Протоиерей Олег Кручинин
Избавляемся от «порчи» молитвой и постом!
Зачастую повторяя те или иные крылатые фразы, мы не догадываемся об их библейском происхождении. Почему, например, бесовские силы изгоняют именно молитвой и постом? Что означает выражение «огонь, вода и медные трубы»? Может ли верующий человек быть неверующим?
На эти вопросы отвечает воскресное евангельское чтение, которое звучит в православных храмах в Неделю четвертую Великого поста. Комментирует чудо исцеления бесноватого юноши (Мк. 9:14-32) протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Молитва и пост — два крыла человека
Рассказ об исцелении бесноватого отрока-лунатика приводят с различными подробностями не только евангелист Марк, но также Матфей (Мф. 17:14-21) и Лука (Лк. 9:37-42). История настолько многогранна, что каждый из священнописателей делает акцент на определенных деталях. Даже не зная всех подробностей этого сюжета, большинство современных христиан, наверняка, знакомо с фразами, уже ставшими крылатыми, которые содержатся здесь.
«Сей род [бесовский] не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29), — это, пожалуй, самая известная фраза. Еще со времен святителя Иоанна Златоуста молитву и пост стали называть двумя крыльями, которые необходимы верующему человеку. Именно эти слова, сказанные самим Господом, подтверждают необходимость соблюдения поста. Поэтому они и читаются в четвёртую неделю Святой Четыредесятницы.
Эти же слова объясняют и причину, по которой нам самим не удается преодолеть собственные греховные помыслы и поступки. Не говоря уже об изгнании бесов из окружающих нас людей. Маловерие, лень к молитве, нежелание соблюдать пост, отсутствие желания посвящать свою жизнь Богу — вот причины, по которым в нас входят бесовские искушения.
«Меня сглазили», «заколдовали», «навели порчу», — говорим мы, не думая о том, что так называемую порчу мы сами впускаем в собственную душу. Вспомним, насколько часто в Библии приводятся примеры того, как начинают трепетать демоны от приближения к ним Господа. Но ведь сердечная молитва вместе с покаянным настроением любого поста тоже очищают нас от скверны и приближают к Богу!
Способность осознанно молиться — один из признаков, отличающих Homo sapiens (человека разумного) от представителей животного мира. Мы молимся и в радости, и в горе. Даже Сам Христос, после целого дня проповеди и исцелений, часто уходил в пустынное место, чтобы восстановить силы в молитве.
«Бежать нам некуда: только с молитвой к Богу. Враг силен, но всесилен лишь Господь», — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Поэтому мы и обращаемся с молитвой к Богу.
Огонь, вода и медные трубы
«Многократно дух бросал его и в огонь, и в воду» (Мк. 9:22), — ещё одна важная фраза из библейского чтения. «Огонь, вода и медные трубы», — в такой редакции этот фразеологизм более известен нам.
Огонь и вода — две противоположные стихии. И первая, и вторая могут погубить человека, хаотично бросающегося из крайности в крайность. Особенно, если из-за болезни он не способен контролировать себя. Здесь описан именно такой случай.
Из-за беснования страдает не только юноша. Измучен его отец, который вынужден постоянно контролировать сына. Наверняка, терпит лишения и вся его семья. Давайте вспомним семьи современных алкоголиков, наркоманов или людей, подверженных другим формам одержимости и зависимостей. Их страдания не меньше, чем описанные евангелистом Марком мучения отца.
Бесовская зависимость всегда приводит к мучениям. Даже если на первых этапах тяга к греховному кажется не такой уж и опасной. «Я живу как все; это не грех, а удовольствие», — часто говорим мы, оправдывая себя.
В Евангелии от Иоанна диавол назван лжецом и отцом лжи (Ин. 8:44). Поэтому становясь на путь греха, мы открываем для бесов не только ум, но всё тело, всю душу. Отсюда — болезни, страдания, которые проявляются зримым и ощутимым образом.
Далеко не все бесноватые падают на землю и испускают пену. Поддавшись искушению беса-лжеца, внешне можно оставаться вполне респектабельным человеком. Но ложь, проникшая в самую нашу природу, снимает все нравственные запреты, позволяет белое называть чёрным, сметает внутренние преграды — а значит, разрушает человека изнутри.
К библейской фразе об огне и воде не зря добавлены «медные трубы». Считается, что такое дополнение появилось после Отечественной войны 1812 года. «Медные трубы» — это испытание славой. Кто-то проходит его с честью, а для большинства грехи тщеславия, гордости, самовозвышения и самолюбования остаются тяжкими камнями, не позволяющими душе подняться в молитве навстречу к Богу.
Верующий неверующий
«Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24), — восклицает отец бесноватого отрока. Уже в самой его просьбе есть явная нелогичность. Он называет себя верующим, но тут же просит избавить от неверия. Как это можно понимать?
На самом деле, образ колеблющегося в своей вере отца — это пример того, как непостоянна и переменчива наша вера. Легко и приятно ходить в храмы, рассуждать о богословии, читать книги и смотреть фильмы на православные темы, когда Православие — религия, признаваемая и почетная в обществе. Ты плывешь в общем течении и можешь добиться определенных должностей и успехов.
Но вот начинаются трудности: твою веру объявляют вне закона; во внешний мир приходит болезнь, смерть или война; человек испытывает предательство и измену близких и родных ему людей. Каждый ли из нас способен выстоять и не сойти с дистанции в подобных обстоятельствах? И куда только девается после этого наше религиозное рвение? Сможем ли мы после этого так же искренне доверять Господу Богу?
«Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22), — полны отчаяния и сомнения слова отца бесноватого юноши. Разве можно сравнить их с твёрдостью веры начальника синагоги Иаира, просившего Иисуса Христа исцелить его умирающую дочку, или настойчивость сотника из Капернаума, у которого тяжело заболел слуга?
Но и такому человеку, слабому и неуверенному в себе и в своих мыслях, приходит на помощь Господь. «Всё возможно верующему», — уверяет Он мужчину и исцеляет его бесноватого сына.
Таким образом и происходит чудо. Его составляющие — желание получить исцеление; пусть маленькая и переменчивая, но всё-таки вера в осуществление ожидаемого; и, конечно же, Сам Господь, к Которому и была обращена просьба отца.
У каждого из нас есть все предпосылки повторить то, что сделал желающий здоровья своему ребёнку отец. Мы можем соблюдать пост и освобождаться от греха; мы можем молиться и направлять свои просьбы к Богу; мы можем ежедневно читать Священное Писание — и через образы и наставления, приведенные на его страницах, получать от Господа ответы на свои самые сокровенные вопросы. Ведь «всё возможно верующему», — ободряет нас Христос.