Протоиерей Александр Хворост
Откуда у человека появляется вера?
Как появляется вера? Рождается под влиянием благодати? Просыпается в тяжёлых обстоятельствах? Становится результатом духовного поиска? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.
Что такое вера?
За четырьмя буквами этого слова открывается огромный мир. Вера и религиозное чувство заложены в человеческое существо Творцом изначально. Синоним слова «вера» — богообщение. Общение с Богом необходимо каждому, потому что человек — это самое совершенное, сложное и любимое Божье творение.
Вера — это феноменальное явление: невозможно объяснить его наличие в человеческой природе, мы не наблюдаем его ни в каких других формах жизни, даже у самых высокоорганизованных животных его нет. Ни одна светская научная теория не может полностью объяснить наличие веры. Вера, религия, религиозный культ имели место во всех культурах и цивилизациях, как самых развитых, так и самых примитивных. Многие религиоведы и культурологи не могут ответить, почему так происходило.
Вера — это Божий дар. Общение человека с Богом происходило в раю, Адам и Ева могли общаться с Богом напрямую. После изгнания прародителей из Эдемского сада богообщение происходило через молитву и жертвоприношение. В христианстве оно осуществляется через молитву и таинства. Таинство — это особо благодатное воздействие Божественной энергии на человека.
Человек приходит к вере, когда просыпается его религиозное сознание. На каком-то этапе своей жизни он сталкивается с феноменом бытия Божия. Каким-то образом к нему приходит понимание, что мир существует по творческому волевому усилию Божества, Творца, и в его душе возникает отклик на осознание этого факта.
Человек отвечает на призыв Божий. Это может произойти в различных ситуациях. Нередко они могут быть критическими, когда человек оказывается в сложных жизненных обстоятельствах: к нему приходят болезнь или война. Он ищет помощи и вспоминает, что существует Бог, Который может эту помощь оказать. Зачастую мы слышим от прихожан именно такие истории об обретении веры.
Бывает, человек задумывается: зачем существует мир, кто его создал? Если Бог есть, то как надо с Ним общаться? Кого-то само осознание существования Бога приводит в радость, и это чувство меняет его жизнь, ведь радость — естественное состояние нашей души. Человек радуется, осознавая масштабы творения Божия и Его величия.
По словам апостола, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Настоящая вера не требует доказательств. Можно идти практическим путём в познании добра и зла, сопоставлять одно с другим и делать выводы, но вера этого не требует. Верующий человек верует искренне и до конца.
«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). В этих словах сосредоточено основание всей религиозной жизни человека.
Как всё происходит?
Человек получает веру как дар. Религиозное чувство заложено в нём, и однажды оно просыпается, активизируется, обостряется под благодатным воздействием Божиим. Господь хочет всем спасения, но спастись без веры невозможно. Поэтому Господь каждого ведёт к вере, воздействуя особо, и в какой-то момент — тайный, поскольку мы не знаем, как и почему это происходит, — человек просыпается духовно. Всё ведёт к Богу. Ни один человек на протяжении своей жизни не пройдёт мимо Христа. Так или иначе, но столкнётся с Ним. Дальше уже вопрос свободной воли — захочет он с Ним быть или нет.
Даже атеисты очень часто верующие люди: они верят, что Бога нет. Невозможно доказать бытие Божие, как и его отсутствие. Это ещё в Средние века было известно. Мне не попадались люди, которые уверенно заявляли бы, что не верят в существование Бога. Обычно люди делятся на религиозных и нерелигиозных. Первые имеют ту или иную степень воцерковления, периодически ходят в храм, а вторым обычно некогда. Они спокойно относятся к идее существования Бога, но Ему нет места в их жизни. Современный человек больше задумывается о материальном благополучии, нежели об аскетике и религиозных вопросах. ХХ век умалил веру в людях и место религии в обществе — если говорить о Европе и постсоветском пространстве.
Появление веры — это мистическое воздействие. Оно может происходить самыми разными путями. Люди приходят к Богу даже через колдунов, магию, какие-то оккультные вещи. Вспомним иеромонаха Серафима (Роуза): в каких только сектах он ни побывал, какие учения ни изучал, но остановился на православии, где нашёл ответы на свои вопросы. Каждая искренняя, чистая душа, которая ищет радости, встретит Бога и придёт ко Христу.
Часто люди приходят к вере по молитвам своих близких. У меня был случай, когда юноша пришёл в монастырь каяться в занятиях сатанизмом. Оказалось, что у него очень верующая сестра, она за него усиленно молилась — и в итоге он раскаялся и всё бросил.
Другой случай из жизни моих знакомых: женщина вела себя как бесноватая, у неё было какое-то то ли психические, то ли духовное расстройство. Сейчас она признательна своему мужу, который возил её по монастырям. Благодаря нему она выздоровела. Через свои страдания эти люди стали очень глубоко воцерковлёнными христианами.
Как правило, люди приходят к Богу в горе и беде, но, на мой взгляд, это не всегда хорошо. Объясню: человек ищет помощи и находит её, но такая вера быстро угасает, потому что он решил проблему — и никакие Бог и Церковь ему больше не нужны, его жизнь пошла по прежнему пути. Он использовал веру для решения личных проблем. Практическое использование веры — это неправильно. Человек встречается с Богом, и потом должен сделать следующий шаг. Есть призывающая благодать, когда окрылённый человек начинает строить свою духовную жизнь, а потом у него происходит этап богооставленности, когда надо самостоятельно учиться идти вперёд, в Царствие Небесное — как маленький ребёнок учится ходить.
Самая твёрдая вера возникает, когда человек полностью вверяет себя в руки Божии. Он понимает свою немощь, ограниченность, непосильность достижения идеала, данного в заповедях. Тогда он полностью отдаёт себя Господу и живёт не только с верой, но и с безграничным доверием к Богу — как Авраам, например. Постепенно такой человек обретает безграничную любовь к Богу. Дай Бог нам всем обрести её!
Записала Екатерина Щербакова