свою жизнь с Церковью, ему надо постараться как можно полнее познакомиться с бытом священства. Для этого мало раз в неделю ходить в центральный храм. Нужно поездить по другим приходам, посмотреть, как там живут, поговорить с духовенством и прихожанами — чтобы знать, что ждёт впереди. Если человек идёт служить Богу, то многие ценности и социальные стандарты, которые приветствуются в современном мире, он может не получить. В Церкви нужно иметь совсем иное мышление и приоритеты. Думаю, что человека с мирскими ценностями здесь, скорее всего, ждёт разочарование.
Какие качества характера нужны, чтобы служить Церкви?
Главное качество человека, избравшего путь служения Церкви — это жертвенность. Священник, идя служить на приход, жертвует очень многим. Зачастую это интересы его семьи, потому что его в любое время могут вызвать причастить, исповедовать, соборовать, послужить — и он должен подняться и поехать. Также он жертвует своими финансовыми интересами — сейчас много приходов, где батюшки в прямом смысле слова выживают. Как я уже говорил, центральных городских храмов мало, и никто не даст гарантии, что вы в них попадёте. Если молодой человек хочет зарабатывать деньги, то ему явно не сюда. В Церкви деньги не зарабатывают, для этого нужно идти в бизнес. Вопреки распространённому стереотипу о «попах на мерседесах», мерседесов у нас нет.
Тот, кто идёт в Церковь, должен иметь готовность жертвовать. Большинство же молодых людей к этому не готовы. Они думают, что священник послужил, приехал домой — и никому ничего не должен, но это не так. Есть приходы, где нужно искать уголь или дрова для отопления храма, изыскивать средства для его ремонта — и это всё очень и очень тяжело. Если молодой человек готов жертвовать своим здоровьем, материальным благополучием, своими интересами ради служения Богу — тогда милости просим. Священство — это не работа, это служение. Мы служим Богу в самых разных условиях, многие из которых не совпадают с желаниями современных молодых людей.
Если ребёнок явно не готов к служению Церкви, что делать родителям?
Если родители видят, что их чадо пребывает в иллюзиях относительно церковной жизни, я бы посоветовал им сначала поговорить с ним, а потом показать реальную приходскую жизнь. Для этого нужно обратиться в какой-нибудь периферийный храм и попросить настоятеля дать молодому человеку какое-то послушание. На приходе всегда есть необходимость в работниках: поработать на храмовой территории, убрать, потрудиться волонтёром, помочь нуждающимся. Опытный священник всегда найдёт мечтательному юноше послушание, от которого вся мечтательность быстро уйдёт.
Как быть, если ребёнок решил стать монахом?
У меня есть твёрдое убеждение, что в монахи может идти только человек, который имеет достаточный жизненный опыт. Я знаю массу случаев, когда молодые люди принимали постриг, а впоследствии разочаровывались. Монашество — это предельно осознанный выбор. Я убеждён, что делать его нужно не в ранней юности, а намного позже. Помню, как однажды ко мне подошёл молодой человек, который сказал, что и он сам, и родители видят его монахом. У него вообще не было никакого жизненного опыта. Я спросил: ты уверен, что спустя годы не бросишь монастырь и не уйдёшь в мир? Он ответит: «Нет, не уверен». «Тогда о каком монашестве может идти речь?» — подытожил я.
Думаю, такому молодому человеку можно предложить пойти в монастырь послушником или трудником. Пусть юноша или девушка возьмёт благословение, поедет, поживёт в монастыре, поработает там — тогда и увидит, что такое монашеская жизнь. Через некоторое время будет ясно, для него она или нет. Монахи — особые люди с особым отношением к жизни. Решение стать монахом должно вынашиваться не пару месяцев, а годами. Так что моя рекомендация однозначна: не спешить и пожить в монастыре послушником.
Как выбрать семинарию?
Как правило, нам ментально ближе те семинарии, которые расположены ближе. Например, у жителей Западной Украины есть Почаевская лавра, они её любят, и потому молодые люди там идут в Почаевскую семинарию. Жители Центральной Украины чаще поступают в Киевскую. У нас большинство священников оканчивало либо Одесскую, либо Киевскую семинарию. Молодому человеку надо прийти на приём к правящему архиерею, который выслушает его и подскажет, куда лучше поступить. Ему обычно виднее, потому что он в курсе того, куда как добираться и где какие требования. Наш владыка всегда выслушивает пожелания ребёнка и его родителей, прежде чем благословить. Думаю, такой способ выбора семинарии — самый лучший.
