Программа «Христианская этика в украинской культуре». 1- й класс «Дорога Добра»
34 часа (1 час в неделю, всего 30 часов — основное время и 4 часа резервных)
Тема 1. Дорога добра (10 ч)
Занятие 1, 2, 6, 13, 21–23, 27, 33–34
Содержание учебного материала
Урок 1. Дорога Добра.
Ознакомление детей с понятием добра. Примеры добрых поступков как путь к добру. Связь добра и красоты.
Урок 2. Правила движения Дорогой Добра.
Знание и понимание правил и добрых обычаев для движения Дорогой Добра.
Урок 6. Когда добро побеждает зло.
Грех как явление в человеческой жизни, которое портит его. Грех наносит ущерб самому человеку, тем кто окружает его и даже окружающей среде.
Урок 13. Милосердие. Святой Николай.
Мир нуждается в доброте и милосердии. Пример из жизни святого Николая.
Урок 21. Добрые и плохие привычки.
Поступки в нашей жизни. Привычки — поступки, которые постоянно повторяются. Добрые и плохие поступки. Борьба с леностью — причиной многих плохих привычек. Воспитание силы воли, настойчивости, старательности, терпеливости.
Урок 22. Прощение и извинение.
Притча о блудном сыне (адаптированная). Внимание детей обращается на то, как отец любит сына и как сын покаялся перед отцом. Умеем ли мы прощать? Как научиться прощать? Умеем ли признавать свою вину?
Урок 23. Послушание и ослушание.
Ослушание — начало зла на земле. Послушание — проявление любви и доверия. В чем может заключаться наше послушание? К кому? (К родителей, старшим братьям и сестричкам, учителям и другим взрослых, к Богу.
Урок 27. Работа в нашей жизни.
Значение работы для жизни общества. Работа как забота о ближних. Необходимость преодоления лености.
Урок 33. Признательность тому, кто дарит добро.
Важность признательности Богу и людям. Примеры проявления признательности.
Урок 34. Последний урок. Чему научились мы за год?
Что детям более всего запомнилось за время учебного года? Поблагодарить детей за общую работу, пожелать успехов в обучении и интересному и полезному пожилому отдыху. Проведение экскурсии.
Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика
Ученик:
— получает представление о возможностях применения правил христианской морали в собственных поступках;
— определяет моральную окраску поступков литературных героев и в примерах из жизни;
называет некоторые из основных христианских черт и моральные поступки христиан;
сравнивает поступки литературных героев со своими собственными и возможными примерами из жизни;
— понимает потребность изучать Слово Божие и подражать образцам христианских добродетелей;
объясняет определенные признаки добра и зла, содержание желательного поведения ребенка в отношении к Богу и ближнему;
— использует примеры из жизни и книжек для подтверждения собственных мыслей;
высказывает личное отношение и отношение своих близких к христианским ценностям в своей жизни;
характеризует положительные и отрицательные черты человека, которые он хотел бы приобрести или избавиться;
— умеет различать красивые и плохие поступки, мотивы и следствия поступков, а также определенные собственные поступки и склонности к ним;
— придерживается правил духовной безопасности в личной жизни (не обижать, не осуждать других, быть послушным и выполнять доверенность, установки родителей и учителей), правил общения с ровесниками и старшими; во время экскурсий к храму — правил поведения в храме; во время выполнения творческих работ — правил безопасности с предметами работы;
— ориентируется в начальных понятиях религиозной жизни, религиозной символики;
— воссоздает определенные задачи во время музыкальных пауз и танцевальных и игровых движений. Во время подготовки к праздничных спектаклям выразительно воссоздает образы героев и передает эмоциональную окраску события.
Тема 2. Божий мир вокруг нас (14 ч.)
Занятие 3–5, 7, 10–12, 17, 20, 25, 26, 28, 29, 32.
Содержание учебного материала
Урок 3. Божий мир вокруг нас.
Мир создан прекрасно и мудро. В мире есть Творец, Который Своей любовью создает мир и беспокоится о нем.
Урок 4. Человек — замечательный замысел Творца.
