Священник Димитрий Паламарчук
Заботиться о себе — грех или не грех?
4 ноября отмечается День заботы о себе. Он призван напомнить людям о ценности собственной жизни, необходимости внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью. Однако забота о себе некоторыми христианами воспринимается как баловство и ненужная прихоть: по их мнению, наша задача — смирять себя, по возможности отказываться от удовольствий и ограничивать желания. Мы решили разобраться, что такое забота о себе с точки зрения христианского учения, и пригласили к разговору священника Димитрия Паламарчука, настоятеля Николаевского храма с. Криворожье.
Нужно ли христианину соблюдать диету? Зачем православным фитнес? Зачем ходить в поликлинику каждые полгода? Чем питается душа? Как вырваться из лап интернет-зависимости? Можно ли помочь себе, заботясь о других? Ответы на эти вопросы — в интервью.
Грех — не заботиться о себе
Заботиться о себе не грех. Делать это не только можно, но и нужно. У нас есть заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Значит, любить себя для христианина естественно. Апостол Павел, когда говорит, как муж должен относиться к жене, утверждал: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29). Эти слова — тоже о естественности заботы о себе. Святой Феофан Затворник учил, что грешно пренебрегать лечением, если человек болеет, а ведь лечение — это опять же забота о себе.
Главное — чтобы эта забота не оказалась креном в противоположную сторону: не превратилась во вседозволенность, в разрешение себе потреблять всякую всячину. Сразу скажу, что такое отношение к себе нельзя назвать заботой, это эгоизм и потакание страстям. Забота — это всегда некий труд, который мы берём на себя. Не важно, проявляем мы её по отношению к себе или к кому-то другому. Поэтому я считаю, что грех — это не заботиться о себе.
Скептики утверждают, что забота о себе проникла в православие из католицизма, что плохо. Нам положено смиряться. Не могу с этим согласиться и не понимаю, как одно может мешать другому. Забота о себе нередко предполагает и заботу о ближних. Например, гигиена. Если человек опрятен, чист, приятно пахнет — это нормально. Гигиенические процедуры нужно осуществлять не только для себя, но и для окружающих. Если мы перестанем об этом заботиться, во что превратимся? Как правило, человек, не заботящийся о внешнем, имеет и внутренние проблемы — потому что у нас всё обычно в комплексе, и внешний беспорядок редко свидетельствует о внутреннем порядке.
Забота о себе не ограничивается только плоскостью внешнего, материального. Нужно следить за всем, что мы так или иначе потребляем, поэтому давайте поговорим о том, как заботиться о своих теле, душе и духе.
Забота о теле — это баловство?
Еда
Забота о теле — дело важное. О гигиене я говорить не буду, потому что очевидно: надо быть чистым и опрятным. Ещё не надо объедаться. Сытое брюхо глухо не только к молитве, но и к учёбе, и к другим полезным делам — я это ещё в школьные годы понял, когда старался уроки до обеда сделать, потому что потом уже ничего не хотелось.
Если мы хотим заботиться о своём теле, а не баловать его, надо наладить правильное питание. Мы ведь не хотим с усилием перемещаться из точки А в точку Б, верно? Значит, тело должно быть нам помощником, а не обузой. Следовательно, надо правильно питаться. Сколько есть, что есть — я говорить не буду, у всех потребности разные, но здоровую норму надо определить каждому. Святые отцы могли вообще не есть несколько дней, а своим духовным чадам рекомендовали принимать пищу один раз в день. Значит ли это, что мы должны выбрать такой же режим? — ни в коем случае. Прежде всего надо понять, что пища — это не просто услада, но в первую очередь — наши батарейки. Как определить меру? — как учили некоторые святые: есть столько, чтобы для наслаждения было мало. Так можно насытить тело и избежать чревоугодия. К слову, нужно обязательно преодолевать в себе эту страсть. Поддавшись ей, потом очень сложно войти в нормальное русло.
Нужно также следить за тем, что мы едим. Забота о себе — это здоровая пища, контроль её качества. Сколько детей и взрослых сейчас страдают гастритами и множеством других болезней ЖКТ из-за того, что едят непонятно что, как и когда! Это халатность по отношению к себе, с ней надо бороться.
Спорт
Что касается физических нагрузок, то скажу так: физкультура — хорошо, спорт — нормально, большой спорт — профессия, и это отдельная тема. Нужно развивать возможности своего организма, но на этом пути важно не исчерпать ресурсы подчистую. Зарядка, фитнес, бег, разминки — то, что нужно. Мы сейчас ведём преимущественно сидячий образ жизни, и нам очень нужно нагружать себя — хотя бы больше ходить. Если есть возможность организовать какие-то тренировки — прекрасно, это очень полезно. Объём нагрузок определяйте сами. Всё зависит от вашего режима и стремлений. Одно дело — просто размяться для здоровья, другое — заниматься для того, чтобы нравиться своим близким и себе в зеркале (считаю, что в этом тоже нет ничего плохого).
