Протоиерей Константин Лисняк
Если человек умер от несчастного случая, это что-то значит для его души?
«Думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть — это то, что бывает с другими», — пела когда-то группа «Сплин» и была абсолютно права: никто из нас не верит в возможность внезапной смерти, хотя несчастные случаи происходят повсюду. Влияет ли каким-то образом такая смерть на душу человека и его загробную жизнь? Выясняли у протоиерея Константина Лисняка, благочинного Соледарского округа.
Смерть неестественна
Размышляя над нашей сегодняшней темой, невольно вспоминаешь слова из известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». Смерть противоестественна. Священники практически каждый день совершают отпевания, видят человеческое горе, стресс, душевные травмы. Люди не представляют, как и зачем дальше жить без своих близких. Это вновь и вновь подтверждает мою мысль: смерть неестественна, человек был создан Богом для жизни. Потому так отвратителен оскал смерти, вырывающей его из жизни, семьи и общества, разрывающий его естество. Бессмертная душа без тела — это уже не человек, и тело без души — тоже не человек, а останки. Я думаю, что помнить о смерти надо всегда, по крайней мере, важно почаще себе о ней напоминать — это дисциплинирующий фактор жизни христианина, который помогает правильно выбрать цель жизни.
Чему учит Евангелие
Что о внезапной смерти говорит Христос? «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1-5).
Господь обращает наше внимание на то, о чём должен задуматься человек, когда видит людей, внезапно погибших от несчастного случая. Надо думать о смерти и покаянии, о том, что можем так же погибнуть. Человеку свойственна убеждённость, что с ним ничего плохого не случится, потому что с ним никогда ничего не случалось — для этого есть даже какой-то специальный психологический термин. Но несчастные случаи происходят, даже если мы в них не верим. Происходят часто и регулярно. К слову, совсем недавно, 15 ноября, наша Церковь молилась о жертвах дорожно-транспортных происшествий.
Вопросы без ответов
У человека, чей родственник или близкий погиб от несчастного случая, конечно же, возникает множество вопросов: по какой причине это произошло, почему именно с этим человеком, а не с кем-то другим? Каждый день падают самолёты, сталкиваются автомобили, случаются землетрясения или какие-то иные природные катаклизмы. Можно выйти за хлебом и не вернуться, потому что сосулька на голову упадёт. Почему, зачем так происходит?
У одного из богословов я читал мнение, что есть ряд вопросов, на которые ответа просто нет. Смерть детей, несчастные случаи, теракты — мы не знаем, почему Господь попускает их. Бог есть любовь, и вдруг такое. Мы как люди верующие понимаем, что тот, кто верит в случай, отрицает бытие Божие. Весь мир объят и пропитан действием Промысла Божия, всеблагого и спасительного для всех нас. Но есть вопросы, на которые невозможно найти ответ даже в религии — как с точки зрения Священного Писания, так и из учения святых отцов. Дерзнём надеяться, что ответы на них мы получим, когда предстанем пред Богом — если у нас будет возможность спрашивать и говорить.
Можно ли быть готовым к внезапной смерти?
В церковном языке есть понятие «наглой смерти». В покаянном каноне есть такое прошение: «Сохрани мя от наглыя смерти», — то есть смерти внезапной, неожиданной, такой, к которой человек не готов. Мы должны молиться, чтобы вместо неё Господь дал нам христианскую кончину — «непостыдну, мирну», — чтобы помиловал нас на Страшном суде. Верующие люди об этом просят по несколько раз на каждом богослужении. Почему? — потому что Господь в чём застанет, в том и судить будет.
Вспомним Евангелие: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). Бодрствование — это покаянное настроение души, внимание к себе, внутренняя духовная концентрация. Всё перечисленное плюс молитва и добродетельная христианская жизнь — вот база, на которой зиждется наша надежда на мирную непостыдную смерть. Остальное — как Бог даст. Конечно, когда молишься, надеешься на милость Божию, уповаешь, что Господь сохранит.
