Мария Цырлина
7 уроков книги Товит
Героя этой второканонической ветхозаветной (не сохранившейся в древнееврейском подлиннике и потому не вошедшей в первый канон Ветхого Завета) книги знает каждый православный христианин. Его имя упоминается в молитве идущего в путь: «спутника Ангела Твоего, якоже Товии иногда (т.е. когда-то) пошли сохраняюща…»
На фоне других книг Ветхого Завета Товит — необычайно добрая и светлая. В ней нет призывов к отмщению врагам или рассказов о жертвоприношении животных (за исключением… рыбы). Даже грешники в этой книге не караются Богом. Напротив, Господь действует против несправедливости этого мира тихо и незаметно, кому-то давая повод для ропота, а кому-то — показывая, что именно сейчас время стать соучастником Бога в добрых делах, но пока ещё не время для уничтожения зла на земле.
Урок 1. Отношение к людям
Действие книги происходит в столице Ассирийского царства Ниневии в 600-х годах до Рождества Христова. Северное Израильское царство пало под натиском ассирийских завоевателей. Десять колен Израилевых из двенадцати уведены в плен, из которого практически никто не вернулся. Южное Иудейское царство со столицей в Иерусалиме смогло дать отпор ассирийцам и просуществовало до 588 года до н.э., когда Иерусалим был разрушен Навуходоносором, а остаток народа уведён в вавилонский плен.
Для многих жизнь в ассирийском плену была не такой уж плохой. Главная цель переселения покорённых народов в Ассирию была воспрепятствовать восстаниям, которые те бы непременно подняли, если бы остались на своей родной земле. На чужбине человек становится слабым. Он теряет силу воли и любовь к жизни. Постепенно он приспосабливается, но это уже другой человек, чужой для своих, так и не ставший своим для чужих.
Многие пленные израильтяне устроились на новом месте. Кто-то завёл своё дело и даже сумел заработать себе состояние. В числе таких был Товит. Его родственники устроились ещё лучше и стали важными чиновниками при царском дворе. Благодаря этому Товит смог избежать репрессий. А они были.
Ассирийцы легко расправлялись с непокорными — теми, кто не подчинялся каким-то законам. Царские воины устраивали настоящую бойню на улицах и там же бросали тела казнённых. Товит тайно погребал их. За это его тоже могли убить. Он жертвовал своей жизнью ради тех, кто уже умер. Зачем? Товит умел видеть в человеке образ Божий, икону Создателя, к которой просто не мог относиться без благоговения.
За это к нему был послан Ангел Божий. Товит отправляет своего сына Товию за сокровищами, которые когда-то отдал на хранение своему другу. Спутником Товии становится Архангел Рафаил. Это имя значит «исцелил Бог». Свт. Григорий Двоеслов по поводу ангельских имён говорит: Ангелы Божии «у нас носят имена по служениям».
Архангел является Товии и его сыну под видом обычного человека. Никто из них так и не смог понять, кто перед ними. Тем не менее, они относятся к нему так, как было бы достойно относиться к Ангелу: потому что привыкли видеть в каждом человеке Божий образ.
Так относиться к человеку может быть опасно для жизни. Товит едва не поплатился ею за погребение погибших от меча и пережил изгнание, а его сын Товия жертвует собой ради отца: в то время путь через пустыню мог закончиться смертью. Мать Товии оплакивает его после ухода, как умершего.
В нашей жизни мы встречаемся со многими людьми. Мы не знаем, с кем разговариваем: будущими святыми или грешниками. А может, через нашего собеседника прямо в эту минуту действует Сам Бог, помогая нам в жизни? Или это вовсе не человек, а Ангел? Книга Товит учит правильному отношению к человеку. Но помните, что это может быть опасно.
Урок 2. Отношение к выбору спутника жизни
В пути Товия встретил свою будущую жену. Как следует христианам искать спутника жизни? Товии супругу выбрал Сам Бог, устроив их встречу, хотя шёл юноша совсем не на поиски невесты. Порой и нам лучше довериться Богу в таких вопросах и просто делать то, что нам поручено. А нужная встреча обязательно произойдёт в своё время и в своём месте.
Критерии, по которым христианин сможет узнать свою спутницу жизни, указывает сам Ангел: Девица прекрасная и умная; она предназначена тебе от века, и ты спасешь ее, и она пойдет с тобою (Товит 6 гл.). Понятие красоты и ума у каждого своё, но наш избранник непременно должен им соответствовать. Христианин также должен быть уверен, что этот союз не уведёт его от пути спасения, но, напротив, послужит ему: и ты спасешь ее. Красота красотой, но главное в браке — взаимное послушание друг другу и готовность разделить на двоих все невзгоды: и она пойдет с тобою.
Урок 3. Отношение к животным
Вместе с Товией и Архангелом в путь отправляется собака. В конце книги, когда долгое и увлекательное путешествие Товии завершилось, автор снова упоминает, что вместе со спутниками вернулась и собака. Это очень трогательный момент книги Товит. Наверняка автор сделал второе упоминание, чтобы никто из читателей не переживал за собаку: не потерялась ли она в пути, не случилось ли с ней чего?