Малоподвижный образ жизни и комфорт привели ко множеству болезней, которых не знали наши предки. Сутулость, плоскостопие, лордозы, кифозы, короткие мышцы бедра и так далее — это то, что нам дали автомобили, интернет и офисная работа. Конечно, желательно с этим бороться, а ещё лучше — не допускать, потому что возвращать своё тело к нормальному функционированию очень тяжело. Можно, конечно, сказать: «Я нравлюсь себе таким, какой я есть. Какая разница, как выглядеть — всё равно мы все умрём и одинаково ляжем в землю — и спортивные, и нет». Что ж, такое отношение тоже допустимо — но это не забота о себе.
Не бояться врачей
Ещё адекватная забота о теле — это регулярные осмотры у врачей. Всё-таки предупредить болезнь порой намного легче, чем потом вылечить. Скажу больше: даже решение похудеть не должно обходиться без консультации врача, потому что лишний вес может иметь самые разнообразные причины. Одному для снижения веса нужен спорт, другому — диета, а третьему — препараты от болезней, из-за которых происходят нарушения обмена веществ.
Нам нужно научиться не бояться врачей. Мы не доверяем им, думаем: сколько Господь нам отмерил — столько и наше, забывая, что апостол Лука, святитель Лука и ещё многие святые были врачами. Господь благословлял их, и они спасали жизни.
Некоторые говорят: пока не ходил к врачам, я не болел, а как пошёл — у меня кучу всего нашли. Это неверный вывод. Обследоваться нужно, зачастую это возможность если не избежать болезни, то выявить её и вылечить как можно раньше и без тяжёлых последствий.
Ещё отмечу, что сейчас, во время пандемии, забота о своём здоровье очень тесно связана с заботой о здоровье окружающих людей — но об этом мы поговорим чуть позже.
Как надо заботиться о душе?
Причастие и молитва
Скажу очень истёртые слова, которые, однако, напоминать надо регулярно: человеку нужно питать не только тело, но и душу. Многие сейчас подумали о причастии — это так, но не следует забывать и о молитве. Я говорю не об утреннем или вечернем правиле, вычитанном, как правило, на бегу, в полусонном состоянии — потому что утром мы ещё не проснулись, а вечером уже засыпаем. Молитва — это другое: разговор с Богом, просьбы и мольбы к Нему, но никак не отбываловка. Забота о душе — научиться жить с молитвой, то есть общаясь с Богом.
Искусство как топливо
Однако не только молитва наполняет нас. Надо приучить себя питать душу чем-то хорошим. Это может быть не только Евангелие и святоотеческая литература, но и не связанные с религией вещи. Например, классическая и неклассическая музыка, хорошие книги, фильмы и многое другое. Зачем это нужно? Чтобы горел наш огонёк веры и у нас были силы передавать его кому-то ещё, мы должны что-то в этот огонь подбрасывать. Искусство прекрасно справляется с ролью такого топлива. Сейчас говорят: у нас нет времени читать. А я отвечаю: нет времени читать — можно слушать. Было бы желание.
Где прячутся монстры?
Помимо наполнения себя чем-то хорошим, забота о душе подразумевает и отказ от наполнения себя чем-то плохим. Нужно стараться, чтобы как можно меньше ненужной информации, плохих образов соприкасалось с нами. Я в своё время смотрел фильмы ужасов и не могу сказать, что они сильно повредили моей душе, но всё-таки они однозначно не кажутся мне полезными, поскольку не несут ничего хорошего, это точно. Не стоит смотреть фильмы, в которых изображаются всевозможные монстры, уродства и тому подобное. Все эти образы сохраняются в нашем мозге. Потом мы приходим на исповедь и рассказываем, что во время молитвы всё это вылезает из недр памяти, мешает и отвлекает. Это потому, что всё увиденное и услышанное живёт в голове и показывает себя тогда, когда нам этого не хочется. Память — штука сложная. А ведь можно было в голову что-то полезное загрузить.
Без информационного фаст-фуда
Забота о душе — это попытка ограничить потребление информационного фаст-фуда, который принёс нам интернет. Мы не сможем отказаться от него в один момент — слишком прочно он вошёл в нашу жизнь, однако в наших силах формировать круг своих интересов. Например, у меня в YouTube не только музыка, но и каналы о космосе, науке, литературе и многом другом. А вот ненужную информацию я стараюсь там не потреблять.