Как быть молодому человеку, если он хочет служить Церкви, а его родители — неверующие?
У меня в храме пономарит молодой человек, у которого мама неверующая, сам же он очень благочистивый. Повлиять на его маму я не могу и не хочу, потому что считаю, что Господь Сам приведёт такого человека к вере, если на то есть Его воля. А в молодом человеке я вижу искреннюю веру и всячески его поддерживаю, потому что он светится от любви к Богу. Что делать в такой ситуации молодым людям? Положиться на Бога! Переубедить родителей им всё равно не удастся, поэтому пусть Господь Сам разберётся и с ними, и с их ребёнком. Молодым людям я рекомендовал бы заручиться поддержкой священника. Думаю, это не будет проблемой, потому что нам всегда нужны умные, трудолюбивые священники, которые будут служить Богу и людям и трудиться на благо Церкви. Если юноша такой, его обязательно поддержат.
Как не попасть под влияние младостарцев и «особо благодатных батюшек»?
Я очень негативно отношусь к младостарчеству! Оно, к сожалению, до сих пор очень распространено. Знаю, что есть храмы, где организовывают специальные туры «к старцу такому-то». Я бы посоветовал поклонникам «старцев» подумать о том, что истинно святые люди всегда уходили от мира, никогда не стремились к популярности и всячески избегали славы. Такие святые, как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский не бежали к людям — люди шли к ним.
У меня скептическое отношение к младостарчеству, потому я бы посоветовал воздерживаться от паломнических поездок ко всевозможным «благодатным батюшкам». Есть храм, где вам хорошо и комфортно — пойдите, помолитесь, исповедуйтесь, причаститесь. А заниматься духовным туризмом, кататься по всевозможным монастырям и искать себе какого-то особо духовного старца, на мой взгляд, не стоит. И тем более не стоит пытаться пристроить к такому «духовному наставнику» своего ребёнка, это может быть очень опасно.
Есть ли ситуации, когда ребёнку стоит помешать идти служить в Церкви?
Любой родитель прекрасно знает своё дитя. Если папа и мама видят, что ребёнок мнительный, оторван от жизни, полон иллюзий — не надо ему ничего запрещать. Запреты, особенно категорические, не приводят ни к чему хорошему. Всегда можно найти пути, которые помогут избавиться от иллюзий. Мы уже говорили, что ребёнок может поработать на послушании в монастыре или на приходе. Прежде чем это осуществить, родители должны поговорить со священником и объяснить ему ситуацию. Пусть он тоже посмотрит на ребёнка и сделает свои выводы. Поверьте, у батюшки хватит опыта, чтобы разобраться, может тот или иной юноша быть священником или нет.
Когда мой сын поступал, сразу было видно, кто понимает, куда и зачем идёт — и кто оторван от жизни. Конечно, мудрый пастырь не будет делать скоропалительные выводы, он наверняка предложит ребёнку какое-то время послужить при его храме, чтобы понаблюдать за ним, и только спустя время даст свой ответ как родителям, так и их чаду. А вот ломать и запрещать ничего не надо, это только подогреет желание сделать наперекор, приведёт к конфронтации и конфликтам. Зачем вам это?
Другие пути служения
Давайте будем помнить, что служить Богу и Церкви можно не только будучи священником или монахом. Можно быть пономарём в храме, послушником в монастыре, волонтёром, преподавателем воскресной школы, организовывать различные мероприятия. Есть православные СМИ, порталы и сайты, где трудятся журналисты, программисты, дизайнеры, фотографы, редакторы. Можно закончить семинарию или академию и стать преподавателем духовного учебного заведения. Можно изучать богословие или библеистику, заниматься благотворительностью, выпускать православную литературу — областей служения просто не счесть! Причём порой пользы от такого служения ничуть не меньше, а то и больше, чем у некоторых священников на приходе, главное ведь — отношение к своему труду, а не наличие или отсутствие сана.
Любой приход, любая община нуждается в активных верующих людях, готовых помогать Церкви. Это повара, которые нужны при каждом монастыре и храме, певчие и регенты, которые везде на вес золота, профессиональные преподаватели воскресных школ, которых все ищут. А псаломщики, уставщики, просфорницы? Главное — чтобы у человека было желание послужить Церкви, а уж найти форму своего служения он всегда сможет.
Беседовала Екатерина Щербакова