Многие сегодня бросают преданных им питомцев, уезжая в далёкие страны. Товии не нужно было навсегда покидать свой дом. Он мог бы оставить собаку в её родном месте, где за ней присмотрели бы родители, а потом к ней вернуться. Но он берёт её с собой, чтобы она не переживала из-за разлуки с ним.
Некоторые и вовсе не хотят держать животных в доме или во дворе храма, думая, что те каким-то образом могут помешать молитве или якобы даже чем-то осквернить святое место. Присутствие собаки не помешало не только молитвенному правилу Товии, которое он ежедневно совершал, но и его дружескому общению с Ангелом, а в конце книги — даже составлению своей собственной благодарственной молитвы.
Урок 4. Отношение к богатству и бедности
Книга Товит поражает равнодушным отношением к богатству. Когда-то у отца Товии было огромное по тем временам состояние. За свою праведность он поплатился им: у него отняли всё, а его самого выслали из города — просто за то, что он предавал земле казнённых царём. Товит лишился всего, кроме десяти талантов серебра, которые успел отдать на хранение своему другу.
После смены правителя он смог вернуться. Старый, нищий человек, престарелая жена которого вынуждена наниматься на общественные работы и прясть шерсть. Бывший богач теперь возмущается, если супруга приносит домой плату сверх условленного. Он воспринимает бедность как должное. Не чувствует, что это его в чём-то ущемляет, и потому не радуется новым приобретениям.
А десять талантов серебра? Это было очень большое богатство — свыше 409,5 кг серебра. Только решив просить у Бога смерти, Товит подумал, что неплохо было бы вернуть эти деньги, ведь у него остаётся взрослый сын. Товия отправляется за этими мешками с чистым серебром… Он тоже идёт по стопам отца в отношении к богатству и с радостью готов отдать своему спутнику половину всего, что получил.
Товита беспокоят совсем другие проблемы, чем вопрос денег. В мире для него есть гораздо более тяжёлые вопросы, чем бедность, и никакое богатство не может их решить. Поэтому он просит у Бога смерти. А получает — жизнь и исцеление.
Урок 5. Отношение к милостыне
Имена Товит и Товия имеют в себе корень «тов», который в древнееврейском языке означает «добро». Добрые дела и милостыня избавляют от смерти не только того, кому их оказывают, но и самого дающего. Они не зависят от бедности или богатства, — считает Товит. Вот его поучения, которые он даёт своему сыну:
Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие.
Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу;
ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды,
ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму.
Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним (Товит 4:7-11).
Вернувшись в свой дом из изгнания, утомлённый переездом и дальней дорогой, Товит устраивает праздничный ужин для своей семьи. Пусть он возвратился нищим странником, и особой роскошью этот ужин не отличается, но перед тем, как сесть за трапезу, Товит велит своему сыну пригласить к ней какого-нибудь нищего. Одного — для двоих нищих ужина, пожалуй, не хватит. Уставший Товит ждёт и не утоляет свой голод, пока сын не приведёт ещё кого-нибудь голодного. Это милостыня гораздо большая, чем целое состояние. Однако сын возвращается и говорит, что видел человека, убитого ассирийцами. Товит встаёт и идёт погребать мертвеца…
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что милость — это свойство Божие. Благодаря ей мы все существуем: «Видишь, какая сила милости Божьей? Она произвела все, она создала мир, она сотворила ангелов, единственно по благости. Итак, будем милостивы к ближним».
В конце книги приводится ещё одно поучение о милостыне: на сей раз из уст Архангела Рафаила.
Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото,
ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать (Товит 12:8-9).
Архангел открывает Товиту и Товии ещё одну тайну: когда мы творим добрые дела, Ангелы в это время находятся рядом с нами. Не образно, а вполне реально.
Урок 6. Отношение к обстоятельствам
Жизнь христианина складывается не из одних только молитв, благочестивых размышлений и богоугодных дел. В ней бывает место и искушениям, и мелким неприятностям, о которых порой стыдно и говорить.
Праведный Товит, благочестиво погребавший умерших, лёг спать вне своего дома: по иудейским законам прикоснувшиеся к мертвецу считались нечистыми до восхода солнца и не могли входить в дом. Воробьи испражнились в его глаза, и он ослеп. Постыдный и скверный случай. Наверняка многим из нас неудобно говорить о подобных вещах друг с другом и, тем более, с Богом. Но Бог слышит наши молитвы, как услышал Он плач Товита.
Мы часто думаем, если что-то позорное приключилось с нами, это значит, Бог нас оставил. Господь не отвечает на вопрос, почему так случается иногда, но даже в самых мерзких и позорных неприятностях Он сочувствует нам и спешит помочь.
Молитва отчаяния Товита — не только о той неприятности, которая с ним приключилась. Он живёт в плену, на чужбине. Каждый день он видит на улицах убитых людей, которых даже не разрешают погребать. Может ли что-то обрадовать после этого? Можно ли это забыть, даже когда жизнь наладится?
