Священник Олег Черниченко
Плагиат, копирование, списывание — это грех?
Если человек пользуется результатами чужого интеллектуального труда — это грех воровства или помощь в просветительстве? Можно постить фото и тексты, не указывая имя их автора, или нет? Нужно ли тратить время на никому не нужный реферат физкультуре? А выдавать его за свой? Допустимо ли священнику пользоваться чужими проповедями? Читать проповедь с листочка — это нормально? Существуют ли этические правила размещения новостей и информации на приходских сайтах и каковы они? Со всеми этими вопросами мы обратились к священнику Олегу Черниченко, настоятелю храма святого великомученика Димитрия Солунского п. Мироновский.
Все хотят творить, но не у всех получается
Если исходить из христианского понимания устройства мира, то человек создан Богом для творчества, созидания, поиска каких-то новых смыслов. Желание творить заложено в каждом из нас независимо от способностей. В этом плане люди делятся на две большие категории. Одни без особого труда и сторонней помощи могут выразить свои мысли творчески — в виде хорошего текста или каким-то иным способом, — вторые на такое не способны. Как правило, именно у них появляется соблазн творить и самоутверждаться за счёт других, присваивая чужие идеи, мысли, текстовые работы и так далее. Я думаю, так или иначе каждый из нас с таким в своей жизни сталкивался.
Что же такое плагиат и что в нём плохого? В переводе с латинского «плагиат» переводится как «похищение». Под этим термином мы понимаем присвоение себе авторства произведения, созданного другим человеком. Можно много спорить и обсуждать, насколько этично выдавать чужой труд за свой, насколько это допустимо с точки зрения закона, но христианин должен понимать, что заповедь о хищении лаконична и очень проста: «Не кради». Более того, Бог предупреждает: даже не желай чужого. Думаю, для человека верующего это снимает значительную часть вопросов.
Списывать нельзя
С проблемой плагиата мы сталкиваемся ещё со школьной скамьи и помним, с какой лёгкостью учитель определяет, списан ли текст и нами ли решена математическая задача. Я думаю, каждый помнит, какая «награда» ждёт ученика за такой поступок. Во взрослой жизни ничего не меняется: каждая попытка воспользоваться чужим трудом будет греховной и как минимум неэтичной. Ситуации с присвоением чужого авторства могут иметь разную степень тяжести. Согласитесь, одно дело — просто запостить на страничке в соцсети чужое фото без подписи, и совсем другое — подписать своим именем чужую научную работу. С точки зрения закона и то, и другое плагиат, но последствия от таких поступков будут разного масштаба.
Бывают ситуации, когда пользование результатами чужого интеллектуального труда недопустимо ни при каких условиях. Списывание и копирование непозволительно в школе, потому что в этот период ребёнка только учат формировать свою мысль и правильно выражать её письменно или словесно. Недопустим плагиат в научных работах студентов, потому что это будущие специалисты, профессиональной квалификации которых таким образом может быть нанесён непоправимый ущерб.
Плагиат и СМИ
Нельзя допускать плагиат в журналистике, потому что это нарушение элементарных норм профессиональной этики — особенно если источник позиционирует себя как серьёзное издание. Думаю, не стоит даже упоминать, что такой подход невозможен в церковной журналистике и публицистике. Человек, который грубо нарушает авторские права своих коллег-журналистов, теряет всякое уважение в среде профессионалов. Если же такой человек выступает от лица Церкви, он просто обесценивает все слова о Божественной правде и христианской нравственности, которые выходят из-под его пера.
Важно, чтобы материал был не только качественно сделан, но и проверен в плане точности информации. Неважно, это будет статья на информационном портале или пост на сайте приходской группы — нужно позаботиться о том, чтобы текст был грамотно оформлен, не содержал ошибок и нёс правдивую информацию. Это говорит об уровне профессионализма автора. Если человек понимает суть своей работы и стремится делать её качественно, он не станет бездумно публиковать горячие факты, не проверив их.
Эта картинка гуляет по сети, авторство установить не удалось, но если узнаем — обязательно подпишем
О деформации личности
Списывание чужого текста, особенно если человек привыкает к нему со школьной скамьи, чревато многими проблемами. Постоянно присваивая чужие мысли, человек перестаёт развиваться, теряет способность индивидуально мыслить, становится неспособным самостоятельно анализировать ситуацию и адекватно работать над своей проблематикой. В итоге он не умеет формулировать свою точку зрения и, что ещё хуже, у него теряется потребность в собственном мнении. Он привыкает жить за счёт чужих смыслов. Яркие признаки такой жизни — небрежность или халатность в принятии решений, — то, что мы называем несерьёзностью. В принципе, можно всю жизнь прожить за счёт чужих мыслей и трудов, но надо понимать, что и качество такой жизни будет весьма посредственное.