Человек как высшее творение Бога. Создание человека. Красота человека. Душа — невидимая часть человека. Красота души. Гармония человека. Задача человека в жизни.
Урок 5. Добро и зло в нашей душе. Совесть — голос Божий.
Проявления совести у человека и важное значение совести для нас. Борьба между добром и злом в нашей душе. Радость от создания добра.
Урок 7. Родительская любовь. Отец наш Небесный.
Драгоценность родительской любви. Признательность родителям и уважение к ним. Отец Небесный и Его теплота, забота и чуткость к людям — Божьих детей. Оказание почестей Богу и признательность Ему.
Урок 10. Храм — Дом Божий.
Значение храма для города. Значение храма для человека. Понятие храма человеческой души.
Урок 11. Книга в моей жизни. Святая книга Библия.
Что такое Библия. Ее уникальность. Библия как учитель мудрости и добрая Книга, которую читают всю жизнь.
Урок 12. Мои учителя. Иисус Христос — Учитель.
Мы — ученики. Значение учителей для нас. Почет к учителям. Чему учит Иисус Христос.
Урок 17. Крещение Господнее. Крещение в нашей жизни.
Событие крещения Исуса Христа. Значение крещения в жизни человека. Праздничные традиции.
Урок 20. Праздник Сретения.
История встречи старца Симеона с Христом — грудным ребенком. Встреча человека с Богом. Условия для нашей встречи с Богом.
Урок 25. Весна природы и весна души.
Весна природы — символ восстановления души человека. Весна души как стремление человека к очищению, желанию стать лучшим. Подготовка к празднику Воскресения Христово.
Урок 26. Лелеять свою душу. Притча о сеятеле.
Евангельская притча о сеятеле. Сравнение сеяния зерна с сеянием в души слова Божьего, что призывает всех к добру. Важность работы над своей душой.
Урок 28. Хлеб наш насущный.
Хлеб достойный нашего удивления, как плод человеческой работы. Почет к хлебу — почет к работе человеческой. Благодарность Богу за хлеб ежедневный. Добрые поступки как пища для души.
Урок 29. Воскресение — победа добра над злом.
Воскресение Христово — важнейшее событие для человечества. История писанки. Пасхальные приветствия.
Урок 32. Для чего мы живем.
Жизнь нам данна, чтобы мы создавали добро и радовались этому.
Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика
Ученик
— получает представление о некоторых исторических событиях, важных для становления государственной, культурной и духовной жизни; про традиции христианских праздников;
— определяет содержание религиозных праздников (их духовную сущность), значение в своей жизни заботы Бога, заботы родителей и ближайших родственников;
— называет некоторые из основных христианских праздников и признаки их празднования в семье, признаки христианских обычаев (Святой вечер в родственном кругу, колядки на Рождество Христово, освящение воды на Крещение Господнее, изготовление писанок и пасхальных яиц на Пасху, освящение куличей и т. п.);
— сравнивает знание о своем роде, семье со знаниями других детей, определяя общее и отличное в жизни разных семей своих ровесников;
— понимает важность взаимоуважения и любви в семье и между другими людьми, влияние на душу человека добрых и злых поступков;
— объясняет, как надо помогать людям в разных жизненных ситуациях по законам добра (правилами движения Дорогой Добра);
— использует знание о гостеприимности, заботе о ближних, о милосердии и щедрости во время праздников и в повседневной жизни христиан, привычки в организации досуга;
— высказывает собственные мысли о значении в своей жизни семьи и родного края, о своей любви и обязанностях относительно сохранения красоты родного края и добрых взаимоотношений между членами семьи;
— характеризует признаки христианских и родственных праздников, содержание отдельных действий и поступков людей во время проведения этих праздников;
— умеет различать праздники христианские и праздника светские (нерелигиозные);
придерживается правил празднования религиозных праздников, оказание почестей памяти умерших, празднование выдающихся событий в жизни страны и т. п.;
— ориентируется в содержании праздников Святого Николая, Праздников Святого вечера, Рождества Христова, Крещения Господне, Сретенье Господне, Великого поста, Пасхи;
— изготавливает собственноручно подарки для близких и друзей к праздникам Рождества, дня Матери и др.;
— умеет передать в рисунке с помощью цвета и линии расположение духа, внутреннее состояние;
Тема 3. Украина благословенная (10 ч.)
