Священник Димитрий Паламарчук
«Толкин»: фильм о настоящей мужской дружбе
Сегодняшний кинообзор будет посвящён очень интересной личности, повлиявшей на жизнь многих тысяч людей и создавшей удивительный мир, в который с удовольствием погружаются новые и новые поколения читателей. Священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, приглашает посмотреть фильм о Джоне Рональде Руэле Толкине.
«Толкин» (Tolkien), 2019, режиссёр Доме Карукоски.
Фильм «Толкин» не получил высоких рейтингов — и это неудивительно, потому что байопики (фильмы-биографии) не могут соперничать со зрелищным кино. И хотя в последнее время этот жанр обретает популярность благодаря таким фильмам, как «Богемская рапсодия» и «Рокетмен», я их принципиально не смотрю — мне важно, чтобы у меня в голове сохранилась моя картинка, моё представление о человеке, а не его режиссерская версия. Однако фильм Доме Карукоски меня заинтересовал, поскольку рассказывает о замечательном английском писателе, которого я очень люблю — Джоне Рональде Руэле Толкине, создавшем мир «Хоббита» и «Властелина колец».
Перед нами разворачивается очень интересный период жизни писателя — детство, юность и молодость. Ключевыми становятся годы Первой мировой войны. Детство же показано довольно кратко (замечу, что режиссёр обошёл вниманием годы, проведённые семьёй Толкина в Африке). Мы наблюдаем, как Джон теряет отца, после чего они с матерью переезжают. Ещё через некоторое время умирает мать, и мальчик попадает в дом женщины, которая берёт на себя его содержание. Мы видим сложное детство — не бедное, поскольку Толкин получил блестящее образование, но сложное.
Как мне показалось, это фильм в первую очередь о дружбе и преданности. Он начинается с кадров, где молодой Джон лежит на кровати и смотрит какие-то фотографии, потом встаёт и собирается куда-то. Ему говорят: «Сэр, вы куда? Доктор велел вам лежать!» — на что Толкин отвечает: «Я должен найти своего друга». Оказывается, ему написала мать друга, пропавшего на полях сражений Первой мировой, и он не может игнорировать её просьбу и не выяснить, что случилось. «Наверное, хороший друг был?» — спрашивает Толкина спустя время солдат, сопровождающий его в поисках. «Лучший», — отвечает Джон.
Дружеские отношения показаны в картине просто замечательно. Перед зрителем проходят школьные годы Джона, зарождение знаменитого оксфордского клуба «Инклинги». Мало кто знает, что друзья, отношения с которыми писатель пронёс через всю жизнь, изначально были мальчишками, с которыми он был принуждён общаться. Это было наказание, которое дал директор школы. «Будете дружить на протяжении семестра!» — велит он, и Джон не подозревает, что этот семестр в итоге выльется в очень крепкую дружбу. Внимательный зритель сразу увидит в этой компании прообраз Братства Кольца, которое Толкин спустя годы опишет в своей самой известной книге.
На мой взгляд, главную идею, ради которой стоит смотреть весь фильм, озвучивает директор школы, в которой учится Джон: «Мужчины должны уметь дружить». Не важно, к какому сословию человек относится, беден он или богат — он должен уметь дружить с другим мужчиной. Этот тезис подтверждается поведением героев во время событий Первой мировой войны. Не буду пересказывать сюжет, упомяну только один эпизод. Когда Джон отправляется на поиски друга, солдат-сопровождающий идёт с ним искать неизвестного человека не потому, что подчиняется приказу высшего по званию, а потому, что видит в Толкине хорошего человека и беспокоится о нём.
В фильме тонкой линией проходит тема отцов и детей — на примере друга Джона, отец которого ждал от него образцового поведения и больших успехов. Сын же был весёлым парнем, имел совсем иной склад ума и души и хотел от жизни совсем не того, чего требовал от него отец. Он и все остальные друзья Джона были очень разными, но их объединила дружба. Кто-то создавал новые языки, как Толкин, а кто-то был влюблён в музыку, но различие интересов не разобщало, а наоборот, объединяло их. Мне кажется, сейчас очень важно об этом напомнить — когда алгоритмы любой соцсети подбирают френдов по паре параметров. Нам кажется, что это помогает найти новых друзей по интересам, на самом же деле мы рискуем оказаться в замкнутом гетто, поскольку не способны принять человека другого склада души.
Те, кто читает наши обзоры, знают, что в фильмах для меня очень важна визуальная составляющая. «Толкин» снят в очень интересных и красивых локациях. Даже Первая мировая война показана эстетично, грамотно и качественно. Как любитель Ремарка, я был приятно удивлён тем, как в картине изображены реалии тех лет. Ещё в фильме очень хорошая музыка — что тоже очень важно для меня. Словом, приглашаю всех смотреть красивое кино с дивной природой, прекрасными зданиями, интерьерами, музыкой и очень трогательной историей большой дружбы.
Записала Екатерина Щербакова