04 марта 2021 г.
Учёт возрастных особенностей школьников в процессе духовно-нравственного воспитания
Доклад педагога-психолога МОУ г. Горловки «Школа № 7» Оксаны Леонидовны Мацкевич на методическом семинаре «Православная встреча. Великий Пост» в Горловке. Публикуется без изменений и сокращений.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова нравственность определяется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, обусловленные этими качествами».
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевич писал: «Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. НЕ учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человеком его надо сделать».
Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Духовно-нравственное воспитание учеников требует обязательного учета возрастных особенностей их личности, т.к. существуют сензитивные периоды не только интеллектуального, но и нравственного развития ребенка.
Психологические особенности нравственного развития школьников
Младший школьный возраст
К моменту поступления в школу дети уже прошли первый этап нравственного развития, т. е. они обычно уже обладают достаточным запасом знаний о том, что хорошо, а что плохо, что можно и надо делать, а чего делать нельзя в той или иной знакомой для них ситуации. Однако нравственные требования общества младший школьник хотя и знает, но не всегда признает их обязательными для себя.
У младших школьников появляется повышенный интерес к правилам поведения, к тому, «как надо поступать». У них пробуждается желание давать поступкам нравственную оценку с помощью критериев, заимствованных у взрослых. Они начинают требовать от других детей соответствующего этим критериям поведения. Однако сами не всегда выполняют данные правила поведения, так как желания у них легко пересиливают моральный запрет. Неумение преодолевать трудности приводит к разрыву между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением. При этом такое расхождение не вызывает у младшего школьника недовольства собой.
Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным побуждением (желанием помочь товарищу), но закончившийся неудачно, расценивается ими как плохой.
Еще одна особенность данного возраста: ребята часто прямолинейно воспринимают призыв учителя быть честными и правдивыми, не признают никаких исключений из правил. Например, они склонны без всякого стеснения выражать свое мнение о неудачном исполнении гимнастического упражнения их товарищем. Учитель, делающий в связи с этим ученику замечание, часто слышит в ответ: «Вы же сами говорили, что всегда надо говорить правду, а Коля ведь на самом деле неуклюжий толстяк!». Поэтому, призывая учащихся к правдивости, учитель должен в то же время объяснять им, что не всякая правда должна публично высказываться, что надо щадить чувства товарища, проявляя при этом другое нравственное качество — тактичность.
Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Поведение младшего школьника часто определяется ситуацией: он может быть нравственным в школе или дома, но вести себя безнравственно на улице.
Нужно учить младших школьников умению анализировать свои поступки, соотносить их с ранее усвоенными понятиями добра и зла. Неслучайно, именно с этим возрастом в православной традиции связано таинство первой исповеди. Очень важно, чтобы в этом возрасте ребенок научился подчинять нравственным требованиям свое поведение, ставить «надо» выше «хочу», слышать свою совесть, осознавать свои поступки, переживать о содеянном и искренне раскаиваться в грехах. Необходимо привлекать детей к посильным добрым делам, помощи другим людям (не только родителям), заботе о животных. Так дети будут учиться переживать радость от собственных добрых дел по отношению к окружающим.
Подростковый возраст
При нравственном воспитании подростков следует учитывать, что их потребности и интересы во многом отличаются от таковых у младших школьников. У подростка среди нравственных ценностей на первом месте стоит товарищество; у него формируется эталон «настоящего товарища», и если собственное пове¬дение не соответствует этому эталону, то в отличие от младших школьников, такое расхождение остро переживается подростком (он считает себя ябедой, предателем и т. п.). На этот эталон большое влияние оказывают нормы поведения наиболее предпочитаемой подростком группы сверстников.
Большое значение для подростка приобретает их мнение. В этот период детей тянет друг к другу, их общение становится настолько интенсивно, что говорят о подростковой «реакции группирования». Для подростка важно входить в группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется.
Требования подростка к себе определяются не только образом «настоящего товарища», но и идеалом человека вообще, соответствующим образу тех людей, которыми он восхищается и которым стремится подражать (и чаще всего это не родители).
В 14-15 лет взаимопонимание и откровенность школьников с родителями самые низкие, а конфликтность высокая.
Нравственные нормы подростка неустойчивы, требования к себе носят хаотичный характер («сегодня буду добрым, а завтра — смелым») и часто не могут выдержать конкуренции с другими побуждениями. Остается у подростков и моральный формализм: для них все еще большое значение имеет внешняя форма поступка, а не внутреннее его содержание.
Подростки, по сравнению с младшими школьниками, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях — сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности — все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды. Вместе с тем ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего возникает потребность в самосовершенствовании.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: способность к осознанному усвоению нравственных понятий, сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Эти новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в различную социальную деятельность.
Учитывая возрастные особенности подростков, важно содействовать формированию у них умения осознавать, анализировать, прогнозировать и оценивать собственные и чужие поступки, делать верный с христианской точки зрения моральный выбор. Для этого можно использовать методы: анализ литературных источников, этическая беседа, моделирование ситуации. Большое значение имеет доверительная беседа на актуальные и трудные для современного подростка темы. Также необходимо приобщать подростков к христианским духовным ценностям через коллективные дела милосердия, участие в социальных проектах.
Так как одной из возрастных особенностей подростков является стремление к рациональному объяснению мироустройства, то необходимо разъяснять назначение всех таинств, традиций и обрядов Церкви.
Именно в подростковом возрасте при целенаправленном и систематическом осуществлении духовно-нравственного воспитания у человека появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих, т.е. развивается истинная нравственность.
Это не столько передача интеллектуальных знаний, сколько возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха (45–127 гг.): «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Старший школьный возраст
Важнейшей потребностью старших школьников является потребность в самоопределении, причем не только в выборе профессии, но и в определении своего места в обществе. Поэтому свою жизнь и жизнь окружающих они рассматривают как сферу проверки истинности нравственных знаний. Молодые люди стремятся осмыслить то, что происходит с ними. Основным в их духовной жизни становится самостоятельный поиск ценностей. Но ценности не выучиваются, как знания, а переживаются и проживаются в собственном жизненном и художественном опытах зреющей личности.
Многие старшеклассники начинают интересоваться научным обоснованием взглядов на духовность, нравственность, начинают читать философскую литературу по интересующим их вопросам. В этом возрасте осуществляется переход знаний о нравственности в непосредственно побуждающие мотивы нравственного поведения, и поскольку одной из наиболее ярких черт юности является «общественная устремленность», такой переход способствует становлению гражданских качеств личности и формированию активной жизненной позиции.
Для юношества характерна критичность, стремление пересмотреть нравственные ценности. Поиск «абсолютной правды» при недостатке жизненного опыта может привести юношей к увлечению духовными и этическими теориями, в которых за внешне прав¬дивыми формулами скрывается ложное толкование важнейших вопросов духовности, нравственности.
Важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания в этот период жизни школьников является формирование у них умения отстаивать свои моральные принципы, бороться за утверждение своих идеалов. Для решения этой задачи необходимо помогать старшеклассникам увидеть проявление наиболее важных духовных принципов в реальной практике человеческих отношений.
Православие выстраивает в сознании человека систему нравственных приоритетов, структурирует его личность, дает крепчайший внутренний стержень. И только имея такой стержень, можно справляться с труднейшими кризисами, которые неизбежно переживает каждый человек (например, смерть близкого человека, серьезная болезнь, предательство и др.).
Еще Д. Локк, английский педагог и философ, отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек: «Ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, что немедленно забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной нравственности».