Жители Горловки, Углегорска, Дебальцево, Иловайска уже не смогут ходить по своим родным улицам с прежней безмятежной радостью, благодаря Бога за какое-то удачное приобретение или обсуждая текущие дела. Те, кто видел здесь разорванные снарядами тела, уже не смогут. Жители города Кировского не будут с прежней безмятежностью молиться в своей отстроенной церкви: их храм был разрушен снарядом прямо во время богослужения и погрёб под собой людей. Никто из жителей Донбасса не почувствует себя отдохнувшим на берегу Зуевского водохранилища: здесь погибли от сброшенных бомб отдыхавшие на пляже дети.
«Лучше мне умереть, чем жить!» — восклицает праведник. Даже если всё наладится, мы сами внутри себя уже не сможем стать прежними и забыть то, что пережили. И в этот момент, когда мы понимаем, какая гадкая штука — жизнь, — важно не отвернуться от Бога. Важно честно поговорить с Ним об этом. Не развернуться и уйти в темноту, а рассказать Ему о том, что очень хочется это сделать. Прямо так и сказать: я больше не могу, помоги… Можно красивыми словами, которыми молился Товит: «Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня». Или какими-то другими, но сказанными искренне, от сердца. Довериться Ему и во что бы то ни стало остаться с Ним…
Что отвечает Бог на это? Он отвечает действием. Не существует слов, которые могли бы утешить человека, видевшего всю полноту горя на земле. Бог действует мгновенно: Он посылает Своего Ангела, чтобы исцелить тех, кто плачет. Святитель Димитрий Ростовский: «Молится старый и слепой праведный Товит в плену, в великом ассирийском городе Ниневии, живя в нищете и бедствиях: „Лучше мне умереть“. Но не отчаивайся в Божией милости, праведный муж! Ещё быстрее орлиных очей будет зрение твое! Плен твой превратится в свободу и нищета в богатство! Только уповай на Бога!»
Само исцеление не приходит мгновенно. В случае с Товитом оно наступает лишь в одиннадцатой главе этой книги. Путь к нему долог и непрост. Но оно обязательно произойдёт. Бог найдёт для отчаявшегося человека то, что придаст смысл его временной скорбной жизни, заставит утешиться хотя бы немного и ощутить жизнь как дар Божий. Что-то, что заставит поблагодарить Его за этот дар. А пребывать в благодарности Богу — это и значит обрести радость.
Урок 7. Отношение к чуду
Мы часто не верим в чудо. Православные христиане любят повторять: чудеса нужны были на заре Церкви, а сейчас их нет и нет в них необходимости. Некоторые, напротив, просят у Бога чуда или даже требуют его. Праведный Товит не просил. Он смиренно ждал, когда закончится его жизнь, полная страданий. Именно за своё смирение он получает чудо как дар и прозревает.
Не требовала ничего от Бога и девушка Сарра. Каждый раз, когда ей находили жениха, демон убивал его прямо на брачном ложе. Сарра просыпалась рядом с мертвецом. И так семь раз…
Святитель Димитрий Ростовский: «Что делал демон в комнате Сарриной? Мы знаем, что он не имел над ней власти, та девица не была бесноватой, и бес боялся её, как целомудренной и святой. Сидел там демон тайно, где-то в углу, как вор, желающий что-нибудь украсть…»
По велению Ангела Товия изгоняет беса жертвоприношением… сердца рыбы. Это странное действие объясняет святитель Димитрий Ростовский: «Подобным образом Бог покорил демона игранию гуслей Давидовых, ибо, когда он мучил царя Саула, а Давид, взяв гусли, пел, играя на них, демон отступал от Саула… Сердце и желчь той рыбы были только образом врачевства, а под этим образом действовала ангельская сила». Желчью рыбы исцеляются слепые глаза престарелого Товита.
Рыба долгое время была символом Христа в раннехристианской Церкви, поскольку первые буквы греческого написания «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» образовывали слово «рыба» по-гречески. Боясь гонений и доносов, христиане пользовались изображением рыбы как тайным знаком, о значении которого никто из посторонних бы не догадался.
Джотто ди Бондоне. Архангел
Многие скажут: ведь Ангел мог просто всех исцелить. К чему все эти сложности? Бог хочет творить чудо нашими руками. Товия поучаствовал в спасении своей невесты и родного отца, поймав рыбу и совершив определённые действия, которые велел ему Архангел Рафаил.
Последнее чудо, которое совершается в этой книге, — падение Ниневии и царства, поработившего семью Товита. Исторически это 606 год до Рождества Христова. Престарелый Товит застаёт это событие и радуется освобождению. Теперь он и все его соотечественники могут вернуться на родину. Впрочем, он сам же советует своему сыну переселиться в благополучную Мидию, а не возвращаться в разрушенную войной страну — предвидя новый, вавилонский плен…
Бог отвечает на все просьбы Товита и разрешает все его проблемы: слепоту, бедность, неустроенность жизни сына, плен. Нужно лишь только подождать и довериться Ему. Даже если порой ждать приходится долго.
Название книги Товит также можно перевести как «доброделание». В основе нашего отношения ко всему должно лежать стремление к добру. И помните, когда мы его творим — с нами Ангелы.