Занятие 8, 9, 14–16, 18, 19, 24, 30, 31.
Содержание учебного материала
Урок 8. Моя родня. Моя семья.
Родные — это люди, с которыми мы начинаем общаться из первых дней своей жизни, которые беспокоятся о нас, которые нас любят. Важность взаимной любви в семье. Почет к старшим членам семьи. Обязанности взаимной заботы в семье.
Урок 9. Наш род. Мы — христиане.
Осознание рода как непрерывной связи поколений. Сохранение чести рода, его добрых черт. Христианская вера — важная черта моего рода и моих предков. Значение веры для жизни.
Урок 14. Праздник Рождества.
Евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа. Значение праздника Рождества для людей.
Урок 15. Празднование Рождества в Украине.
Подготовка к разучиванию с детьми народного спектакля «Вертеп», колядок.
Урок 16. Праздник в нашем доме.
Праздник как возможность проявления заботы, гостеприимности, щедрости. Важнейшие праздники для христиан.
Урок 18. Земля наша родная.
Красота и богатство Украины — в ее природе, культуре, людях. Любовь к Родине, важность нашей работы для нее.
Урок 19. Украина — страна благословенная.
Благословение апостола Андрея. Святой князь Владимир. Значение Крещения для нашего народа.
Урок 24. Тарас Шевченко в детстве.
Богатство души поэта из детства, несмотря на нелегкую судьбу. Постоянное стремление к знаниям и к прекрасному. Молитвы маленького Тараса. Забота Шевченко о духовном просвещении украинцев (перевод псалмов, «Букварь»).
Урок 30. Красота и богатство пасхальных обычаев в Украине.
Пасхальные обычаи и традиции в украинской культуре.
Урок 31. Самое дорогое в мире — мама.
Подвиг материнской любви. Признательность детей маме.
Государственные требования относительно уровня общеобразовательной подготовки ученика
Ученик
— получает представление о любви Бога к людям и ко всему живому, о красоте и гармонии мира, о Божественном плане создания человека, о человеческой душе и ее проявлениях (некоторые начальные понятия);
— определяет образ жизни человека и правила поведения человека в мире (на примере отношения к природе, к произведениям искусства, культурного достояния Украины);
характеризует свойства человеческой души, ее красоты; действие греха и его следствие в жизни людей;
— сравнивает красоту человеческой души персонажей художественных и художественных произведений и близких ему людей (по собственному опыту);
— понимает, как человеку необходимо вести себя по определенным законам христианской этики (прощение, извинение, послушание, милосердие, сочувствие, признательность), понимание совести как голоса Божьего, понимание молитвы «Отчее наш»;
— объясняет некоторые проявления жизни души — голос совести и переживание человека относительно чужих и своих плохих и хороших поступков;
— использует собственный опыт религиозной жизни для объяснения христианских мировоззренческих ценностей (беречь и воссоздавать христианские обычаи в семье и собственной жизни, прислушаться к голосу совести), уважение к религиозным чувствам других людей;
— высказывает собственные мысли относительно поведения и поступков людей;
— характеризует христианские праздники и их значение для жизни души (радость, удовлетворение, творческий подъем и т. п.);
— умеет различать музыкальное расположение духа, значение цветовой гаммы для передачи разных чувств и настроения человека, своего собственного расположения духа; что нравится, чего хочет достичь, первые шаги рефлексии (самоанализа);
— придерживается правил духовной безопасности относительно отрицательных духовных явлений (не проникаться предрассудками);
— ориентируется в понятиях Библия, Бог, Иисус Христос Сын Божий, Дух Святой, Матерь Божья, храм, христианский праздник, притча, некоторые христианские добродетели, грех, святость, благодать;
умеет воссоздавать в рисунках и творческих роботах свое отношение к миру добра и зла, к своим ближним.