Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Прощёное воскресенье: ошибки Адама, которых нужно избегать

Изгнание из РаяДень накануне Великого поста называется Прощёным воскресеньем. Такое название вызвано и чтением фрагмента Нагорной проповеди Иисуса Христа, где речь идёт о необходимости прощения других людей (Мф. 6:14-21), и чином прощения, совершаемым в воскресенье вечером.

Еще одна причина — историческая: насельники древних монастырей на 40 дней поста уходили в пустыню, не зная, сумеют ли они вернуться обратно. Жизнь в условиях пустыни была полна смертельных опасностей. Перед дорогой они просили друг у друга прощения так, как прощаются люди, идущие на войну.

Другое название этого воскресного дня — «Воспоминание Адамова изгнания». Казалось бы, какое отношение к прощению наших должников имеет Адам? В евангельском сюжете о нём нет ни слова. И, тем не менее, если понять, в чём была причина грехопадения первого человека на Земле, можно будет избежать и многих грехов в нашей жизни. Об этом размышляет протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

Грех подобен змее

Грехопадению Адама и Евы посвящена вся третья глава книги Бытие. Напомним, что после сотворения мира первые люди на земле жили в «раю в Едеме на востоке» (Быт. 2:8). Как долго продолжалась райская жизнь этой семьи, мы не знаем. В Синаксаре (поучении) в Неделю сыропустную говорится, что речь может идти о семи днях или семи годах (так как семь — число совершенное), а может быть — о ста годах. Точных указаний в Библии об этом нет.

И вот, в общение с Евой вступает змей, пытаясь ее искусить. «Змей был хитрее всех зверей полевых», — так характеризует его Священное Писание. Святые отцы под змеем понимали сатану. И говорили, что не зря князь тьмы представлен здесь в виде этого животного.

Подобно змее, которая способна двигаться бесшумно и проникать в самые узкие щели, в нашу душу проникает грех. Всё начинается с малого, с помыслов. А далее грех всё больше и больше просачивается в само человеческое естество. Рано или поздно змея (а значит, и грех) будут способны нанести смертельно опасный удар. Укус змеи кажется маленьким и незначительным, но он может привести к летальному исходу. Так и грех, казалось бы, обыденный и несущественный, способен оказать разрушительное влияние на любого человека.

 

Бог в «улучшениях» не нуждается!

Далее мы читаем о диалоге змея с Евой. На вопрос о том, что именно запретил Господь в раю, Ева говорит о запрете вкушать плоды с дерева познания добра и зла, что соответствовало правде. Но тут же усиливает слова Бога собственным вымыслом: «сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

На самом деле запрета на прикосновение к плодам не было. Ева вроде бы хочет улучшить указание Божие, сделать его ещё более строгим, но в конце концов путается и полностью подпадает под влияние сатаны.

Так бывает и с нами. Желая улучшить заповеди Божии или усовершенствовать правила и каноны Церкви, мы добиваемся противоположного эффекта. Бог не нуждается ни в каких «улучшениях», а Его заповеди нужно исполнять, а не изменять.

 

В грехопадении обвинили Бога

Вторая ошибка Евы заключается в том, что она вообще начала общаться с сатаной. Не для этого её создавал Господь. Возникшее в ней чувство гордости и желание стать такой, «как боги», привело к грехопадению: она сама вкусила запретный плод, дала его мужу, и тот тоже ел.

После этого глаза их открылись и они устыдились своей наготы. Во время общения с Господом ни Адам, ни Ева не стали просить у Него прощения за нарушение единственной заповеди, данной на тот момент, и даже косвенно обвинили Бога в том, что произошло.

Не видя в них раскаяния, Господь изгнал Адама и Еву из рая, поставив на входе в Едем херувима с вращающимся мечом, чтобы охранять вход в него.

 

Адам нарушил пост

«Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного, руками ударяя себя по лицу, и возглашал: „Милостивый, помилуй меня, падшего!“» — так представлены мысли и чувства Адама в Постной Триоди. Это позволяет понять, почему мы вспоминаем о грехопадении первых людей и об их покаянии накануне Великого поста.

Адам не сохранил первую и единственную в то время заповедь — о невкушении определённых плодов. А это — заповедь о соблюдении поста. Воспользовавшись своей свободой идти за Богом или идти против Него, Адам выбрал второй вариант. В итоге он не только не стал богом, а навлёк смерть и на себя, и на весь род человеческий.

Напоминая об этом, Церковь предлагает накануне поста задуматься, насколько часто и мы идём против воли Творца. Адам не сохранил заложенное в него Богом бессмертие. Мы же, соблюдая пост и раскаиваясь в своих грехах, можем рассчитывать на прощение наших грехов и наследование жизни вечной.

В этом смысле наименования дня Прощёным воскресеньем вполне соответствует библейской истории. Пришедший в мир Иисус Христос Своей смертью простил и спас от вечной погибели не только Адама, но и каждого из нас.

 

Прощение ощутимо приносит пользу

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14), — эти слова Иисуса Христа становятся продолжением Его слов, сказанных в молитве Господней: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Как можно требовать или просить, чтобы тебя простили, если ты сам бесконечно обвиняешь всех вокруг себя?! Господь поясняет, что это невозможно.

Но что означает слово «простить»? Может быть, презрительно взглянуть на человека и подумать: «Ну, что с него, такого недалёкого и неумного, возьмешь»? Это будет не прощение, а превозношение. Не будет прощением и наша снисходительная жалость или равнодушие.

Простить — значит полюбить и принять человека таким, какой он есть; увидеть в нём образ Божий. Не зря говорят, что нужно ненавидеть грех и любить грешника.

Вспомним историю, когда к Иисусу Христу привели женщину, застигнутую в прелюбодеянии. Народ собирался забросать её камнями. На это Господь заметил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:3-11). После этого обличители сразу разошлись. В итоге именно такого прощения, наверняка, нравственно изменилась и эта женщина, и те, кто её обвинял.

Итак, прощение — не просто мысленный акт, а реальное действие, приносящее пользу и прощённому, и тому, кто его прощает.

 

Пост духовный и телесный

Следующие две евангельские темы, рассматриваемые в храмах накануне Святой Четыредесятницы, это тема правильного поста и истинного богатства.

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», — учит Господь. Ведь цель поста — не в том, чтобы предстать перед людьми в образе праведника, а в том, чтобы стать праведником.

«Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое», — ещё один важный совет. Святитель Николай Сербский говорит, что в этих словах скрывается таинственный смысл, а не просто указание на мытьё лица и головы.

«Помажь голову свою» — не принимай злых помыслов, воздерживайся от гневных слов, направь душевные усилия на доброе дело своего внутреннего человека. «Умой лице твое» — удержи тело от совершения греха. Вначале нужно очистить душу, а затем и тело. Поэтому и пост должен быть прежде всего внутренним, духовным, а потом уже телесным.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, <…> но собирайте себе сокровища на небе», — этими словами Иисус Христос подытоживает сказанное. У каждого из нас есть свои земные сокровища. Деньги, дом, работа занимают всё наше время. Но эти сокровища рано или поздно придут в негодность или станут не нужны. А лишившись опоры, рухнет и весь каркас нашей жизни, она потеряет смысл.

Истинное же сокровище — это пребывание в Боге и с Богом. Научимся собирать такое сокровище на земле — сможем общаться с Господом и в Царстве Небесном. Войдём в некогда закрытые для Адама и Евы врата райского сада и скажем, подобно апостолам: «Господи, хорошо нам здесь быть!»

Цитата дня

«

Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100