Плагиат на амвоне
Тема, которую нельзя не затронуть, это плагиат в словах или проповедях священника. Позволительно ли священнослужителю читать или пересказывать чужую проповедь? Я считаю, что нет. Не только потому, что это не согласовывается с христианской моралью, но и потому, что результат такой проповеди и уровень её полезности будет близок к нулю. Слово пастыря всегда имеет свой контекст, оно во многом зависит от того, к кому священник обращается, напрямую связано с духовным или эмоциональным состоянием самого проповедника. Поэтому произнесённое с амвона чужое слово, даже предельно правильное и выверенное с точки зрения гомилетики (науки о церковной проповеди — ред.), останется сухим и безжизненным. Это проверено на опыте многих священников, и моём тоже.
Мне больше нравится подход к проповеди митрополита Антония Сурожского. Он к проповедям не готовился, не записывал их, но внимательно слушал Евангельское чтение, находил главную идею, которая поражала его сердце, и развивал её в обращении к пастве. Можно сказать, что это был экспромт. Я понимаю, что не все готовы так проповедовать, но мне кажется, что лучше пусть будет сказано немного, но своевременно и искренне. Пусть слово священника будет личным, пережитым. Конечно, священнику можно готовиться к проповеди, но всё прочитанное должно быть не пересказано, а переработано. Нужно, чтобы сформировалось собственное видение на основе того, что ты читаешь.
Экономия энергии — или худший способ решения проблемы?
Современный человек смотрит на мир и большее внимание уделяет материальной его составляющей — тому, к чему можно прикоснуться, что можно положить в карман. Мы понимаем, что есть определённые границы, которые нельзя переступать. Эти границы охраняют наш материальный мир. Мы знаем, что взять чужой кошелёк — неправильно, это преступление. Но при этом у нас не развита культура уважительного отношения к внутреннему содержанию человека, к его таланту, который генерирует искусство, литературу, тексты — нематериальные ценности. Поэтому мы с такой лёгкостью относимся к тому, что фотографии и хорошие тексты просто присваиваются без ведома автора — хотя на их создание автор потратил свои способности, усилия, время. Это тоже его детище, плод его труда, который требует уважительного отношения.
Присвоение чужих смыслов и идей человека всегда расслабляет. Вместо труда он выбирает более лёгкий способ решения проблем: взять чужое. Это ведь так просто: нажал «копировать», потом «вставить» — и готово. Зачем прилагать усилия, если можно выполнить работу с минимальной затратой сил и времени? На самом деле такой способ — худший из возможных. Какую бы талантливую работу мы ни скопировали, с нашей стороны мы делаем дело кое-как. В этой связи мне вспомнились слова Павла Флоренского — его духовное завещание своим детям из книги «Все думы о вас»: «Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в „кое-как“ можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества».
Если сказали сдать реферат по физкультуре
Не секрет, что порой в учебных заведениях требуют сдать какие-то работы «для галочки». Можно ли пользоваться материалами из интернета? Или это тоже воровство чужой интеллектуальной собственности? Я убеждён, что рефераты, которые сливаются в сеть, попадают туда именно для того, чтобы их воспроизводили и сдавали «для галочки». Человек, который такой реферат составил, понимает, что отдаёт свою работу в общее пользование. Никаких претензий по отношению к копированию своей работы этот автор не предъявит.
В моей жизни была ситуация, когда я учился в светском вузе на специальности «Экономика предприятия». Был конец сессии, когда, как бы ни планировал своё время, всё равно многого не успеваешь. Случилось так, что у меня был «хвост» по физкультуре. Преподаватель предложил написать реферат. Я до сих пор помню тему: «Виды разминки перед основной нагрузкой». Спрашивается: для чего это было нужно? Я понимал: можно бросить все силы на реферат по физкультуре, но это нанесёт ущерб профильным предметам, которые можно за это время реально подтянуть. Поэтому я нашёл информацию в интернете, оформил реферат и отнёс его преподавателю, которому он тоже был нужен как условие добавить студенту баллы. Так что я сдал его, получил оценку и на том всё закончилось.
Думаю, что человек всё-таки должен понимать, что для него главное, а что второстепенное в том деле, которое он выполняет. Очень важно научиться правильно распределять приоритеты. Уверен, это поможет не только в учёбе, но и в жизни в целом.
Записала Екатерина Щербакова