Забота о себе — это проверять источники, из которых к нам приходит информация. В вайбере или других мессенджерах столько всего шлют, что просто страшно. «Не игнорируй эту сильную молитву, но перешли её восьми людям», «не добавляйте в друзья такого-то — это хакер, который взломает вашу страничку» — и так далее. Надо понимать, что всё это мусор, который не стоит вашего внимания. В этом же списке множество «церковных» каналов, которые не имеют никакого отношения к Церкви и православию, там только антураж соответствующий. Они популяризируют всевозможные мифы и слухи. Всё бы ничего, но у них сотни тысяч просмотров. Христианину надо разбираться, мыслить, быть критичным в плане того, что он смотрит, читает и слушает.
Информационный детокс
Как выбраться из оков соцсетей, если человек чувствует, что они отнимают у него слишком много времени? Думаю, всё нужно делать постепенно. Нельзя сразу поднять гирю в сто килограммов без вреда для своего здоровья. То же касается и возможностей обуздать какую-то вредную привычку, которая формировалась долгое время. Могу поделиться личным опытом. У меня в разное время были периоды, когда я ставил эксперименты над собой — в хорошем смысле слова. Это полезно в плане контроля над своими привычками и жизнью в целом. На неделю я отказывался от соцсетей и мессенджеров. Я пришёл к выводу, что мне мешают не столько они сами, сколько уведомления, которые в обилии приходят на мой телефон. Я отключил их — жить стало легче.
Ещё я на время отказывался от интернета в целом. Пользовался только планшетом, на который у меня были скачаны фильмы и книги. Это тоже дало хороший результат: стало понятно, что в соцсетях мне действительно интересно, а что не обязательно читать и смотреть. Так я в своё время удалился из ВКонтакте: понял, что там в круге моих френдов не происходит ничего важного и полезного для меня, а значит — зачем там бывать? Подытожу: чтобы обуздать привязанность к интернету и соцсетям, надо пробовать разные режимы пребывания там и определить, что важно и что нет. Постепенно у вас получится сформировать круг своих интересов так, что соцсети начнут приносить пользу вместо того, чтобы быть пожирателями вашего времени.
Забота о духе — это как?
Жить со Христом
О духе человек, к сожалению, заботится очень мало. Апостол говорит, что душевный человек никогда не поймёт духовного, потому что они находятся на разных уровнях. Думаю, нам всё-таки надо стремиться перейти из первого состояния во второе. Здесь много путей, у каждого он свой. Думаю, начало этот переход происходит тогда, когда человек понимает, что он не живёт духовной жизнью. Жизнь в принципе не может быть в чём-то духовной, а в чём-то — нет. Она либо духовная, либо нет. Я надеюсь, что христиане стремятся жить жизнью духовной.
Один из важных критериев духовной жизни — когда я не разделяю своё существование на ту часть, где есть место Христу, и ту, где Ему места нет. Если есть моменты, где Христос мне мешает — значит, это моменты, когда я веду себя бездуховно. Нужно стремиться к тому, чтобы такого не происходило. Это очень важно. Что лукавить: иногда нам хочется грешить. Остановиться в такие моменты — это забота о духе.
В целом забота о духе — это наша попытка жить со Христом. Потакая душе и телу, своим порывам и страстям, мы можем вредить духу. Здесь наша задача — разобраться с приоритетами. Чтобы это сделать, нам нужны ориентиры. У нас они есть: это святые. Они понимали, что их жизнь невозможна без Христа, и ни в коем случае не считали себя духовно просветлёнными — наоборот, они видели свою греховность. Один мой знакомый священник на слова прихожанок «мы — великие грешницы», отвечал: «Великими грешниками себя могли назвать Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний Великий — потому что они великие святые. А мы так, мелкие пакостники».
Заботиться о ближнем или о себе?
И последний аспект: забота о нашем духе невозможна без заботы о ближних. Да, это парадокс жизни христианина: отказываясь от чего-то, порой даже полезного, мы в то же время можем принести пользу себе. Как? — если мы жертвуем чем-то важным ради ближнего. Это могут быть увлечения, хобби, даже молитва или посещение храма. Ребёнок заболел — и мама не вычитывает правило, а читает сказки, меряет температуру, поит лекарствами. Потерял активный прихожанин храма обоняние — и не пошёл на литургию, остался дома, чтобы не заразить никого. Не бежит «лечиться благодатью». Ведь если я заражу бабушку, с которой каждую литургию рядом стою — как мне дальше жить? Как смотреть в глаза тем, кого я взял и заразил, потому что хотел причаститься? Как можно любить — и быть угрозой? Никак! Поэтому надо стараться в заботе о себе не забыть о любви к тем, кто нас окружает.
Жизнь с одной стороны очень простая, с другой — сложная и интересная штука. Надо позволить себе жить, не бояться оказывать заботу о себе и ближних. Главное — делать всё с любовью и благодарностью.
Беседовала Екатерина Щербакова