Не все несчастные случаи случайны
Современные люди живут диаметрально противоположно. Руферы, которые бегают по крышам, всевозможные блогеры, которые снимают себя на краю пропастей и небоскрёбов, любители экстремальных видов спорта рискуют жизнью ради эффектного снимка или поста в соцсетях. Почему так происходит? Наверное, во многом виновата молодость. У молодёжи нет страха смерти. Чем человек моложе, тем меньше он понимает всю серьёзность и ценность жизни. Почему и в армию берут молодых — они не боятся расстаться с жизнью, потому что в смерть не верят. У них какой-то внутренний психологический иммунитет ко всему этому. А вот человек пожилой уже понимает ценность жизни, у него другое отношение.
Современный мир сходит с ума. Он ищет адреналин, где может, всеми возможными способами: парашюты, мотоциклы, байки. От потери смысла жизни люди вытворяют страшные вещи с бесценным даром жизни, относятся к нему абсолютно безответственно, что приводит к катастрофическим последствиям. Здесь нельзя не упомянуть алкоголь и наркоманию. Раньше священники не отпевали утопленников, которые погибли в состоянии алкогольного опьянения, потому что такая смерть приравнивалась к самоубийству — а ведь всё это ничем не отличается от экстремальных развлечений, о которых мы упомянули. Поэтому можно смело сказать, что несчастные случаи отличаются не только своей формой, но и сутью. Порой оказывается, что не такие уж они и случайные: человек сам предопределил эту плачевную участь.
Чья вина?
Нередко смерть — это не только итог жизни человека, но и её визитная карточка: как человек жил, так он и умирает. Святые угодники Божии, будто засыпая, тихо и мирно отходили ко Господу. А грешные люди, особенно закоренелые грешники, умирают, как правило, тяжело, в муках и страшных болезнях.
Смерть от несчастного случая может очень сильно влиять на душу человека, если учитывать, по чьей вине это несчастный случай произошёл. В зависимости от этого ответственность перед Богом человек будет нести разную. Одно дело, если пьяный водитель сбивает мирных людей на пешеходном переходе, и другое — пешеход, который решил испытать судьбу и перебежать дорогу в неположенном месте. В каждом случае пешеход умирает от несчастного случая, но в первом случае он невиновен, а во втором вина на нём. Ещё страшнее, если из-за беспечности человека вместе с ним гибнут те, кто был рядом. Жизнь человека бесценна, и тот, по чьей вине гибнут невинные люди, будет нести особый ответ после смерти.
О тайне Промысла Божия
Но бывает в несчастном случае и иной смысл. Мне вспоминается эпизод из жития о молодом послушнике одного старца-подвижника. Юноша ушёл в город, чтобы купить хлеба и пополнить скудные запасы. Там он встретил пышную похоронную процессию: хоронили вельможу, человека порочного и недостойного. Звучала музыка, за гробом шли плакальщицы — словом, всё было организовано на широкую ногу. Послушник удивился увиденному. Вернувшись в келью, он обнаружил, что случился ужасный несчастный случай: его духовного отца растерзал дикий зверь. Он возопил в небо: «Господи, не сойду с этого места, пока Ты мне не объяснишь, что происходит! Бессовестный нечестивец, порочный сребролюбец удостоен таких похорон и почестей, а старец, который усиленно молился пятьдесят лет и каялся в грехах, умирает так ужасно!»
Господь послал юноше ангела, который сказал: «У этого богача было в жизни одно доброе дело, за которое ему Господь воздал такими пышными похоронами. А у старца твоего был один грех с юных лет, который он оплакивал всю жизнь. Господь, попуская такую кончину, даровал ему прощение и пребывание в обителях Его». Эта притча показывает, насколько всё сложно у Бога. Мы не можем знать, почему люди умирают так или иначе. Слава Богу, что нам не дано никого судить, что это не наша прерогатива, не наши полномочия. Мы можем только, увидев какие-то ситуации, ужаснуться и сделать из них какие-то выводы, приобретать жизненный опыт и стараться не попадать в те или иные обстоятельства.
Записала Екатерина Щербакова